фундаментальных моментов современного мышления. В нашем воздействии на мир
всегда развязываются новые возможности.
Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило достаточно
сложными причинными основаниями, включающими в себя как внутренние
(необходимые), так и внешние (случайные) причины.
Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает
возможность реализации различных вариантов следствия. Реальный характер
следствия зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим
в каждом конкретном случае.
Познание соотношения случайного и необходимого в социальных
взаимодействиях является условием практического применения знаний об
объективных закономерностях жизни общества.
Случайность и необходимость относительны6 необходимое в одних условиях
может стать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения
следует каждый раз учитывать конкретные условия.
Действительность содержит множество не только необходимо, но и случайно
сложившихся свойств.
#15. Философия Г.Гегеля
Философская система Гегеля- это система объективного идеализма, т.е. по
Гегелю основу всего существующего составляет некоторый мировой разум,
однако эта духовная первооснова мира- это аналог бога. Она не остается
равной самой себе, а проходит процесс развития.
Сначала чисто логический по своему характеру процесс, затем воплощается
в природу, т.е. природа как инобытие идеи; затем этот же мировой разум
развертывается в человеческой истории, в истории человеческой культуры. В
рамках такого мировоззрения Гегелю, однако, удается провести чрезвычайно
ценное исследование: в качестве мирового разума он рассматривает основные
логические философские категории в их взаимосвязи и взаимных переходах.
В “Науке логике” он рассматривает переходы одних категорий в другие.
Эти переходы происходят так, что в логическом содержании каждой категории
обнаруживаются противоречия, которые ведут к разрешению новых категории.
Гегель показал действительные взаимосвязи основных категорий нашего разума.
Это стало основой гегелевской диалектики и так называемого диалектического
метода, в котором рассматривается процесс развития через разрешение
противоречий и через диалектическое отрицание.
Гегель - крупнейший диалектик. Он показал те диалектические связи и
взаимосвязи категорий которые есть в реальном мире. Благодаря ему
утвердилась мысль, что весь существующий мир проходит процесс закономерного
развития перехода от одних ступенек к другим.
Законы диалектики:
1. Единства и борьбы противоположностей
2. Перехода количества в качество
3. Отрицания отрицания
Его теория в некоторых отношениях искажает действительность т.к.
взаимосвязь понятий не вполне совпадает с диалектикой самого реального
мира. Гегель сам вступает в противоречие с диалектическим выводом, стремясь
закончить свою философскую систему окончательными выводами, т.к. по его
представлению развитие познания и общества должно закончится. Он и полагал,
что его система есть окончательное слово философии.
В дальнейшем была критика философии Гегеля.
#16. Философия Л.Фейербаха.
Суть критики в том, что Фейербах говорит, что мировой разум по Гегелю
- это ни что иное, как человеческий разум, взятый в наиболее общей форме и
рассматриваемый как нечто самостоятельное, отделенное от человека. Это же
по Фейербаху составляет основу и религиозного сознания. Т.е. и Гегелевский
идеализм и религия – это по Фейербаху отчужденные формы сознания.
Единственная реальная основа всех форм сознания – человек, который должен
быть единственным предметом философии. Фейербах понимает человека прежде
всего как часть природы, но в то же время он говорит, что понять человека и
человеческое сознание можно лишь с учетом отношения человека к человеку или
индивида к человеческому роду. Самостоятельное значение имел анализ
Фейербахом религии, в частности христианства. Он говорит, что религия имеет
глубокое человеческое содержание, однако, выраженное в отчужденной форме.
Отсюда историческая задача: на место существующих религий поставить новую-
религию человека, религию любви к человеку. Вместо “человек человеку волк ”
он говорит “человек человеку бог”
#17. Философия марксизма (1818-1883)
Созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных
доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное
единство философских идей с политико- экономической и научно- социальной
сторонами марксистского мировоззрения. Высшая цель марксизма – разработка и
теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.
Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения,
отчуждения и несвободы людей. Суть философии марксизма образуют
исследования фундаментальных, классических проблем, концентрирующихся
вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между
собой и природы человека вообще.
Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против
христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс
увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего
миропорядка.
Маркс рассматривает отчужденный труд в следующих аспектах.
1. Рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы,
и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты
труда.
2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет
выбора. 3.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми.
#18. Философия позитивизма. Неопозитивизма ХХ века и его кризис
Позитивизм
Зарождается в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст Конт. Он
сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются
конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса
познания. Он решал эту проблему так: пытался выделить основные стадии
исторического развития мышления, полагая, что это была сначала религиозная
стадия, затем стадия метафизическая с умозрительными попытками находить
причины сущего; затем научная стадия. Причем научное мышление отличается от
метафизического тем, что наука строго придерживается фактов и старается
точно описать их взаимосвязь. Вопросы же об общем характере бытия не
являются предметом науки. Во 2-й половине 19 века позитивизму
симпатизировало большое количество ученых. В 20 веке это направление
получает название логического позитивизма (неопозитивизма).
Неопозитивизм
Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”)
Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью
очистить науку от вненаучных и философских допущений.
Выдвигалось 2 приема:
1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые
констатируют исходные факты.
2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий:
истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические
указания. Положение, которые в принципе не поддаются такой проверке –
бессмысленны. С этой точки зрения бессмысленным оказывалось все
мировоззрение мышления и ряд общетеоретических положений гипотетического
характер. Т.е. предполагалось создать строго научную систему знаний.
Кризис. 1.В том что исходные протокольные предложения оказались
фикцией, т.к. их невозможно выделить. 2. Изображался процесс познания по
схеме: от фактов к их обобщению.
Реальное научное познание развивается по - другому. Т.е. позитивизм не
объяснил рождение познания и движения новых идей. В частности характер
выдвижения гипотез.
#19. Иррационалистическое направление а философии 19в. А. Шопенгауэр и Ф.
Ницше.
Иррациональный - сверхразумный. В 19 в. представители этого
направления не только обосновывали особый вне научный, вне логический путь
познания, но и развивали некоторое учение о бытии, доказывая, что в основе
всего сущего лежит некоторое иррациональное начало. Шопенгауэр начинал
с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе
не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас
вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она
должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е.
волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На
основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и
противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную философию
космического пессимизма, где-то перекликающуюся с Буддизмом. Он говорил,
что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в
конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке.
Совершенно другую форму иррационализма развивает Ницше. Одна из
исходных категорий его философии – категория жизни. Причем, хотя Ницше
иногда использует биологические термины, но жизнь в его понимании
отличается от жизни, которая описывается биологической наукой. Сама
сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и
непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к
власти, господству, подчинению. Человечество - одна из форм продукта жизни.
Анализ всей человеческой культуры должен исходить из интересов жизни.
Формы, которые ослабляют жизненные инстинкты, должны исчезнуть.
Ницше формулирует 2 позиции:
1. Человечество разделено на 2 группы: сильные и слабые. У этих групп
разная мораль по их природе. Но слабые способны отравлять своим влиянием
сильных.
2. Если такое влияние будет подавлено, то сильная часть человечества
придет к сверхчеловеку. При этом необходимо максимальное проявление
жизненных инстинктов: сверхчеловек должен стоять по ту сторону добра и зла,
у него не должно быть совести и т.п. (смеющийся лев).
Ницше: ненавидит сострадания, поэтизатор зла, аристократ, утонченный
интеллигент.
#20. Философия прагматизма.
Конец 19, первая половина 20 вв. Занимает промежуточное положение
между реализмом и позитивизмом. Характерен для США. Основоположник У.
Джемс. 20век- Д. Дьюи.
В их трактовке философия – это не столько теория, сколько метод
решения определенных проблем.
Джемс: жизненное мировоззрение, в т.ч. и философская, неразрывно
связано с особенностями психики, темперамента человека, которые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17