не только того, чтобы человеку не препятствовали в его абстрактной
свободе, но и чтобы содействовали его благу. Ощущение блага как
соответствие внешнего нашему внутреннему мы называем также удовольствием.
Благоденствие представляет собой не единичное удовольствие, а
продолжительное состояние отчасти самого действительного удовольствия,
отчасти же тех обстоятельств и средств, благодаря которым у тебя всегда
есть возможность доставить себе удовольствие, если ты этого захочешь.
Последнее, таким образом, есть удовольствие представления. Но и в
благоденствии, и в удовольствии присутствует понятие удачи ,означающее,
что соответствие внешних обстоятельств внутренним определениям побуждений
является случайным. Блаженство же, напротив, состоит в том, что в нем нет
никакой удачи, что в нем соответствие внешнего бытия внутреннему желанию
не является случайным. Блаженство может быть приписано только богу, в коем
хотение и исполнение для его абсолютного могущества есть одно и то же. Для
нас же соответствие внешнего нашему внутреннему ограничено и случайно. Тут
человек зависим.
§ 25
Моральная воля в отношении умонастроения несоворшенна. Она представляет
волю, целью которой является совершенство, но: 1) к достижению этой цели
ее толкают также побуждения чувственности и единичности; 2) она не имеет в
своей власти средств и поэтому ограничена в осуществлении благополучия
других. В религии, напротив, божественное существо, совершенство воли,
рассматривают соответственно обоим сторонам божественного существа, а
именно по совершенству образа мыслей, каковой уже не содержит посторонних
побуждений, и затем по совершенству могущества в достижении святых целей.
первый раздел
Учение о праве
§ 1
Необходимо рассмотреть: 1) право само по себе и 2) его существование в
гражданском обществе.
Глава первая
Право
§ 2
С точки зрения права следует исполнять только всеобщую волю, невзирая на
намерение или убеждение единичного человека, и вообще человек является
предметом права только как свободное существо.
§ 3
Право заключается в том, чтобы с каждым в отдельности другой считался и
обращался как со свободным существом, ибо лишь тогда свободная воля имеет
в другом человеке самое себя в качестве предмета и содержания.
Пояснение. В основе права лежит свобода отдельного человека, и право
заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом.
Разум требует соблюдать право. По своей сущности каждый является свободным
человеком. В силу своих особенных состояний и свойств люди раз личны, но
различие это не касается абстрактной воли, как таковой. Тут они суть одно
и то же, и тут уважать другого -значит уважать самого себя. Именно ато и
приводит к тому, что нарушением права одного человека наносится
оскорбление всем в их праве. Здесь уже совсем иного рода сочувствие, чем
то, когда сочувствуют только ущербу другого, ибо 1) частичная или полная
утрата кем-нибудь своего имущества, хорошее состояние которого хотя и
желательно, но само по себе не необходимо, огорчает меня, однако я не могу
сказать, что его, как такового, не должно было быть; 2) подобные события
относятся к особенностям человека. При всем сочувствии мы отделяем
несчастные случаи от нас самих и рассматриваем их как нечто такое, что нас
непосредственно не касается. Наоборот, когда нарушено право другого,
каждый чувствует себя задетым за. живое, ибо право есть нечто всеобщее.
Следовательно, правонарушение мы не можем считать чем-то таким, что нас
непосредственно не касается. Мы чувствуем себя тем более оскорбленными им,
что право есть нечто необходимое.
§ 4
Каждый, поскольку его признают свободным существом, есть лицо. Поэтому
принцип права можно выразить и так: с каждым другой должен обращаться
именно как с лицом.
Пояснение. Понятие личности включает в себя особенность Я или же
отдельность как нечто свободное или всеобщее. Люди обладают личностью в
силу своей духовной природы.
§ 5
Именно отсюда вытекает, что ни одного человека нелья принуждать к чему-
либо, кроме прекращения насилия, примененного им к другому.
Пояснение. Бывают ограничения свободы и законы, допускающие, чтобы с людьми
обращались не как с лицами, а как с вещью, например законы, разрешающие
рабство. Однако последние являются лишь позитивными законами и правами, и
притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву .
§ 6
Поступок, стесняющий свободу другого человека или не признающий в нем
свободную волю, является противоречащим праву.
Пояснение. В абсолютном смысле по отношению к человеку, строго говоря,
невозможно никакое принуждение, потому что каждый представляет собой
свободное существо, ибо он может отстоять свою волю вопреки необходимости
и отказаться от всего, что имеет отношение к его наличному бытию.
Принуждение происходит следующим образом. С наличным бытием человека
соединяют что-нибудь в качестве его условия так, что, если он хочет
сохранить первое, ему приходится мириться и со вторым. А так как наличное
бытие человека зависит от внешних предметов, то он может быть поставлен в
зависимость именно со стороны своего наличного бытия. Человека принуждают
только тогда, когда он хочет чего-то, с чем связано еще и другое, а
захочет ли он того, а с ним и другого или же не захочет ни того, ни
другого, это зависит от его воли. Уж если его принуждают, то, к чему его
склоняют, тоже в его воле. Принуждение есть в этом смысле лишь нечто
относительное. Оно является справедливым, если к нему прибегают для того,
чтобы добиться признания отдельным человеком. Такое насилие с известной
точки зрения не является насилием и не противоречит достоинству свободного
существа, ибо воля, какова она сама по себе, это и есть абсолютная воля
каждого в отдельности. Свобода бывает вообще там, где господствует закон,
а не произвол отдельного человека.
§ 7
Позволено, а потому и не предписы вается правом все, что не стесняет
свободы других, иначе говоря, все, что не препятствует их актам.
Пояснение. Право содержит, собственно говоря, только запрещения, а не
приказания, а что не запрещается, то позволено. Но правовые запрещения
могут быть выражены позитивно как приказания, например: ты должен
соблюдать договор! Всеобщий правовой принцип, особенными применениями
которого являются все другие, гласит: ты должен уважать собственность
другого! Это не означает, что ты должен сделать для другого что-нибудь
позитивное, произвести какое-то изменение в окружающих обстоятельствах, а
требует только не совершать нарушения [права] собственности. Таким
образом, если право и выражают как позитивное приказание, то это последнее
лишь форма выражения, в основе которого по содержанию всегда лежит запрет.
§ 8
Подчиняя себе вещь, воля делает ее своей. Владение я есть эта подчиненность
вещи моей воле.
Пояснение. Для подчинения нужно двоякое: нечто всеобщее и нечто единичное.
Я подчиняю нечто единичное, если присваиваю ему всеобщее определение. Это
подчинение вообще встречается в суждении. Подчиняющее в суждении - это
предикат, а подчиненное - субъект. Вступление во владение есть
произнесение суждения, что некоторая вещь становится моей. Подчиняющим
здесь является моя воля. Я даю вещи предикат «моя». Воля есть подчиняющее
для всех внешних вещей, ибо по себе она есть всеобщность. Все вещи, не
относящиеся сами к себе, являются только необходимыми, а не свободными.
Это обстоятельство дает, таким образом, человеку право завладевать всеми
внешними вещами и делать из них уже нечто иное, чем то, что есть они сами.
Тем самым он поступает с ними лишь сообразно их сущности.
§ 9
Вещь, которой еще только намереваешься завладеть, должна быть 1) res
nullius [ничьей], т. е. не быть такой вещью, которая уже подчинена другой
воле.
Пояснение. Мне нельзя вступить во владение вещью, уже принадлежащей
другому, не потому, что она вещь, а потому, что она его вещь. Ибо, вступая
во владение этой вещью, я уничтожаю в ней тот предикат, что она его, и тем
отрицаю волю этого человека. Воля же есть нечто абсолютное, чего я не могу
превратить в нечто негативное.
§ 10
2) Во владение нужно вступить, т. е. нужно путем ли физического захвата,
или путем формирования, или хотя бы путем обозначения предмета сделать
ясным для других, что я подчинил этот предмет моей воле.
Пояснение. Внешнему овладению должен предшествовать, внутренний волевой
акт, выражающий то, что вещь будет моей. Первый способ овладения - это
физический захват. Он имеет тот недостаток, что захватываемые предметы
должны быть такими, чтобы я мог непосредственно схватить их рукой или
накрыть своим телом, а кроме того, он недолговечен. Второй, более
совершенный способ - это формирование, состоящее в том, что я придаю вещи
некоторую форму, например возделываю поло, превращаю золото в бокал. Здесь
та форма, что это мое, непосредственно соединена с предметом и потому в
себе и для себя является знаком того, что материя тоже принадлежит мне. К
формированию, между прочим, относятся также посадка деревьев, приручепие и
кормление животных. Несовершенный способ землевладения - это использование
какого-нибудь района без его формирования, например когда кочевые народы
используют территорию для выпаса скота, народы, занимающиеся охотой, - для
охоты, занимающиеся рыболовством народы используют побережье моря или
реки. Такое овладение еще поверхностно, так как имеющееся здесь
использование является лишь временным, еще неустойчивое, не прикреплено к
предмету. Овладение предметом путем одного только обозначения
несовершенно. Знак, не составляющий одновремекно, как при формировании,
суть самого предмета, - это вещь, обладающая значением, которое не
является, однако, ее собственной сущностью и к которому эта вещь
относится, следовательно, как чуждая. Но кроме того, она обладает также и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17