когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту,
средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания
было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.
На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется
переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от
прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины
природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и
характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.
На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР
складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они
характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий,
но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте
соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости
включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных
системных объектов (теоретическое описание экологических процессов,
глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).
Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр
ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной
научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ –
начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.
Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического
естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины
мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную
перестройку фил. оснований естествознания.
Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и
академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные,
но связанные с изменением самого предмета исследований.
А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение
отношения науки к технике и др.
#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.
Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он
остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими
(родовыми) свойствами, как целостность морфологической и
психофизиологической организации, активность, устойчивость во
взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию
человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для
формирования личности.
Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как
индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами,
которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим
признакам относят психологические особенности человека, его отношение к
средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию,
положение в обществе и т.п.
Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить
следующей схемой:
Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без
преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность
человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,
господствующую над ним и враждебную ему.
Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов
деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных
им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие
чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое
содержание.
Основные причины отчуждения:
. частная собственность на орудия и средства производства;
. научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и
компьютеризация производства);
. всевластие бюрократии;
. социальное неравенство и эксплуатация;
. абсолютизация духовных сил человека.
«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере
осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора
профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора
их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу
мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений
в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и
быть избранным в различные органы политической власти; право свободно
участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть
различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что
свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.
Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками,
это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует
ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не
хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека,
«созидание ранее небывшего».
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его
способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со
своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им
объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его
мира.
#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и
концепции ее решения.
Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у
собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху
открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами
резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы
общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все
чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение
требует усилий боль-ва чел-ва.
Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война.
Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек –
биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство
– воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах
истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы
развития общ-ва.
В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает
и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-
ва, на росте пр-ва.
Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:
1) Древнейший (охота и собирательство);
2) Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения
локального характера);
3) Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов
составляет 1% от сырья).
Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической
катастрофы.
Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала,
но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию
развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-
ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые
волнения («римский клуб»).
Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с
внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы
“общество-природа”.
Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-
ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие
индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-
но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы
обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.
Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что
это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в
сознании чел-ва.
При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет
осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной
жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его
контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий
существования чел-ва (атмосфера и т. д.).
Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее
формам.
Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в
мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму
сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот
переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта
революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она
превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной
цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и
обостряет старые:
1) продовольственная;
2) занятости и трудоустройства
Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.
Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая
бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии
англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с
майтовской теорией.
«Дети - цветы жизни на могилах их родителей» – это естественная сущность
жизни чел-ва.
#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.
Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи
действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти
связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные
методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов
(объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная
теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием
эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней
самой в скрытом виде. Теории:
1)формализация;
Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При
формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования
со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем.
лингвистике.
2)аксиоматический;
Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств.
Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17