Учение о праве, долге и религии

В теоретическое образование входит кроме многообразия и определенности

знаний, а также всеобщности точек зрения, позволяющих судить о вещах,

умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности, без

субъективного интереса.

Пояснение. Многообразие знаний самих по себе входит в образование потому,

что именно благодаря многообразию знаний самих по себе человек поднимается

от партикулярного знания незначительных вещей своего окружения ко

всеобщему знанию, благодаря которому он достигает большей общности знаний

с другими людьми, овладевает предметами всеобщего интереса. Выходя за

пределы того, что он знает и испытывает непосредственно, человек узнает,

что существуют также другие, и притом лучшие, способы вести себя и

действовать и что его способы не являются единственно необходимыми. Этим

он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и

несущественного. Определенность знаний касается их существенного различия,

тех различий, которые во всяком случае принадлежат предметам. К

образованности относится умение судить об отношениях и предметах

действительности, именно для этого и нужно знать, от чего это зависит, что

такое природа и цель как вещи, так и отношений друг к другу. Эти аспекты

открываются человеку не непосредственно через созерцание, а благодаря

занятиям этой вещью, благодаря размышлению как о ее цели и сущности, так и

о средствах, насколько они действенны или недейственны. Необразованный

человек не идет дальше непосредственного созерцания. Его глаза закрыты, и

он не видит того, что лежит у его ног. Это только субъективное видение и

постижение. Он не видит суть. Он лишь приблизительно знает, какова вещь,

да и токе как следует, потому что только знание всеобщих аспектов

направляет человека на то, что нужно рассматривать главным образом. Вернее

даже, знание всеобщих аспектов уже и есть главное самой этой вещи, оно уже

заключает в себе ее важнейшие отделы, в которые, стало быть, остается

лишь, так сказать, вложить внешнее наличное бытие, и следовательно, это

знание способно постигать гораздо легче и правильнее.

Противоположностью неумения судить является манера судить обо всем чересчур

поспешно, без понимания. Такое торопливое суждение основывается на том,

что становятся па одностороннюю точку зрения, берут один аспект и тем

самым упускают из виду истинное понятие вещи, не обращают внимания на

остальные аспекты. Образованный человек знает в то же время границы своей

способности суждения.

Далее, в образование входит умение воспринимать объективное в его свободе.

Оно заключается в том, чтобы в предмете я искал не свой собственный

субъект, а рассматривал бы и трактовал предметы так, как они существуют

сами по себе, в их свободном своеобразии, чтобы я интересовался ими без

какой-либо личной выгоды. Такой бескорыстный интерес важен в изучении

наук, если, разумеется, культивировать их ради них самих. Желание

извлекать пользу из предметов природы связано с разрушением последних.

Интерес к изящному искусству тоже бескорыстен. Оно изображает вещи в их

живой самостоятельности и устраняет те недостатки и стеснения, которым они

подвергаются от внешних обстоятельств. Объективный поступок состоит в том,

что, 1) взятый даже со своей безразличной стороны, он имеет форму

всеобщего, лишен произвола, прихоти, каприза, свободен от странностей и т.

п.; 2) со своей внутренней, существенной стороны он является объективным,

если имеет целью самое истинную вещь, и лишен корыстного интереса.

§ 43

Практическое образование требует, чтобы человек, удовлетворяя свои

естественные потребности и влечения, проявлял благоразумие и соблюдал ту

меру, которая лежит в границах их необходимости, т. е. необходимости

самосохранения. Человек 1) должен быть способен выйти из естественного,

быть свободным от него; 2) напротив, в свое призвание (Beruf), в

существенное он должен быть углублен; наконец, 3) он должен быть способен

но только к тому, чтобы ограничить удовлетворение естественного пределами

необходимости, но и к тому, чтобы принести его в жертву более высоким

обязанностям.

Пояснение. Свобода человека от естественных побуждений заключается не в

том, что он не имеет их и, следовательно, не стремится уйти от своей

природы, а в том, что он признает их в общем необходимыми и тем самым

разумными и в соответствии с этим исполняет их по собственной воле. Он

оказывается тут принужденным лишь в том случае, если вопреки этому

всеобщему обзаводится случайными и произвольными мыслями и целями.

Определенную, строгую меру в удовлетворении потребностей и употреблении

физических и духовных сил точно указать невозможно, по каждый может знать,

что именно ему полезно, а что вредно. Соблюдение меры в удовлетворении

естественных побуждений и в пользовании телесными силами необходимо,

собственно говоря, ради здоровья, ибо последнее является существенным

условием пользования духовными силами для исполнения высшего назначения

человека. Если тело не сохранено в его нормальном состоянии, если нарушена

какая-нибудь из его функций, то приходится делать тело целью своих

занятий, вследствие чего оно превращается в нечто слишком важное и

значительное для духа. - Далее, нарушение меры в пользовании физическими и

духовными силами, как чрезмерным, так и недостаточным их употреблением

приводит к притуплению и слабости этих сил.

Наконец, умеренность связана с благоразумием. Благоразумие состоит в

способности сознавать, что делаешь, в том, что человек, наслаждаясь или

работая, наблюдает за собой посредством рефлексии и, следовательно, не

целиком отдается этому единичному состоянию, а остается способным к

размышлению обо всем другом, что еще будет необходимо. Благоразумный

человек, воспринимая что-нибудь или занимаясь каким-то делом, одновременно

в своем духе вне этого состояния. Это умение не целиком отдаваться своему

состоянию вообще требуется при необходимых, но все-таки несущественных

побуждениях и целях. Напротив, при истинной цели или при истинном деле

необходимо, чтобы дух со всей серьезностью был налицо, а не находился бы

одновременно и вне их. Благоразумие здесь состоит в том, чтобы не упускать

из виду все обстоятельства и стороны работы.

§ 44

Что касается определенного призвания, которое кажется какой-то судьбой, то

нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу

нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

Пояснение. По отношению к внешним обстоятельствам своей судьбы и вообще ко

всему, что он есть непосредственным образом, человек должен вести себя

так, чтобы сделать все Это своим, лишить все это формы внешнего бытия.

Неважно, какое положение в обществе занимает человек благодаря своей

судьбе, если он действительно есть то, что он есть, т. е. если он вполне

соответствует своему призванию. Призвание - многосторонняя субстанция.

Призвание есть как бы предмет или материал, который нужно всесторонне

проработать, чтобы в нем не осталось ничего чуждого, недоступного,

сопротивляющегося. Если я сделал этот материал совершенно своим для меня,

то в нем я свободен. Преимущественно из-за того человек и бывает

недоволен, если он не соответствует своему призванию. Он ставит себя в

такие условия, которыми не обладает как действительно своими. В то же

время он принадлежит такому состоянию. Он не может отделаться от этого

состояния. Он живет и действует, следовательно, в каком-то превратном

отношении с самим собой.

§ 45

Верность и покорность своему призванию, а также покорность своей судьбе, и

способность забывать о самом себе в своей деятельности основаны на отказе

от тщеславия, самомнения и эгоизма и сосредоточении внимания на том, что

существует в себе и для себя и является необходимым.

Пояснение. Призвание есть нечто всеобщее и необходимое и составляет

известную сторону человеческого общежития. Призвание есть, следовательно,

часть всего созданного людьми. Имея призвание, человек приобщается ко

всеобщему и принимает в нем участие. Благодаря этому он становится

объективностью. Хотя призвание и представляет собой единичную ограниченную

среду, оно все же образует необходимый член целого и в самом себе тоже

является целым. Чтобы стать кем-то, человек должен суметь ограничить себя,

т. е. сделать свое призвание вполне своим делом. В этом случае призвание

не является для него ограничением. Здесь человек един как сам с собою, так

и со своим внешним окружением, со своей средой. Он есть всеобщее, целое.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, т. е. несущественное,

ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе. Суетное

не представляет собой сущего в себе и для себя, но получает существование

только благодаря субъекту. Человек видит в нем только себя. Таково,

например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает

свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к

делу. Человек, который честно исполняет незначительные дела, показывает

этим свою способность к большим делам, ибо он проявил покорность и

способность отказываться от своих желаний, склонностей и фантазий .

§ 46

Благодаря интеллектуальному и моральному образованию человек получает

способность выполнить обязанности по отношению к другим, каковые можно

назвать реальными, в то же время как обязанности, относящиеся к

образованию, напротив, скорее формальной природы.

§ 47

Если исполнение обязанностей оказывается более чем субъективной

собственностью индивидуума и скорее присуще его естественному характеру,

оно есть добродетель.

§ 48

Так как добродетель связана отчасти с естественным характером, то она

выступает как моральность определенного рода, как моральность большей

жизненности и интенсивности. В то же время она менее связана с сознанием

долга, чем моральность в строгом смысле этого слова.

II. Обязанности перед семьей

§ 49

Получив образование, человек имеет возможность действовать. Если он

действительно действует, он по необходимости находится в отношениях с

другими людьми. Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты