Кандидатский

Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ

Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору

камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не

выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от

времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из

своего «сизифова положения».

Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в

«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного

капиталистического общества.

К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как

психиатр.

В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски

человеком своей индивидуальности.

Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может

рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и

нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть

содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей

мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды

глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:

человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных

представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).

Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).

#22.Философия неотомизма

Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на

учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,

соответствующей христианским догмам.

Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.

Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как

духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных

построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем

всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс

зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют

поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия

человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –

утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять

церковь.

Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в

основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.

Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении

Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.

Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации

учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.

Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что

разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения

против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И

Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:

1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).

2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).

Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.

Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:

-чувственное бытие;

-воображаемое бытие;

-метафизическое бытие.

Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –

обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.

Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на

базе признания религиозных ценностей.

Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:

1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).

2. Принцип рационализма (уважение к разуму).

3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу

социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного

и личного эгоизма.

#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.

Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они

составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или

понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство

абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.

(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие

материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и

материализма.

Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у

нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.

Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он

одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.

Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.

Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной

степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,

т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).

Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные

т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.

Исходным материалом познания является определенная последовательность

ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом

опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия

причинности.

По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только

последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы

повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.

Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от

остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.

Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика

как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.

Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в

отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).

#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).

Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская

организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная

культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного

знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм

духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.

Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально

невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в

первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот.

вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные

черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:

1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей

воли. Картина мира разделяется на небесную и земную

2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это

знание неизменно.

3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку,

познание природы – для улучшения понимания бога.

4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с

другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель

человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.

Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между

свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным

предопределением, о соотношении между верой и разумом.

Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан

В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями

самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно

возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов

были публичные богословские споры, разработка богословской документации.

Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф.

вопросы.

Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.

Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые

духовные сущности.

Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие

понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на

богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение

природы. Реалисты – чисто схоласты.

#13. Философия французских просветителе 18в.

Понятие просвещения –

1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что

существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума,

как единственного и высшего авторитета.

2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы,

мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия

эпохи просвещения.

Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет

собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и

следствий.

Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы

чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его

проявлениях.

Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения

материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.

Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже

Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная

возможность присуща всей материи.

В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она

сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание

процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть

активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается

переход от чувственного к логическому познанию.

Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую

происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать

представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума.

Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его

неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты