Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как
процесс устранения границы, будь она качественной или количественной,
когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки
отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное, если
понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания. В истинно
бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению
какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению
наличного бытия в равенстве с собой.
§ 29
Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает,
что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное
количество, снимает себя и становится внутренним, качественным
определением.
третий раздел
Мера
§ 30
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть
специфическое «сколько».
§ 31
В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который
совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное
внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и
модифицируется при этом самой природой вещи.
§ 32
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою
меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Вторая часть
СУЩНОСТЬ
§ 33
Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного
отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Определения сущности как таковой
§ 34
Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее
существуют в единстве. Они суть лишь положенность, т. е. они не существуют
непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг С другом. Поэтому
они суть отношения. Определения сущности - это определения рефлексии.
§ 35
1) Первым определением является сущностное единство с самим собой,
тождество. Если его выразить как принцип, т. е. в виде некоторого
всеобщего определения, это будет принцип: А == А; всякая вещь равна самой
себе. В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия: А не
может быть одновременно В и Не-А.
§ 36.
2) Вторым определением является различие: а) как определение разности
безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности
различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет
двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как
определение противоположности позитивного и негативного, где одна
определенность положена только посредством другой определенности, причем
каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в
то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип,
выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо Не-А, третьего не дано.
§ 37
3) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность,
которая постольку есть основание. Принцип основания гласит: все имеет
свое достаточное основание.
§ 38
Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего
лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию.
Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но,
обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности
наличного бытия и признают первым и существенным основание.
§ 39
Основание заключает в себе то, что им основывается, согласно его
существенным определениям. Но отношение между основанием и основанным не
является чистым переходом в противоположное, хоть основанное наличное
бытие и обладает формой, отличной от его основания, которое тоже
представляет собой некоторое наличное бытие; и главное определение есть их
общее содержание.
второй раздел
Явление
А. Вещь
§ 40
Основание в силу своего внутреннего определения полагает себя в наличное
бытие, каковое, как вышедшее из основания, есть существование.
§ 41
Как целое определений существования всякое сущее есть вещь.
§ 42
Свойства вещи суть определения ее существования, обладающие безразличным
разнообразием по отношению друг к другу. Точно так же и вещь как простое
тождество с собой неопределенна и безразлична к ним как определениям.
§ 43
Определения в силу своей вещности тождественны с собой, и вещь есть не что
иное, как это тождество ее свойств с ними самими. Вещь, таким образом,
распадается из-за этого на свои свойства как на самостоятельные материи.
§ 44
Но так как эти материи соединены в единство некоторой вещи, то они взаимно
проникают и уничтожают друг друга. Вещь, следовательно, и есть внутри себя
это противоречие, она положена как нечто само по себе лишь уничтожающее
себя, как явление.
В. Явление
§ 45
Сущность из основания вступила в существование. Нечто существующее,
положенное не как существующее само по себе, но как основанное на чем-то
ином, есть явление. Сущность должна проявляться, поскольку как основание
она есть простая непосредствепность и потому бытие вообще.
§ 46
Благодаря тождеству основания и существующей вещи в явлении нет ничего,
чего нет в сущности, и, наоборот, в сущности нет ничего такого, чего нет в
явлении.
§ 47
(Тождество с собой в явлении есть нечто неопределенное, нечто лишь
способное воспринимать определения, нечто пассивное - материя. Тождество
определений по отношению друг к другу составляет нечто активное, форму.
Так как материя определяется формой, то предполагается, что они
самостоятельны и независимы друг от друга. Однако не существует вообще ни
материи без формы, ни формы без материи. - Материя и форма взаимно
порождают друг друга.) Существенная связь между определениями явления есть
его закон.
§ 48
Поскольку определения выступают также и в форме самостоятельного
существования, то связь между ними, как вместе с тем бытие, определенное
иным, составляет отношение.
С. Отношение
§ 49
Отношение есть взаимосвязь двух сторон, которые, обладая самостоятельным
существованием, отчасти равнодушны друг к другу, отчасти же существуют
только благодаря друг другу и только в единстве этой взаимной
определенности.
§ 50
С одной стороны, определения положены в форме отношения, с другой стороны,
они существуют только сами по себе и выступают как некоторое независимое,
непосредственное существование. В этом плане они суть некоторое
предположенное наличное бытие, внутренне уже содержащее в себе тотальность
формы, которая лишь благодаря этому предполагаемому наличному бытию и
может получить существование, иначе говоря, они в этом смысле представляют
собой условия, и их отношение есть обусловленное отношение.
§ 51
Внутри условий и обусловленного отношения явление начинает возвращаться к
сущности и к своему в-себе-бытию, но здесь еще сохраняется разница между
явлением, как таковым, и тем, каково это явление само по себе.
§ 52
1) Непосредственно обусловленным является отношение между целым и частями.
Части как нечто пребывающее вне отношения суть лишь простые материи и в
этом смысле не суть части. Как части они получают свое определение только
внутри целого, и только целое делает их частями, с другой же стороны,
только части составляют целое.
§ 53
2) Целое как внутренняя деятельная форма есть сила. Она не имеет своим
условием никакой внешней материи, а существует в самой материи. Условием
силы является лишь внешний толчок, приводящий ее в возбуждение. Последний
сам есть выражение силы и требует возбуждения, чтобы проявиться. Перед
нами, таким образом, взаимное обусловливание и такая
взаимообусловленность, которая тем самым в целом безусловна.
§ 54
С точки зрения содержания сила в своем выражении представляет то, что она
есть сама по себе, и в ее выражении нет ничего, чего бы не было внутри
нее.
§ 55
3) Таким образом, содержание в плане различия внутреннего и внешнего не
обусловлено. Оно относится как внутреннее содержание только к самому себе
как внешнему. Внешнее и внутреннее есть поэтому одно и то же, только
рассматриваемое с разных сторон. Внутреннее есть полнота определений
содержания как условий, которые сами имеют наличное бытие. Их само
выражение во внешнее есть их рефлексия или же их собирание в единство
целого, которое благодаря этому как раз и получает существование.
третий раздел
Действительность
А. Субстанция
§ 56
Субстанция есть безусловная, в себе и для себя пребывающая сущность,
обладающая непосредственным существованием. (Substantia est cansa sui: id,
quod per se concipitur, sive cujus conccptus involvit existentiam.)
§ 57
В своем существовании эта сущность обладает многообразными отличными от нее
определениями - акциденциями. В своей тотальности они и составляют
субстанцию, каковая есть пребывание и потому возможность (Macht) ее
акциденций.
§ 58
Акциденции, если они в себе содержатся в субстанции, возможны.
§ 59
Когда что-либо мыслится только в форме в-себе-бытия или только как нечто не
противоречащее себе, оно называется возможным. Все считается только
возможным, если оно определено как некоторое в-себе-бытие, представляющее
собой нечто лишь полагаемое. Всякое отдельное содержание обладает именно
такой отделенной от действительности возможностью.
§ 60
Истинно возможным нечто является как тотальность своих в себе существующих
определений. То, что обладает этой полной внутренней возможностью, не есть
лишь некая положенность, а непосредственно действительно в себе и для
себя. Возможность субстанции есть поэтому ее действительность. (Бог,
например, не только вообще, но истинно возможен. Его возможность есть
необходимая возможность. Он абсолютно действителен.)
§ 61
Взаимосвязь акциденций внутри субстанции есть их необходимость. Она
представляет собой единство возможности и действительности. Эта
необходимость слепа, если взаимосвязь является только внутренней или же
если действительное не дано при этом заранее как в-себе-сущее единство
своих определений, а является лишь результатом их связи.
В. Причина
§ 62
Субстанция проявляет себя в возникновении и исчезновении акциденций. В этом
смысле она деятельна, т. е. представляет собой причину.
§ 63
Как причина субстанция превращает свое первоначальное содержание в
действие, в нечто положенное иным.
§ 64
В действии нет ничего, чего нет в причине, и причинa есть причина лишь в
действии. (Говорят: падение кирпича - причина смерти человека, воздух
болотистой местности - причина лихорадок. Но ближайшим образом первое
причина только удара, второе - чрезмерной сырости. Однако действие в
действительном, имеющем, кроме того, и другие определения, приводит тут к
иному результату.)
§ 65
Причина переходит в действие. Поскольку же сама причина обладает
определенным содержанием и должна быть положена как действие, мы получаем
регресс ряда причин и действий в бесконечное. С другой же стороны,
поскольку то, на что оказано действие, само есть нечто первоначальное, это
нечто выступает как причина и производит действие на нечто другое,
вследствие чего возникает прогресс в бесконечное.
С. Взаимодействие
§ 66
Поскольку действие восходит к причине, постольку оно само выступает как
причина. Оно превращает причину в нечто положенное. Оно есть обратное
действие. Обратное действие равно действию.
§ 67
Обратное действие совершается по отношению к первой причине, которая этим
полагается как действие, вследствие чего происходит лишь то, что ее
полагают такой, какова она сама по себе, а именно не как нечто
действительно первоначальное, а как нечто переходящее.
§ 68
Взаимодействие состоит в том, что то, что сеть действие, с противоположной
стороны есть причина, а то, что причина, с противоположной стороны есть
также и действие. Иными словами, взаимодействие есть такое
опосредствование вещью самой себя, в котором первоначальное определяет
себя или же превращает себя в нечто положенное, в нем рефлектирует себя
внутрь себя и лишь как эта рефлексия в себя и представляет собой истинную
первоначальность.
Приложение об антиномиях
§ 69
Категории, т. е. определения бытия, просты. Однако такие определения,
которые не суть первые элементы, определения сущности, просты лишь
постольку, поскольку противоположные моменты сведены в них в простоту.
Таким образом, если такая категория сказывается о каком-нибудь субъекте и
указанные противоположные моменты развертываются в анализе, то о субъекте
должны быть сказаны оба этих момента, вследствие чего и возникают
антиномические высказывания, каждое из которых в равной мере истинно.
§ 70
Кант обратил внимание главным образом на антиномии разума, однако не
исчерпал антитетики последнего, так как установил только некоторые из ее
форм.
1. Антиномия конечности или бесконечности мири во времени и пространстве.
1) Антиномия в отношении времени.
а) Тезис
Мир имеет начало во времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17