Учение о праве, долге и религии

Последнее поэтому достигает своего равенства с самим собой в отношении

предмета только путем снятия предмета. Вожделение, собственно говоря 1)

разрушительно; 2) удовлетворяя его, самосознание приходит поэтому только к

самоощущению того, что субъект как единичный существует для себя, т. е. к

неопределенному понятию о субъекте, связанном с объективностью.

В. Господство и рабство

§ 29

Понятие о самосознании как некотором субъекте, который в то же время

существует объективно, указывает на то обстоятельство, что для этого

самосознания существует некоторое другое самосознание.

§ 30

Самосознание, существующее для некоторого другого самосознания, существует

не как простой объект последнего, а как его другая самость. Я отнюдь не

является абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет никакого

различия, никакого определения. Поскольку Я выступает как предмет Я, оно

существует для него с этой стороны как то же самое. В другом оно созерцает

самого себя.

§ 31

Это самосознание одного [Я] в другом есть 1) абстрактный момент их

тождественности; 2) но каждое Я имеет также и то определение, что для

другого Я оно выступает как внешний объект и в этом смысле как

непосредственное, чувственное и конкретное наличное бытие; 3) каждое [Я]

существует абсолютно для себя и особняком по отношению к другому [Я] и

требует того, чтобы и для другого быть таким же и считаться тем же,

созерцать в другом свою свободу как свободу чего-то существующего для

себя, иначе говоря, быть им признанным.

§ 32

Чтобы сделать себя значимым в качестве свободного и быть признанным,

самосознание должно представить себя другому как свободное от природного

наличного бытия. Этот момент необходим как и момент свободы самосознания

внутри себя. Абсолютное равенство Я с самим собой по существу не

непосредственно, но оно создается снятием чувственной непосредственности,

вместе с чем самосознание превращается для другого в свободное и

независимое от чувственного. Так оно выказывает себя соответствующим

своему понятию, и, благодаря тому что оно придает Я реальность, оно должно

быть признано.

§ 33

Но самостоятельность является свободой не столько вне и от

непосредственного чувственного, непосредственно наличного бытия и свободой

от него, сколько скорее внутри последнего. Оба этих момента одинаково

необходимы, однако ценность их не одинакова. Когда появляется неравенство,

заключающееся в том, что для одного из двух самосознаний имеет

существенное значение свобода, а не чувственное наличное бытие, для

другого же это последнее, а не свобода, то при обязательном взаимном

признании в определенной деятельности между ними возникает отношение

господства и рабства или вообще служения и покорности. Это различие

самостоятельности дано как непосредственное отношение природы.

§ 34

Поскольку каждое из двух противостоящих друг другу самосознаний,

несомненно, стремится к тому, чтобы по отношению к другому самосознанию и

для другого самосознания доказать и утвердить себя в качестве некоторого

абсолютного для себя бытия, то самосознание, которое свободе предпочитает

жизнь, вступает в отношении рабства и тем самым показывает, что оно не

способно в себе самом абстрагироваться для своей независимости от своего

наличного бытия.

§ 35

Эта чисто негативная свобода, состоящая в абстрагировании от своего

природного наличного бытия, не соответствует, однако, понятию свободы, ибо

последняя есть равенство самому себе в инобытии и заключается отчасти в

созерцании своей самости в другой самости, а отчасти в свободе не от

наличного бытия вообще, но внутри наличного бытия. Истинная свобода сама

обладает наличным бытием. Услужающий лишен самости. В качестве своей

самости он имеет другую самость. Он отчужден от себя, снят в господине как

единичное Я и созерцает свою существенную самость как нечто иное. Господин

же, напротив, в услужающем созерцает другое Я как снятое, а свою

собственную единичную волю как сохраненную. (История Робинзона и Пятницы.)

§ 36

Но собственная личная и отдельная воля услужающего, если присмотреться как

следует, совершенно исчезает в страхе перед господином, во внутреннем

чувстве собственной негативности. Его труд услужения другому есть в себе

отчасти известное отчуждение своей воли, отчасти же он представляет собой

одновременное с отрицанием собственных желаний и позитивное формирование

внешних вещей посредством труда, если посредством него самость превращает

свои определения в форму вещей и в своем произведении созерцает себя как

опредмеченную. Отчуждение несущественного произвола является моментом

истинного повиновения. (Писистрат учил афинян повиноваться. Тем самым он

претворил в действительность законы Солона, а после того как афиняне

научились этому, господа для них уже были не нужны.)

§ 37

Это отчуждение отдельности как самости ясть момент, посредством которого

самосознание совершает переход к тому, чтобы быть всеобщей волей,

совершает переход к позитивной свободе.

С. Всеобщность самосознания

§ 38

Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какую-то особенную,

отличную от других, а как на существующую по себе, всеобщую самость. Такою

самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и таким оно

признается ими.

§ 39

В плане этой своей существенной всеобщности самосознание для себя реально

лишь тогда, когда оно сознает в другом свое отражение (я знаю, что другие

знают меня в качестве самих себя) и, принадлежа как чистая духовная

всеобщность семье, отечеству и т. д., знает себя как существенную самость.

(Это самосознание - основа всяких добродетелей, любви, чести, дружбы,

храбрости, всякой самоотверженности, всякой славы и т. д.)

Третья ступень

РАЗУМ

§ 40

Разум - это высшее соединение сознания и самосознания, т. е. знания о

предмете и знания о себе. Он есть достоверность того, что его определения

являются столь же предметными определениями, определениями сущности вещей,

сколь и нашими собственными мыслями. Он столь же есть достоверность его

самого, субъективность, сколь и бытие, или .объективность, в одном и том

же мышлении.

§ 41

Иди же то, что мы постигаем посредством разума, представляет собой 1)

содержание, которое не только состоит из наших чистых представлений или

мыслей, созданных нами для себя, но и заключает существующую в себе и для

себя сущность предметов и обладает объективной реальностью, 2) созерцание,

которое нс является чуждым для Я, данным ему, но проникнуто последним,

усвоено им, тем самым столь же и произведено.

§ 42

Знание разума есть поэтому не только субъективная достоверность, но и

истина, так как истина заключается в соответствии или скорее в единстве

достоверности и бытия или предметности.

ВТОРОЙ ОТДЕЛ

ЛОГИКА

ВВЕДЕНИЕ

§ 1

Предметом науки логики является мышление и совокупность его определений.

Естественной логикой называют естественный рассудок, которым человек,

собственно говоря, наделен от природы, и то, как он им непосредственно

пользуется. Наука же логики -это знание о мышлении в его истине.

Пояснение. Логика рассматривает области мысли вообще. Мышление есть его

собственная сфера. Оно представляет собой целое для себя. Содержанием

логики являются специфические определения самого мышления, не имеющие

никакого другого основания, кроме мышления. Все гетерономное для мышления

- это вообще данное представлением. Логика, таким образом, представляет

собой великую науку. Необходимо, разумеется, отличать чистую мысль от

реальности, тем не менее реальность, если понимать под ней истинную

действительность, присуща также и мысли. Если же ' под реальностью

понимается только чувственное, внешнее наличное бытие, то мысль имеет даже

гораздо более высокую реальность. Мышление, следовательно, заключает в

себе некоторое содержание, а именно себя самого, автономным образом.

Благодаря занятиям логикой научаются также более правильно мыслить, ибо,

если мы мыслим мышление о мышлении, дух достигает тем самым своей силы.

Зная природу мышления, можно уследить, когда мышление захочет дать себя

ввести в заблуждение. Мы должны быть в состоянии дать себе отчет в

действиях мышления. Благодаря этому мы приобретаем умение не давать другим

сбить нас с толку.

§ 2

Мыслить - значит, собственно говоря, постигать и выражать многообразие в

единстве. Многообразие, как таковое, принадлежит вообще внешнему, чувству

и чувственному созерцанию.

Пояснение. Мышление состоит в том, чтобы все многообразное приводить в

.единство. Дух, мысля о вещах, приводит их к простым формам,

представляющим собой чистое определение Духа. Все многообразное прежде

всего внешне для мышления. Постигая это чувственно-многообразное, мы еще

не мыслим; только соотнесение его есть мышление. Непосредственное

постижение многообразного мы называем чувствованием или ощущением. Только

тогда, когда я чувствую, я просто знаю о чем-то, созерцая же, я созерцаю

нечто как внешнее мне в пространстве и во времени. Чувство, становясь в

пространственном и временном отношении определенным, становится

созерцанием.

§ 3

Мышление представляет собой абстракцию, если интеллект (Intelligenz)

начинает с конкретных созерцаний, затем какое-нибудь из этих многообразных

опре делений опускает, а другое выделяет и придает ему простую форму

мышления.

Пояснение. Есди я опущу все определения какогс нибудь предмета, то не

останется ничего. Если же опущу одно определение, я какое-то другое

подчеркну то это определение будет абстрактным. Я, например есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты