В теоретическое образование входит кроме многообразия и определенности
знаний, а также всеобщности точек зрения, позволяющих судить о вещах,
умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности, без
субъективного интереса.
Пояснение. Многообразие знаний самих по себе входит в образование потому,
что именно благодаря многообразию знаний самих по себе человек поднимается
от партикулярного знания незначительных вещей своего окружения ко
всеобщему знанию, благодаря которому он достигает большей общности знаний
с другими людьми, овладевает предметами всеобщего интереса. Выходя за
пределы того, что он знает и испытывает непосредственно, человек узнает,
что существуют также другие, и притом лучшие, способы вести себя и
действовать и что его способы не являются единственно необходимыми. Этим
он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и
несущественного. Определенность знаний касается их существенного различия,
тех различий, которые во всяком случае принадлежат предметам. К
образованности относится умение судить об отношениях и предметах
действительности, именно для этого и нужно знать, от чего это зависит, что
такое природа и цель как вещи, так и отношений друг к другу. Эти аспекты
открываются человеку не непосредственно через созерцание, а благодаря
занятиям этой вещью, благодаря размышлению как о ее цели и сущности, так и
о средствах, насколько они действенны или недейственны. Необразованный
человек не идет дальше непосредственного созерцания. Его глаза закрыты, и
он не видит того, что лежит у его ног. Это только субъективное видение и
постижение. Он не видит суть. Он лишь приблизительно знает, какова вещь,
да и токе как следует, потому что только знание всеобщих аспектов
направляет человека на то, что нужно рассматривать главным образом. Вернее
даже, знание всеобщих аспектов уже и есть главное самой этой вещи, оно уже
заключает в себе ее важнейшие отделы, в которые, стало быть, остается
лишь, так сказать, вложить внешнее наличное бытие, и следовательно, это
знание способно постигать гораздо легче и правильнее.
Противоположностью неумения судить является манера судить обо всем чересчур
поспешно, без понимания. Такое торопливое суждение основывается на том,
что становятся па одностороннюю точку зрения, берут один аспект и тем
самым упускают из виду истинное понятие вещи, не обращают внимания на
остальные аспекты. Образованный человек знает в то же время границы своей
способности суждения.
Далее, в образование входит умение воспринимать объективное в его свободе.
Оно заключается в том, чтобы в предмете я искал не свой собственный
субъект, а рассматривал бы и трактовал предметы так, как они существуют
сами по себе, в их свободном своеобразии, чтобы я интересовался ими без
какой-либо личной выгоды. Такой бескорыстный интерес важен в изучении
наук, если, разумеется, культивировать их ради них самих. Желание
извлекать пользу из предметов природы связано с разрушением последних.
Интерес к изящному искусству тоже бескорыстен. Оно изображает вещи в их
живой самостоятельности и устраняет те недостатки и стеснения, которым они
подвергаются от внешних обстоятельств. Объективный поступок состоит в том,
что, 1) взятый даже со своей безразличной стороны, он имеет форму
всеобщего, лишен произвола, прихоти, каприза, свободен от странностей и т.
п.; 2) со своей внутренней, существенной стороны он является объективным,
если имеет целью самое истинную вещь, и лишен корыстного интереса.
§ 43
Практическое образование требует, чтобы человек, удовлетворяя свои
естественные потребности и влечения, проявлял благоразумие и соблюдал ту
меру, которая лежит в границах их необходимости, т. е. необходимости
самосохранения. Человек 1) должен быть способен выйти из естественного,
быть свободным от него; 2) напротив, в свое призвание (Beruf), в
существенное он должен быть углублен; наконец, 3) он должен быть способен
но только к тому, чтобы ограничить удовлетворение естественного пределами
необходимости, но и к тому, чтобы принести его в жертву более высоким
обязанностям.
Пояснение. Свобода человека от естественных побуждений заключается не в
том, что он не имеет их и, следовательно, не стремится уйти от своей
природы, а в том, что он признает их в общем необходимыми и тем самым
разумными и в соответствии с этим исполняет их по собственной воле. Он
оказывается тут принужденным лишь в том случае, если вопреки этому
всеобщему обзаводится случайными и произвольными мыслями и целями.
Определенную, строгую меру в удовлетворении потребностей и употреблении
физических и духовных сил точно указать невозможно, по каждый может знать,
что именно ему полезно, а что вредно. Соблюдение меры в удовлетворении
естественных побуждений и в пользовании телесными силами необходимо,
собственно говоря, ради здоровья, ибо последнее является существенным
условием пользования духовными силами для исполнения высшего назначения
человека. Если тело не сохранено в его нормальном состоянии, если нарушена
какая-нибудь из его функций, то приходится делать тело целью своих
занятий, вследствие чего оно превращается в нечто слишком важное и
значительное для духа. - Далее, нарушение меры в пользовании физическими и
духовными силами, как чрезмерным, так и недостаточным их употреблением
приводит к притуплению и слабости этих сил.
Наконец, умеренность связана с благоразумием. Благоразумие состоит в
способности сознавать, что делаешь, в том, что человек, наслаждаясь или
работая, наблюдает за собой посредством рефлексии и, следовательно, не
целиком отдается этому единичному состоянию, а остается способным к
размышлению обо всем другом, что еще будет необходимо. Благоразумный
человек, воспринимая что-нибудь или занимаясь каким-то делом, одновременно
в своем духе вне этого состояния. Это умение не целиком отдаваться своему
состоянию вообще требуется при необходимых, но все-таки несущественных
побуждениях и целях. Напротив, при истинной цели или при истинном деле
необходимо, чтобы дух со всей серьезностью был налицо, а не находился бы
одновременно и вне их. Благоразумие здесь состоит в том, чтобы не упускать
из виду все обстоятельства и стороны работы.
§ 44
Что касается определенного призвания, которое кажется какой-то судьбой, то
нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу
нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.
Пояснение. По отношению к внешним обстоятельствам своей судьбы и вообще ко
всему, что он есть непосредственным образом, человек должен вести себя
так, чтобы сделать все Это своим, лишить все это формы внешнего бытия.
Неважно, какое положение в обществе занимает человек благодаря своей
судьбе, если он действительно есть то, что он есть, т. е. если он вполне
соответствует своему призванию. Призвание - многосторонняя субстанция.
Призвание есть как бы предмет или материал, который нужно всесторонне
проработать, чтобы в нем не осталось ничего чуждого, недоступного,
сопротивляющегося. Если я сделал этот материал совершенно своим для меня,
то в нем я свободен. Преимущественно из-за того человек и бывает
недоволен, если он не соответствует своему призванию. Он ставит себя в
такие условия, которыми не обладает как действительно своими. В то же
время он принадлежит такому состоянию. Он не может отделаться от этого
состояния. Он живет и действует, следовательно, в каком-то превратном
отношении с самим собой.
§ 45
Верность и покорность своему призванию, а также покорность своей судьбе, и
способность забывать о самом себе в своей деятельности основаны на отказе
от тщеславия, самомнения и эгоизма и сосредоточении внимания на том, что
существует в себе и для себя и является необходимым.
Пояснение. Призвание есть нечто всеобщее и необходимое и составляет
известную сторону человеческого общежития. Призвание есть, следовательно,
часть всего созданного людьми. Имея призвание, человек приобщается ко
всеобщему и принимает в нем участие. Благодаря этому он становится
объективностью. Хотя призвание и представляет собой единичную ограниченную
среду, оно все же образует необходимый член целого и в самом себе тоже
является целым. Чтобы стать кем-то, человек должен суметь ограничить себя,
т. е. сделать свое призвание вполне своим делом. В этом случае призвание
не является для него ограничением. Здесь человек един как сам с собою, так
и со своим внешним окружением, со своей средой. Он есть всеобщее, целое.
Если человек делает своей целью что-либо суетное, т. е. несущественное,
ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе. Суетное
не представляет собой сущего в себе и для себя, но получает существование
только благодаря субъекту. Человек видит в нем только себя. Таково,
например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает
свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к
делу. Человек, который честно исполняет незначительные дела, показывает
этим свою способность к большим делам, ибо он проявил покорность и
способность отказываться от своих желаний, склонностей и фантазий .
§ 46
Благодаря интеллектуальному и моральному образованию человек получает
способность выполнить обязанности по отношению к другим, каковые можно
назвать реальными, в то же время как обязанности, относящиеся к
образованию, напротив, скорее формальной природы.
§ 47
Если исполнение обязанностей оказывается более чем субъективной
собственностью индивидуума и скорее присуще его естественному характеру,
оно есть добродетель.
§ 48
Так как добродетель связана отчасти с естественным характером, то она
выступает как моральность определенного рода, как моральность большей
жизненности и интенсивности. В то же время она менее связана с сознанием
долга, чем моральность в строгом смысле этого слова.
II. Обязанности перед семьей
§ 49
Получив образование, человек имеет возможность действовать. Если он
действительно действует, он по необходимости находится в отношениях с
другими людьми. Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17