Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ
Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору
камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не
выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от
времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из
своего «сизифова положения».
Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в
«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного
капиталистического общества.
К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как
психиатр.
В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски
человеком своей индивидуальности.
Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может
рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и
нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть
содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей
мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды
глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:
человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных
представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).
Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).
#22.Философия неотомизма
Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на
учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,
соответствующей христианским догмам.
Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка
богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.
Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как
духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных
построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем
всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс
зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют
поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия
человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –
утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять
церковь.
Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в
основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.
Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении
Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.
Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации
учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.
Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что
разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения
против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И
Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:
1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).
2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).
Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.
Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:
-чувственное бытие;
-воображаемое бытие;
-метафизическое бытие.
Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –
обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.
Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на
базе признания религиозных ценностей.
Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:
1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).
2. Принцип рационализма (уважение к разуму).
3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу
социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного
и личного эгоизма.
#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.
Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они
составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или
понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство
абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.
(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие
материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и
материализма.
Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у
нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.
Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он
одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.
Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.
Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной
степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,
т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).
Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные
т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.
Исходным материалом познания является определенная последовательность
ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом
опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия
причинности.
По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только
последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы
повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.
Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от
остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.
Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика
как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.
Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в
отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).
#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).
Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская
организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная
культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного
знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм
духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.
Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально
невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в
первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот.
вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные
черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:
1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей
воли. Картина мира разделяется на небесную и земную
2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это
знание неизменно.
3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку,
познание природы – для улучшения понимания бога.
4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с
другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель
человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.
Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между
свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным
предопределением, о соотношении между верой и разумом.
Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан
В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями
самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно
возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов
были публичные богословские споры, разработка богословской документации.
Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф.
вопросы.
Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.
Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые
духовные сущности.
Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие
понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на
богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение
природы. Реалисты – чисто схоласты.
#13. Философия французских просветителе 18в.
Понятие просвещения –
1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что
существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума,
как единственного и высшего авторитета.
2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.
Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.
Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы,
мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия
эпохи просвещения.
Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет
собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и
следствий.
Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы
чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его
проявлениях.
Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения
материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.
Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже
Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная
возможность присуща всей материи.
В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она
сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.
Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание
процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть
активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается
переход от чувственного к логическому познанию.
Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую
происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать
представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума.
Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его
неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17