является собственностью другого, но отрицаю также и то, что он является
правовым лицом. Я обращаюсь с ним не как с лицом. Я притязаю на нечто не
потому, что имею на это право или считаю, что я его имею. Я нарушаю право
как право. Такое суждение принадлежит к тем, которые называются
бесконечными. Бесконечное суждение отрицает в предикате не только
особенное, но и всеобщее; например: эта печь не кит; или: она но память.
Так как отрицается не только определенное, по и всеобщее предиката, то
субъекту не остается ничего. Такие суждения поэтому бессмысленны, но тем
не менее правильны. Точно так же нарушение права как права есть нечто
возможное, что и случается, но бессмысленное, противоречащее себе. Случаи
первого рода относятся к цивильному праву, случаи второго - к
криминальному праву. Первое называется также гражданским, второе уголовным
правом.
§ 18
В первом случае необходимо простое выяснение правовых оснований,
посредством которого и устанавливается, кому принадлежит это оспариваемое
особое право. Однако для такого разбора мнений обеих сторон нужен третий,
кто был бы свободен от их интереса владеть этой вещью и обращал бы
внимание только на право, как таковое.
Пояснение. В первом случае возникает, таким образом, гражданский процесс. В
нем-то и оспаривается право другого, по на правовой основе. Обе спорящие
стороны в том как раз и сходятся, что они признают право как право. И
вступить во владение должен лишь тот, кто прав, а не тот, скажем, кто
имеет влияние, власть или больше заслуг. Стороны расходятся только в
отношении подведения особенного под всеобщее . И именно в этом причина
того, что между судьей и обеими сторонами не возникает ни личной обиды,
поскольку одна сторона недовольна его приговором, ни личной обиды судьи
против той стороны, которую он признал неправой. И так как здесь нет
посягательства на что-либо личное, то сторона, несправедливо
претендовавшая на собственность другого, не наказывается.
§ 19
Второй случай, напротив, касается ущерба, наносимого моей личной внешней
свободе, моему телу и жизни или же моей собственности вообще путем
насильственных действий.
Пояснение. Сюда относится в первую очередь незаконное лишение меня свободы
посредством тюремного заключения или рабства. Не иметь возможности
отправиться туда, куда хочешь, и т.п.- это и есть лишение естественной
внешней свободы. Сюда же относится нанесение ущерба телу и жизни.
Последнее гораздо значительнее, нежели лишение меня собственности. Хотя
жизнь и тело суть нечто внешнее, как и собственность, тем не менее под
ними задета моя личность, ибо мое непосредственное самоощущение находится
в самом моем теле.
§ 20
Принуждение, установленное подобным поступком, не только должно быть
прекращено, т. е. внутренняя ничтожность такого поступка должна быть
наказана не только негативно, но необходимо также, чтобы и позитивно
осуществилось возмездие. < Против такого поступка необходимо выставить как
довод форму разумности вообще, всеобщность, или равенство. > Ведь если
поступающий так существо разумное, то в его поступке заключено то, что его
поступок есть почто всеобщее. Грабя другого, ты грабишь себя! Убивая кого-
нибудь, ты убиваешь всех и самого себя! Поступок - это закон, который ты
устанавливаешь и который именно своим поведением ты признал в себе и для
себя. Поступающего так можно поэтому вместо себя подвести под тот самый
способ действия, который он установил, и тем самым восстановить нарушенное
им равенство: jus talionis [право возмездия].
Пояснение. Возмездие основывается вообще на разумной природе несправедливо
поступающего, иначе говоря, оно состоит в том, что несправедливое
превращается в справедливое. Несправедливый поступок - это единичный
неразумный поступок. Но так как он совершается разумным существом, то он
представляет собой, правда не по своему содержанию, по по форме, все же
нечто разумное и всеобщее. Кроме того, его следует рассматривать как
принцип или закон. Однако, как таковой, этот закон действителен вместе с
тем только для {несправедливо] поступающего, ибо только он, поступая так,
признает этот закон, другие же не признают. Несправедливо поступающий сам
подпадает под этот принцип или этот закон, который и должен быть
осуществлен по отношению к нему. Несправедливость, которую он совершил, в
применении к нему является справедливостью, ибо этим вторым действием, им
признанным, восстанавливается равенство. Здесь мы имеем только формальное
право.
§ 21
Возмездие, однако, не должно осуществляться отдельным обиженным человеком
или его близкими, ибо у них общеправовая точка зрения связана в то же
время со случайностью страсти. Оно должно быть действием третьего,
обладающего властью, который выставляет как довод и исполняет только
всеобщее. В последнем случае оно называется наказанием.
Пояснение. Месть и наказание отличаются друг от друга тем, что месть - это
возмездие, поскольку оно осуществляется обиженной стороной, а наказание -
это возмездие, поскольку оно налагается судьей. Возмездие потому-то и
должно осуществляться как наказание, что в случаях мести имеет влияние
страсть и право оказывается в тени. К тому же месть но обладает формой
права, а имеет форму произвола, так как обиженная сторона действует,
всегда повинуясь чувству или субъективной побудительной причине. Именно
поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою
очередь новой обидой, воспринимается только как единичный поступок и
воспроизводится, таким образом, без примирения до бесконечности.
Глава вторая
Гражданское общество
§ 22
Понятие права как сила, располагающая властью и независимая от побуждений
единичности, обладает действительностью только в гражданском обществе.
§ 23
Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны
любовью, доверием и естественным попиновонием (пиэтет).
Пояснение. Семья представляет собой естественное общество, во-первых,
потому, что членом семьи являются нс в силу своей воли, а в силу своего
естества, и, во-вторых, потому, что отношения между членами семьи основаны
не столько на размышлении и решении, сколько па чувстве и побуждении. Эти
отнотпения являются необходимыми и разумными, но форма сознательного
усмотрения отсутствует. Это скорое инстинкт. Любовь членов семьи друг к
другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я
некоторое единство. Они пе считают себя отдельными в их отношении друг к
Другу. Семья - это органическое целое. Ее части - это, собственно говоря,
не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и
отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое
членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется но
собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается
на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно
принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно
лицо. < Нация. >
§ 24
Государство - это общество людей с правовыми отношениями, в котором люди
имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных
естественных отношений сообразно своим естественным склонностям и
чувствам, а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается. Если
семья, разрастаясь, превратилась в нацию и государство составляет с нацией
одно целое, то это - большое счастье.
Пояснение. Народ связан в одно языком, нравами и обычаями, а также
образованием. Но связь эта еще не образует государства. Для государства,
правда, весьма важны, кроме того, мораль, религия, благосостояние и
богатство всех его граждан. И оно должно заботиться о содействии этим
обстоятельствам, однако непосредственную цель государства составляют не
они, а право.
§ 25
Естественное состояние - это состояние некультурности, насилия и
несправедливости. Из такого состояния люди должны вступить в гражданское
общество, ибо только в последнем правовое отношение обладает
действительностью.
Пояснение. Естественное состояние часто изображается в качестве
совершенного состояния человека как с точки зрения благоденствия, так и с
точки зрения нравственной доброты. Во-первых, следует заметить, что
невинность, как таковая, не имеет никакой моральной ценности, поскольку
она представляет собой незнание зла и покоится на отсутствии тех
потребностей, при которых зло может совершаться. Во-вторых, это состояние
является скорее состоянием насилия и несправедливости именно потому, что в
нем люди оценивают себя сообразно природе. По природе же они неравны как в
отношении физических сил, так и духовных способностей. И посредством
насилия и хитрости люди делают действительным это свое различие. Разум
существует, правда, и в естественном состоянии, но естественное является
господствующим. Поэтому люди должны перейти из него в такое состояние, в
котором господствует разумная воля.
§ 26
Закон есть абстрактное выражение всеобщей, в себе и для себя существующей
воли.
Пояснение. Законом всеобщая воля является в той мере, в какой она является
им с точки зрения разума. При этом совсем не обязательно, чтобы каждый
отдельный человек непременно сам узнал или отыскал эту волю. Совсем но
обязательно также и то, чтобы каждый отдельный человек объявлял свою волю,
а затем отсюда извлекался бы всеобщий результат. Именно поэтому в
действительной истории и не бывало так, чтобы каждый отдельный гражданин
какого-либо народа предлагал закон, а затем путем общественного обсуждения
договаривался с другими об этом законе. Закон содержит в себе
необходимость правовых отношений между людьми. Законодатели не издавали
произвольных постановлений. Их постановления не являются определениями их
частного изволения. Благодаря своему глубокому уму они познали, что
является истиной и сущностью правового отношения.
§ 27
Правительство есть индивидуальность в себе и для себя существующей воли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17