Учение о праве, долге и религии

является собственностью другого, но отрицаю также и то, что он является

правовым лицом. Я обращаюсь с ним не как с лицом. Я притязаю на нечто не

потому, что имею на это право или считаю, что я его имею. Я нарушаю право

как право. Такое суждение принадлежит к тем, которые называются

бесконечными. Бесконечное суждение отрицает в предикате не только

особенное, но и всеобщее; например: эта печь не кит; или: она но память.

Так как отрицается не только определенное, по и всеобщее предиката, то

субъекту не остается ничего. Такие суждения поэтому бессмысленны, но тем

не менее правильны. Точно так же нарушение права как права есть нечто

возможное, что и случается, но бессмысленное, противоречащее себе. Случаи

первого рода относятся к цивильному праву, случаи второго - к

криминальному праву. Первое называется также гражданским, второе уголовным

правом.

§ 18

В первом случае необходимо простое выяснение правовых оснований,

посредством которого и устанавливается, кому принадлежит это оспариваемое

особое право. Однако для такого разбора мнений обеих сторон нужен третий,

кто был бы свободен от их интереса владеть этой вещью и обращал бы

внимание только на право, как таковое.

Пояснение. В первом случае возникает, таким образом, гражданский процесс. В

нем-то и оспаривается право другого, по на правовой основе. Обе спорящие

стороны в том как раз и сходятся, что они признают право как право. И

вступить во владение должен лишь тот, кто прав, а не тот, скажем, кто

имеет влияние, власть или больше заслуг. Стороны расходятся только в

отношении подведения особенного под всеобщее . И именно в этом причина

того, что между судьей и обеими сторонами не возникает ни личной обиды,

поскольку одна сторона недовольна его приговором, ни личной обиды судьи

против той стороны, которую он признал неправой. И так как здесь нет

посягательства на что-либо личное, то сторона, несправедливо

претендовавшая на собственность другого, не наказывается.

§ 19

Второй случай, напротив, касается ущерба, наносимого моей личной внешней

свободе, моему телу и жизни или же моей собственности вообще путем

насильственных действий.

Пояснение. Сюда относится в первую очередь незаконное лишение меня свободы

посредством тюремного заключения или рабства. Не иметь возможности

отправиться туда, куда хочешь, и т.п.- это и есть лишение естественной

внешней свободы. Сюда же относится нанесение ущерба телу и жизни.

Последнее гораздо значительнее, нежели лишение меня собственности. Хотя

жизнь и тело суть нечто внешнее, как и собственность, тем не менее под

ними задета моя личность, ибо мое непосредственное самоощущение находится

в самом моем теле.

§ 20

Принуждение, установленное подобным поступком, не только должно быть

прекращено, т. е. внутренняя ничтожность такого поступка должна быть

наказана не только негативно, но необходимо также, чтобы и позитивно

осуществилось возмездие. < Против такого поступка необходимо выставить как

довод форму разумности вообще, всеобщность, или равенство. > Ведь если

поступающий так существо разумное, то в его поступке заключено то, что его

поступок есть почто всеобщее. Грабя другого, ты грабишь себя! Убивая кого-

нибудь, ты убиваешь всех и самого себя! Поступок - это закон, который ты

устанавливаешь и который именно своим поведением ты признал в себе и для

себя. Поступающего так можно поэтому вместо себя подвести под тот самый

способ действия, который он установил, и тем самым восстановить нарушенное

им равенство: jus talionis [право возмездия].

Пояснение. Возмездие основывается вообще на разумной природе несправедливо

поступающего, иначе говоря, оно состоит в том, что несправедливое

превращается в справедливое. Несправедливый поступок - это единичный

неразумный поступок. Но так как он совершается разумным существом, то он

представляет собой, правда не по своему содержанию, по по форме, все же

нечто разумное и всеобщее. Кроме того, его следует рассматривать как

принцип или закон. Однако, как таковой, этот закон действителен вместе с

тем только для {несправедливо] поступающего, ибо только он, поступая так,

признает этот закон, другие же не признают. Несправедливо поступающий сам

подпадает под этот принцип или этот закон, который и должен быть

осуществлен по отношению к нему. Несправедливость, которую он совершил, в

применении к нему является справедливостью, ибо этим вторым действием, им

признанным, восстанавливается равенство. Здесь мы имеем только формальное

право.

§ 21

Возмездие, однако, не должно осуществляться отдельным обиженным человеком

или его близкими, ибо у них общеправовая точка зрения связана в то же

время со случайностью страсти. Оно должно быть действием третьего,

обладающего властью, который выставляет как довод и исполняет только

всеобщее. В последнем случае оно называется наказанием.

Пояснение. Месть и наказание отличаются друг от друга тем, что месть - это

возмездие, поскольку оно осуществляется обиженной стороной, а наказание -

это возмездие, поскольку оно налагается судьей. Возмездие потому-то и

должно осуществляться как наказание, что в случаях мести имеет влияние

страсть и право оказывается в тени. К тому же месть но обладает формой

права, а имеет форму произвола, так как обиженная сторона действует,

всегда повинуясь чувству или субъективной побудительной причине. Именно

поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою

очередь новой обидой, воспринимается только как единичный поступок и

воспроизводится, таким образом, без примирения до бесконечности.

Глава вторая

Гражданское общество

§ 22

Понятие права как сила, располагающая властью и независимая от побуждений

единичности, обладает действительностью только в гражданском обществе.

§ 23

Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны

любовью, доверием и естественным попиновонием (пиэтет).

Пояснение. Семья представляет собой естественное общество, во-первых,

потому, что членом семьи являются нс в силу своей воли, а в силу своего

естества, и, во-вторых, потому, что отношения между членами семьи основаны

не столько на размышлении и решении, сколько па чувстве и побуждении. Эти

отнотпения являются необходимыми и разумными, но форма сознательного

усмотрения отсутствует. Это скорое инстинкт. Любовь членов семьи друг к

другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я

некоторое единство. Они пе считают себя отдельными в их отношении друг к

Другу. Семья - это органическое целое. Ее части - это, собственно говоря,

не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и

отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое

членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется но

собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается

на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно

принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно

лицо. < Нация. >

§ 24

Государство - это общество людей с правовыми отношениями, в котором люди

имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных

естественных отношений сообразно своим естественным склонностям и

чувствам, а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается. Если

семья, разрастаясь, превратилась в нацию и государство составляет с нацией

одно целое, то это - большое счастье.

Пояснение. Народ связан в одно языком, нравами и обычаями, а также

образованием. Но связь эта еще не образует государства. Для государства,

правда, весьма важны, кроме того, мораль, религия, благосостояние и

богатство всех его граждан. И оно должно заботиться о содействии этим

обстоятельствам, однако непосредственную цель государства составляют не

они, а право.

§ 25

Естественное состояние - это состояние некультурности, насилия и

несправедливости. Из такого состояния люди должны вступить в гражданское

общество, ибо только в последнем правовое отношение обладает

действительностью.

Пояснение. Естественное состояние часто изображается в качестве

совершенного состояния человека как с точки зрения благоденствия, так и с

точки зрения нравственной доброты. Во-первых, следует заметить, что

невинность, как таковая, не имеет никакой моральной ценности, поскольку

она представляет собой незнание зла и покоится на отсутствии тех

потребностей, при которых зло может совершаться. Во-вторых, это состояние

является скорее состоянием насилия и несправедливости именно потому, что в

нем люди оценивают себя сообразно природе. По природе же они неравны как в

отношении физических сил, так и духовных способностей. И посредством

насилия и хитрости люди делают действительным это свое различие. Разум

существует, правда, и в естественном состоянии, но естественное является

господствующим. Поэтому люди должны перейти из него в такое состояние, в

котором господствует разумная воля.

§ 26

Закон есть абстрактное выражение всеобщей, в себе и для себя существующей

воли.

Пояснение. Законом всеобщая воля является в той мере, в какой она является

им с точки зрения разума. При этом совсем не обязательно, чтобы каждый

отдельный человек непременно сам узнал или отыскал эту волю. Совсем но

обязательно также и то, чтобы каждый отдельный человек объявлял свою волю,

а затем отсюда извлекался бы всеобщий результат. Именно поэтому в

действительной истории и не бывало так, чтобы каждый отдельный гражданин

какого-либо народа предлагал закон, а затем путем общественного обсуждения

договаривался с другими об этом законе. Закон содержит в себе

необходимость правовых отношений между людьми. Законодатели не издавали

произвольных постановлений. Их постановления не являются определениями их

частного изволения. Благодаря своему глубокому уму они познали, что

является истиной и сущностью правового отношения.

§ 27

Правительство есть индивидуальность в себе и для себя существующей воли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты