Кандидатский

Факт, от factum - сделанное, совершившееся.

Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее

удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо

предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, -

говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.

Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются

опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские

показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань

науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного

анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих

основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут

служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор

фактов можно построить любую теорию.

#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для

эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ,

сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают

друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.

Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных

мат. моделей.

1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств

(аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.

2.Синтез аксиоматического и формализации.

3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в

выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез

путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.

Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания.

Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью

выявление существенных свойств и отношений объектов познания.

Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в

определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе

научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда

ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно

создает нужные условия.

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и

подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система

научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных

практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные,

математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся

познать то, чего они не знают.

Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни

, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти

ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую

программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из

предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает

в виде гипотезы.

#62. Религия как форма духовной культуры.

Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как

сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е.

Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир

и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.

Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии,

так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры

(Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).

В философии критический анализ религии был развит просветителями:

религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный

с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.

Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное

человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.

Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.

Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир

древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения

реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество –

умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).

Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии

является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения

наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта

способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются

объектом поклонения только в силу социальных причин.

В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и

неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность

возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту

ограниченность факт. религиозными образами.

Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает

реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).

Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».

Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.

В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия

сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в

историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы,

выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения.

2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих:

столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно

имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать

ожесточению конфликта.

Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны

подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.

#21Философия экзистенциализма.

В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был

экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).

Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин

экзистенция употребляется Кьеркегором.

Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро

человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как

конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она

означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая

возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания

человека, усматривающего его сущность в разуме.

Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это

человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть

экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит

от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь

некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –

это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего

собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.

Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и

неповторима. Отсюда два вывода:

1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с

другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она

может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто

вещественное и отчужденное от его творца.

2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя

(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с

бременем ответственности. Человек создает себя сам .

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и

атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек

вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не

подлинное существование.

Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.

Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи

Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция

поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от

основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою

онтологию на противопоставлении двух видов бытия:

«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,

«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.

сознанию.

Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,

есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,

движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной

категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность

человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность

человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр

отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден

сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.

А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.

Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого

существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».

Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты