Факт, от factum - сделанное, совершившееся.
Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее
удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо
предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, -
говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.
Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются
опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские
показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.
очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности
факта.
Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты
отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань
науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного
анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих
основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут
служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор
фактов можно построить любую теорию.
#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни
научного познания.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для
эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.
Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ,
сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на
уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают
друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.
Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных
мат. моделей.
1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств
(аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.
2.Синтез аксиоматического и формализации.
3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в
выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез
путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.
Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания.
Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью
выявление существенных свойств и отношений объектов познания.
Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в
определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе
научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда
ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно
создает нужные условия.
Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и
подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система
научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,
закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных
практикой научных знаний.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию
форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов
теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные,
математизированные, интерпретационные, дедуктивные.
Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения
какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,
догадка, постановка проблемы.
Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся
познать то, чего они не знают.
Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни
, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти
ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет
поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему
и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую
программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из
предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает
в виде гипотезы.
#62. Религия как форма духовной культуры.
Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как
сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е.
Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир
и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.
Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии,
так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры
(Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).
В философии критический анализ религии был развит просветителями:
религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный
с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.
Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное
человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.
Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.
Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир
древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения
реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество –
умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).
Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии
является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения
наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта
способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются
объектом поклонения только в силу социальных причин.
В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и
неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность
возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту
ограниченность факт. религиозными образами.
Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает
реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).
Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».
Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.
В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия
сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в
историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы,
выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения.
2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих:
столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно
имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать
ожесточению конфликта.
Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны
подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.
#21Философия экзистенциализма.
В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был
экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).
Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин
экзистенция употребляется Кьеркегором.
Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро
человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как
отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как
конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она
означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая
возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания
человека, усматривающего его сущность в разуме.
Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это
человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть
экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит
от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь
некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –
это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего
собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.
Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и
неповторима. Отсюда два вывода:
1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с
другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она
может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто
вещественное и отчужденное от его творца.
2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя
(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с
бременем ответственности. Человек создает себя сам .
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и
атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек
вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не
подлинное существование.
Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.
Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи
Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция
поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от
основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою
онтологию на противопоставлении двух видов бытия:
«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,
«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.
сознанию.
Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,
есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,
движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной
категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность
человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность
человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр
отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден
сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.
А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.
Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого
существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».
Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17