свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая
ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные
знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний
заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому
относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим
образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты
событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,
кототорое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и
постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,
взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций
его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.
установлеа если не известны условия места, времени, в которых они
сформулированы.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек
доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из
принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно
доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип
выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом
действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем
самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.
Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или
опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” -
так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит
молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически
ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается,
совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его
объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
#45. Рациональное и внерациональное в научном познании. Интуиция.
Творческая активность ума по-разному реализуется в науке. В
естествознании наиболее значимым результатом творчества является открытие
– установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей
реального мира. Кроме того, следует упомянуть изобретение – создание ранее
не существовавшего. Сделать открытие – значит правильно установить
надлежащее место нового факта в системе теории в целом, а не просто
обнаружить его. Осмысление новых фактов нередко приводит к построению новой
теории.
В научном творчестве огромную роль играет остроумие – творческая мысль,
тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на
первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то
общего в таких фактах, которые отстоят друг от друга по существу.
Интуиция – способность постижения истины или идеи изобретения,
открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики.
Особенность интуиции – она не разделяет мыслимый объект на части и не
рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы одно
мгновение схватывает целое в сущности (рациональная логика ума при этом не
поспевает за ней). Но интуиция не составляет особого пути познания, идущего
в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно
особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся
в сознании более или менее бессознательно, а предельно осознается именно
итог мысли – истина.
#27. Пространство и время как философские категории.
Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в
движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются
по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства – свойство объекта быть
протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания
процессов, их ритм и темп является понятием времени.
Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи.
Существует 2 концепции пространства и времени:
Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые
сущности, которые существуют сами по себе которые существуют сами по себе,
независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон).
Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые
отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).
Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире
пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной
системы отсчета к другой.
Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и
временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а
отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные
проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера
движения тел.
#28. Философская и научная картина мира.
Бытие (существование) – одна из исходных категорий для научного мышления
которая трактуется по разному в разное время.
Для материалистов - "бытие" - материальный мир с которым человечество
имеет познание и практику.
"Бытие" у Гегеля - бытие мирового разума.
Религиозное мировоззрение - "бытие Божее".
Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое
нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира
использовалось понятие "материи".
В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из
решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них
стала основой научного знания вплоть до 20 века.
Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы,
непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики
мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие
всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной революции начала 20 века. При
научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не
существует свойств присущих всем без исключения объектам.
В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он
существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в
марксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления
единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в
наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его
можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через
ощущения").
Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В
принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов
способную проявлять себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай
проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир
оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее
единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных
условиях взаимопревращаются друг в друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир
взаимодействующих объектов это изменяющийся мир и вся совокупность
происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.
Реальное движение материально, т.к. это является процессом изменения
материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует
всегда, т.к. нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение
объективно противоречиво, ибо любой объект одновременно и "прибывает" и "
изменяется". Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая
характеристика "бытия".
На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В
классической науке мир представлялся:
1) построенный из неизменных кирпичиков;
2) построенный на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого
взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет
человеческой свободы.
Пересмотр этой картины мира потребовал уточнение или изменение
традиционных философских категорий в которых отражены общие связи.
#38. Проблема человека в философии. социальное и биологическое в человеке.
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является
проблема соотношения природного и социального в его историческом и
индивидуальном развитии.
Кроме учения Ч. Дарвина о происхождении человека естественным путем,
религиозных концепций о божественном акте сотворения человека, существует
гипотеза о внеземном происхождении жизни.
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой
деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям
труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для
общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились
приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных,
увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно
сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал
всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для
осуществления своего общественно-исторического развития.
Сложились две позиции о природе человека:.
Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди
сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как
совокупности общественных отношений. Также, среди приверженцев марксизма
немало и таких философов, которые считают, что К. Маркс имел в виду понятие
"человек" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом
социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала
преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков
индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также
вся биолого-физиологическая структура человека.
Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности
человека преимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьба за
существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при
этом употребляется понятие "сверхчеловек"), погибают или должны погибать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17