Кандидатский

когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту,

средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания

было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от

прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины

природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и

характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР

складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они

характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий,

но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте

соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости

включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных

системных объектов (теоретическое описание экологических процессов,

глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).

Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр

ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной

научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ –

начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.

Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического

естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины

мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную

перестройку фил. оснований естествознания.

Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и

академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные,

но связанные с изменением самого предмета исследований.

А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение

отношения науки к технике и др.

#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.

Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он

остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими

(родовыми) свойствами, как целостность морфологической и

психофизиологической организации, активность, устойчивость во

взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию

человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для

формирования личности.

Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как

индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами,

которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим

признакам относят психологические особенности человека, его отношение к

средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию,

положение в обществе и т.п.

Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить

следующей схемой:

Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без

преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность

человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,

господствующую над ним и враждебную ему.

Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов

деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных

им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие

чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое

содержание.

Основные причины отчуждения:

. частная собственность на орудия и средства производства;

. научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и

компьютеризация производства);

. всевластие бюрократии;

. социальное неравенство и эксплуатация;

. абсолютизация духовных сил человека.

«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере

осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора

профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора

их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу

мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений

в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и

быть избранным в различные органы политической власти; право свободно

участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть

различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что

свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.

Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками,

это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует

ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не

хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека,

«созидание ранее небывшего».

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его

способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со

своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им

объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его

мира.

#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и

концепции ее решения.

Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у

собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху

открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами

резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы

общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все

чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение

требует усилий боль-ва чел-ва.

Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война.

Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек –

биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство

– воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах

истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы

развития общ-ва.

В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает

и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-

ва, на росте пр-ва.

Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:

1) Древнейший (охота и собирательство);

2) Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения

локального характера);

3) Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов

составляет 1% от сырья).

Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической

катастрофы.

Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала,

но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию

развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-

ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые

волнения («римский клуб»).

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-

ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие

индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-

но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы

обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.

Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что

это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в

сознании чел-ва.

При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет

осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной

жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его

контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий

существования чел-ва (атмосфера и т. д.).

Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее

формам.

Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в

мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму

сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот

переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта

революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она

превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной

цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и

обостряет старые:

1) продовольственная;

2) занятости и трудоустройства

Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.

Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая

бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии

англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с

майтовской теорией.

«Дети - цветы жизни на могилах их родителей» – это естественная сущность

жизни чел-ва.

#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи

действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти

связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные

методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов

(объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная

теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием

эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней

самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При

формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования

со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем.

лингвистике.

2)аксиоматический;

Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств.

Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты