Учение о праве, долге и религии

абстрактное определение. Я буду знать о Я лишь в том случае, если отделю

себя от всех определений. Это, однако, негативное средство. Я отрицаю

присущие мне определения и оставляю себя только как такового.

Абстрагирование есть лишь негативная сторона мышления.

§ 4

Содержание представлений взято из опыта, но сама форма единства и все

остальные определения представлений имеют своим источником не

непосредственность, а мышление.

Пояснение. Я вообще значит мышление. Если я скажу: я мыслю, то это

представляет собой нечто тождественное. Я совершенно просто. Я есмъ

мыслящий, и притом всегда. Но мы не можем сказать: я мыслю всегда. Как

таковое, пожалуй, однако, мысль не всегда является нашим предметом. Но в

том смысле, что мы суть Я, мы можем сказать, что мы мыслим всегда, ибо Я

есть, собственно говоря, простое тождество с собой, а это и есть мышление.

Как Я мы представляем собой основание всех наших определений. Если предмет

мыслится, он получает форму мышления и становится мысленным предметом. Его

делают равным Я, т. е. его мыслят.

§ 5

Этого не следует понимать так, будто это единство лишь благодаря мышлению

привходит к многообразию предметов и что связь вносится туда лишь извне,

но единство в той же мере принадлежит объекту и даже составляет вместе со

своими определениями природу самого объекта.

§ 6

Мысли существуют троякого рода: 1) категории, 2) определения рефлексии, 3)

понятия. Учение о двух первых составляет объективную логику в метафизике,

учение о понятиях - логику в собственном смысле слова, иначе говоря,

субъективную логику.

Пояснение. Логика заключает в себе систему чистого мышления. Бытие бывает

1) непосредственным, 2) внутренним; определения мышления снова

возвращаются внутрь себя. Предметы обычно метафизики - это вещь, мир, дух

и бог, откуда и возникают различные метафизические науки: онтология,

космология, пневматология и теология.

3) То, что представляет собой понятие, есть нечто сущее, а также и нечто

сущностное. Бытие, будучи непосредственным, относится к сущности как к

опосредствованной. Вещи существуют вообще, однако их бытие состоит в том,

чтобы проявлять свою сущность. Бытие превращается в сущность, что можно

выразить и таким образом: бытие предполагает сущность. Но хотя сущность в

сравнении с бытием и выступает как опосредствованная, все же она

первоначально. В ней бытие возвращается в свое основание; бытие снимает

себя в сущности. Сущность бытия является, таким образом, ставшей, иначе

говоря, произведенной, но то, что выступает как ставшее, и есть

первоначальное,. Преходящее имеет в качестве своей основы сущность и

возникает из нее.

Мы создаем понятия. Последние суть нечто положенное нами, но именно понятие-

то и содержит вещь такой, какова она сама по себе и для себя. В сравнении

с понятием сущность опять-таки является положенной, тем не менее это

положение проявляет себя как истинное. Понятие отчасти субъективно,

отчасти объективно. Идея представляет собой соединение субъективного и

объективного. Если мы говорим: это всего лишь понятие, значит, мы не

находим в нем реальности. Голая объективность, напротив, есть нечто

лишенное понятия. Идея же показывает, как реальность определена понятием.

Все действительное есть некоторая идея.

§7

Наука предполагает, что отделения самого себя от истины больше нет, иначе

говоря, что дух в отличит от того, как он рассматривается в учении о

сознании уже не принадлежит к явлению. Достоверность самого себя

охватывает все, что служит предметом сознания будь то внешняя вещь или же

порожденная духом мысль, поскольку оно не содержит в себе всех м( ментов

всебе и для-себя-бытия, а именно: бытие в себе или простое равенство с

самим собой; наличное бытие, или обладание определенностью, бытие для

другого; бытие для себя, т. е. простое возвращение в инобытии в себя и

пребывание в нем у себя. Наука не ищет истину; наука есть в истине и есть

сама истина.

Первая часть

БЫТИЕ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

Качество

§ 8

Качество есть непосредственная определенность, изменение которой есть

переход в нечто противоположное.

А. Бытие, ничто, становление

§ 9

1 Бытие есть простая бессодержательная непосредственность, имеющая свою

противоположность в чистом Ничто, а их соединение представляет собой

становление: как переход от ничто к бытию - это возникновение, наоборот -

прохождение.

1

В. Наличное бытие

§ 10

Всякое наличное бытие есть возникшее, определенное бытие, т. е. бытие,

обладающее вместе с тем отношением к чему-то другому, следовательно, к

своему небытию.

§ 11

а) Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное

бытие. С одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны,

обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с с этими двумя

определениями, есть реальность.

§ 12

b) Нечто налично существующее обладает отношением к иному. Иное же есть

налично существующгг как небытие нечто. Последнее поэтому имеет прежде

всего некоторую границу или предел и является конечным. То, каким нечто

должно быть само по себе, есть его определение.

§ 13

Каково нечто для иного, как оно взаимосвязано с иным, а стало быть, само но

себе также непосредственно положено иным, таков его характер

(Beschaffenheit).

§ 14

Каково нечто как по себе, так и для иного в себе, такова его определенность

или же качество. Граница не есть лишь простое прекращение, но она

принадлежит этому нечто самому по себе.

§ 15

с) Благодаря своему качеству, т. е. благодаря тому, что оно есть, нечто

подвержено изменению. Оно изменяется, поскольку его определенность в связи

с иным становится устроенностью.

С. Для-себя-бытие

§ 16

Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще снимается, снимает себя

и само это изменение,

Тем самым бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно есть

[теперь] для себя.

§ 17

Оно есть одно, соотносящееся только с самим собой, а по отношению ко всему

иному отталкивающее.

§ 18

Это исключении есть имеете с тем и некоторое отношение к иному и,

следовательно, действует вместе с тем притягивающе. Нет отталкивания без

притяжения, и наоборот,

§ 19

Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни.

Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно - то же, что другое. Тем

самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.

§ 20

Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как

различие между ними, пх отталкивание снимается в притяжении, то это

различие положено как снятое различие и тем самым перешло п другое

определение, в количество.

(Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то

оно перестает бмть тс.м, что есть. Если я изменю границу поля, то ноле

останется полем и станет только больше. Но я изменил тут его границу не

как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum), Изменить

его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес.)

второй раздел

Количество

§ 21

Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества

изменяется не просто какое-то из определений, присущих этому нечто или же

этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив,

представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а

некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем,

что есть.

§ 22

Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно

есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность. Но так как в

количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности.

§ 23

А. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух

видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь

разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у

непрерывной - непрерывность.

§ 24

В. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое

«сколько» (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто

определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или

уменьшать до беспредельности.

§ 25

Граница ограниченного количества в форме егс в-себе-бытия дает интенсивную

величину, в форме же внешнего существования - экстенсивную величину, Но

нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного

бытия, и наоборот.

§ 26

С. Ограниченное количество само по себе не имее определенной границы. Нет,

следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было

бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное

количество, о котором говорят, что оно последнее, и сверх которого уже не

берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или

бесконечно малым.

§ 27

Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя

= 0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого

отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит

только определением по отношению к некоторому другому ограниченному

количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного.

§ 28

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты