Учение о праве, долге и религии

своим собственным значением, которое не связано с природой самого

предмета, обозначенного этой вещью. Таким образом, обозначение

произвольно. Знаком чего должна быть вещь - это в большей или меньшей мере

дело соглашения .

§ 11

Владение становится собственностью, законным, если все другие признают, что

вещь, которую я сделал своей, моя, равно как и я признаю владение других

их владением. Мое владение признается, потому что оно - акт свободной

воли, которая внутри самой себя есть нечто абсолютное и в которой всеобщим

является то, что воление других я тоже рассматриваю как нечто абсолютное.

Пояснение. Владение и собственность - это два различных определения. Отнюдь

не всегда владение и собственность связаны. Можно иметь собственность и в

то же время не владеть ею. Если я, например, кому-то другому ссудил что-

нибудь, то оно остается моей собственностью, хотя я уже этим и не владею.

Владение и собственность входят в то понятие, что я имею господство над

чем-нибудь. Собственность представляет собой правовую сторону этого

господства, а владение - только ту внешнюю сторону, что нечто вообще

находится в моей власти. Правовое есть сторона моей абсолютной свободной

воли, объявившей нечто своим. Эту волю другие должны признать, поскольку

она существует сама по себе и поскольку ранее указанные условия соблюдены.

Собстиенпость имеет, таким образом, внутреннюю и внешнюю сторону. Первая -

это акт воли, который должен быть признан, как таковой, вторая же, взятая

сама по себе, представляет собой вступление во владение. Будет ли

вступление во владение признано другими, это кажется случайным, иначе

говоря, произвольным. Однако оно должно быть признано, ибо такова природа

самого дела. Признание основано не на взаимности. Я признаю не потому, что

и ты признаешь, и наоборот, а природа самого дела служит основой этого

взаимного признания. Я признаю волю другого потому, что она сама по себе

должна быть признана .

§ 12

Я могу отчуждать от себя свою собственность, и она благодаря моей свободной

воле может перейти к другому.

Пояснение. Хотя мои силы и способности и являются более всего принадлежащей

мне собственностью, но они тоже имеют внешнее выражение. Согласно

абстрактному определению, они внешни уже постольку, поскольку я могу

отличить их от себя, от простого Я. Но и сами по себе они суть единичные и

ограниченные силы и способности, не составляющие самой моей сущности. Моя

сущность, сама по себе всеобщая, отлична от этих особенных определений.

Наконец, они являются внешними в их применении. Именно применяя их, я

превращаю их во внешнюю форму, и произведенное ими есть нечто внешне

существующее. В применении находится не сила, как таковая; она

сохраняется, хотя она выявила себя и превратила это свое выявление в

некоторое отличное от нее наличное бытие. Это выявление силы есть нечто

внешнее постольку также, поскольку представляет собой нечто ограниченное и

конечное. Если нечто является моей собственностью, то хотя я и связал его

со своей волей, но связь эта не абсолютна. Ибо если бы связь эта была

такой, то моя воля должна была бы по своей сущности находиться в этой

вещи. Но я превратил свою волю здесь только в нечто особенное, и могу, так

как воля моя свободна, эту особенность снова снять.

§ 13

Неотчуждаемы те блага, которые не столько являются моим владением или

собственностью, сколько образуют мою собственную личность, иначе говоря,

содержатся в моей сущности, как например, свобода воли, нравственность,

религия и т. д.

Пояснение. Отчуждаемы только внешние уже по своей природе блага; личность,

например, я не могу считать чем-то внешним для меня, ибо отказаться от

своей личности - значит превратить себя в вещь. Но такое отчуждение было

бы недействительным. Тот отчуждал бы свою нравственность, кто дал бы

другому, например, обещание совершать по его приказу всевозможные

действия, как преступные, так и безразличные, все равно. Но такое

обязательство не может иметь никакой силы, ибо оно включает в себя свободу

воли, обладая которой каждый должен отвечать за себя сам. Нравственные или

безнравственные деяния - это собственные поступки того, кто их совершает,

и в силу этого я не могу их отчуждать. Я не могу отчуждать и свою религию.

Если бы община или же отдельный человек предоставили кому-нибудь третьему

определять, что должно составлять их веру, то это было бы обязательством,

от которого каждый мог бы отказаться. Причем по отношению к тому, перед

кем я взял на себя такое обязательство, это не было бы несправедливостью,

так как то, что я ему предоставил, никогда и не могло стать его

собственностью.

§ 14

Напротив, определенное употребление своих духовных и физических сил и вещи,

которыми я владею, я могу отчуждать.

Пояснение. Отчуждать можно только ограниченное употребление своих сил, так

как это употребление, иначе говоря, ограниченное действие, отлично от

силы. Но непрерывное употребление, или действие во всем своем объеме,

неотличимо от силы самой по себе. Сила есть нечто внутреннее, нечто

всеобщее по отношению к своему проявлению. Проявления же суть некоторое

ограниченное в пространстве и времени наличное бытие. Сила сама по себе не

исчерпана в отдельном таком наличном бытии, а также не связана с каким-

либо одним из своих случайных действий. Во-вторых, сила должна действовать

и проявляться, иначе она не сила. В-третьих, самое силу составляет весь

объем ее действий, ибо весь объем проявления есть то же самое всеобщее,

что и сила, и потому человек по может отчуждать всего употребления своих

сил: иначе он отчуждал бы свою личность.

§ 15

Для отчуждения в пользу другого требуется мое согласие передать ому вещь и

его согласие принять ее: это обоюдное согласие, если оно взаимно высказано

и объявлено действительным, называется договором .

Пояснение. Договор есть особый способ стать собственником вещи, которая уже

принадлежит другому. Ранее же разобранный способ сделаться собственником

состоял в непосредственном овладении вещью, которая была res nullius

[ничьей]. 1) Простейшим видом договора можно считать дарственный договор,

в котором кто-либо просто передает какую-то вещь в пользу другого, не

получая взамен ее стоимость. Действительное дарение есть договор, ибо в

дарении должна участвовать воля двоих: одного, чтобы передать вещь

другому, не беря за нее ничего, другого, чтобы принять эту вещь.

2) договор мены состоит в том, что я передаю другому что-либо из моей

собственности при условии, что он мне дает за это вещь равную по

стоимости. Здесь необходимо обоюдное согласие каждого отдать что-нибудь, а

взамен взять предложенное другим; 3) купля и продажа есть особый вид мены

- обмен товаров на деньги. Деньги - это всеобщий товар, который как

абстрактная стоимость не может, следовательно, сам быть употреблен для

удовлетворения какой-либо особенной потребности. Они лишь всеобщее

средство для приобретения за них тех особенных вещей, в которых

нуждаешься. Употребление денег только косвенное. Никакая материя, обладая

этими качествами, сама по себе не есть деньги, ее признают деньгами лишь

благодаря соглашению; 4) наем состоит в том, что я передаю кому-либо свое

владение, т. е. пользование моей собственностью, но самое собственность

оставляю за собой. При этом может быть так, что тот, кому я что-либо отдал

внаем, должен возвратить мне ту же самую вещь, и так, что я оставляю за

собой собственность лишь на вещь того же самого рода или той же самой

стоимости.

§ 16

Содержащееся в договоре волеизъявление не есть еще осуществление перехода

моей вещи или труда к другому. Таким переходом, совершающимся на основании

договора, является выполнение.

Пояснение. Мое обязательство по договору содержит п себе как исключение

вещи посредством моей воли из сферы моего, так и признание, что другой

сделал ее своей. Так как то, что какой-нибудь предмет является моим,

поскольку он зависит от меня, имеет свое основание в моей воле, то

благодаря договору вещь уже стала собственностью другого. Если бы я не

выполнял определенного в договоре по отношению к другому, т. е. не вводил

его во владение, то этим я нарушил бы его [право] собственности. Таким

образом, я самим договором обязан к его выполнению. < Наследование через

завещание. >

§ 17

Посягательство другого человека на сферу моей свободы может быть 1) или

таким, что он распоряжается моей собственностью как своей, иначе говоря,

утверждает, что он имеет на нее право и что если бы не он, а я имел на пес

право, то он уступил бы ее мпс. Он уважает тут право вообще и утверждает

только то, что оно в этом частном случае на его стороне. Или же 2) его

поведипие таково, что он вообще не признает моей воли и, стало быть,

нарушает право как право.

Пояснение. Полученные до сих пор понятия охватывают природу права, его

законы и его необходимость. Но право не является такого же рода

необходимостью, как необходимое физической природы, например то, что

солнце нс может сойти со своего пути. Цветок должен вполне соответствовать

своей природе. Если он, например, не осуществит своего формирования, то

причина этого внешнее воздействие, а не он сам. Дух же, напротив,

благодаря своей свободе может поступать вопреки законам. Возможны,

следовательно, поступки, нарушающие право. Здесь необходимо различать: 1)

всеобщее право, право как право; 2) особое право, которое касается только

права отдельного лица на отдельную вещь. Всеобщее право состоит в том, что

каждый вообще, независимо от этой собственности является юридическим

лицом. Посягательство на право может, следовательно, быть и такого рода,

когда этим утверждается только то, что это особое право, эта особенная

вещь известному лицу но принадлежат. Всеобщее же право при этом не

нарушается. Тут к своему противнику относятся как к правовому лицу. Такое

суждение можно рассматривать в общем-то как и чисто отрицательное

суждение, в котором в предикате отрицается особенное; например, если я

высказываю суждение: эта печь не зеленая, то я отрицаю только предикат

такой-то окрашенности, а не всеобщий предикат. Во втором случае, посягая

на право другого, я не только утверждаю, что некоторая особенная вещь не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты