Финансовый анализ шпоры

ним относятся денежные средства в кассе и на расчетном счете, депозиты,

финансовые вложения, расчеты с дебиторами и кредиторами.

Немонетарные активы (обязательства) — это учетные объекты, реальная

денежная оценка которых меняется с течением времени и изменением цен. В

силу своей природы эти объекты

должны периодически переоцениваться. К ним относятся основные средства,

нематериальные активы, производственные запасы, обязательства перед

контрагентами, которые должны быть погашены в дальнейшем предоставлением

определенного вида товаров или услуг и т. п.

Очевидно, что инфляция по-разному влияет на эти объекты. Монетарные активы

обесцениваются, в результате чего предприятие имеет косвенные потери,

напротив, разумный рост кредиторской задолженности приводит к косвенным

доходам. Что касается основных средств и товарно-материальных ценностей, то

в условиях инфляции налицо противоречие между постоянным ростом их реальной

рыночной стоимости и отражением их в учете по неизменным ценам. Это может

иметь негативные последствия как в оперативном плане (например, ухудшение

условий для получения заемных средств), так и в перспективном плане

(использование учетных цен в процессе приватизации может привести к

разграблению государственной собственности, использование прибыли без учета

инфляции — к снижению экономического потенциала предприятия и даже к его

банкротству). Таким образом, учет по себестоимости в условиях инфляции

имеет три основных'негативных момента: искаженность балансовых оценок

статей; временная несопоставимость отчетности; отсутствие правильных

ориентиров в управлении собственным капиталом и текущей прибылью.

В переоцененную отчетность монетарные активы (обязательства) включаются по

номиналу (или по себестоимости), а немонетарные — в условной оценке,

полученной пересчетом первоначальных стоимостей с помощью общего индекса

цен.

Методика выполняется на практике в несколько этапов. На первом этапе

составляют отчетность в учетных. ценах, т. е. с использованием оценок по

себестоимости. На втором этапе проводят классификацию всех статей

отчетности на монетарные и немонетарные. На третьем этапе немонетарное

объекты пересчитывают в текущие цены с помощью общих индексов цен, взятых

по годам приобретения активов (возникновения обязательств). Источники

собственных средств, за исключением прибыли за отчетный период, также

пересчитываются на общий индекс цен. Баланс по активу и пассиву достигается

регулированием статьи «Нераспределённая прибыль». На четвертом этапе

составляют переоцененную отчетность и рассчитывают прибыль (убыток) от

изменения покупательной способности денежной единицы в отчетном периоде.

Последний показатель определяют путем пересчета с помощью общего индекса

цен монетарных активов и обязательств на начало и конец отчетного периода и

последующего их сравнения. Идея такого расчета достаточно проста: в

условиях инфляции покупательная способность денежной еди-

ницы падает, поэтому, например, увеличение денежных средств в кассе и на

расчетном счете является невыгодным и приводит к косвенным потерям.

Это очевидное положение действует тем существеннее, чем длительнее

хозяйственный цикл. И наоборот, чем больше он сокращается во времени, тем

менее существенны его негативные последствия. Не случайно немецкий

бухгалтер Ф. Шмидт (1922 г.) требовал ежедневного составления органического

баланса, ибо чем чаще заполняется бланк баланса, тем реальнее представление

о монетарных активах, являющихся основой имущественного положения и

платежеспособности любой фирмы.

Ключевой элемент информационного обеспечения этой методики — динамика

общего индекса цен. Последовательность аналитических процедур такова. Все

объекты группируются по годам их приобретения (возникновения). Для каждого

года стоимостная оценка объектов пересчитывается с использованием индексов

цен текущего года. Таким образом, общая оценка активов в сопоставимых ценах

рассчитывается по формуле

[pic]

где Цу — оценка всех объектов в денежных единицах одинаковой покупательной

способности;

Цж — цена объекта, приобретенного в конкретном году; !„,. — общий индекс

цен (текущий); 1щ — общий индекс цен конкретного года.

Итак, стержневое положение методики (GPL) заключается в следующем. Часть

общего прироста авансированного капитала складывается под влиянием

инфляции, количественно выраженной в общем индексе цен. Она состоит из двух

частей. Первая часть количественно выражается в приросте собственного

капитала на величину, обеспечивающую сохранение его совокупной

покупательной способности. Вторая часть представляет собой инфляционную

прибыль (убыток), обусловленную превышением кредиторской задолженности над

монетарными активами.

МЕТОДИКА CCA

При 'всей заманчивой простоте методика GPL все-таки не удовлетворяла многих

практиков и теоретиков. Ориентация на общий индекс цен не вполне

правомерна, поскольку в этом случае любое конкретное предприятие подвержено

влиянию инфляции лишь в некотором обобщенном смысле. Предприятие не

инвестирует свои средства в общую «рыночную корзину», поэтому с

практической точки зрения его в гораздо большей степени интересует

изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, услуги, которыми оно

пользуется, а также изменение цен на собственную продукцию. Вследствие

этого, считают критики методики GPL, при пересчете отчетности для целей

анализа необходимо использовать другие подходы, в частности рыночную

текущую стоимость и индивидуальные индексы цен на интересующую предприятие

номенклатуру сырья, продукции, товаров, услуг. Именно этот подход и

реализован в методике ССА.

Итак, суть данной методики в составлении отчетности, в которой активы

представлены в текущей оценке. Основная проблема состоит в достаточной

сложности и субъективности формирования текущих оценок балансовых статей.

Именно по этому аспекту методика ССА подвергается наибольшей критике.

Известны три основных метода определения текущей стоимости какого-либо

объекта: а) по ценам возможной реализации активов; б) по восстановительной

стоимости, т. е. текущим затратам на замещение активов; в) по экономически

целесообразным затратам. Первые два метода получили большее

распространение.

В первом случае речь идет о тех ценах, по которым данные ценности в этот

момент могут быть проданы на рынке, во втором — во сколько обойдется замена

основных и оборотных средств, если бы их пришлось заменять, т. е. в первом

случае речь идет о цене продажи, во втором - - о цене покупки. Поскольку

покупать почти всегда приходится дороже, то второй вариант приводит к более

высокой оценке активов. Для кредиторов предпочтительнее первый вариант, для

администрации -второй.

Последовательность счетных процедур аналогична описанной в методике GPL,

только вместо общего индекса цен используются индексы цен по конкретной

номенклатуре основных средств и оборотных средств. Пересчет источников

собствен: ных средств не делается, а все полученное превышение актива над

пассивом балансируется статьей «Нераспределенная прибыль».

Итак, стержневое положение этой методики заключается в следующем.

Предприятие практически не подвержено влиянию инфляции, поэтому величина

собственного капитала не пересчитывается. Весь прирост авансированного

капитала обусловлен исключительно изменением цен на активы, которыми

владеет предприятие.

СМЕШАННЫЙ ПОДХОД

Эта методика представляет собой разновидность методики ССА, отличаясь от

нее способом распределения косвенных доходов (потерь), полученных

предприятием в результате инфляции. В смешанном подходе источники

собственных средств пересчитываются на общий индекс цен (как в методике

GPL), активы - - по индивидуальным индексам цен, разность между

пересчитанными оценками актива и пассива рассматривается как косвенный

доход (убыток) от влияния инфляции и относится на статью «Нераспределенная

прибыль».

Итак, стержневое положение данной методики заключается в следующем.

Предприятие подвержено влиянию инфляции. Прирост авансированного капитала

под влиянием изменения цен состоит из двух частей. Первая часть -- прирост

собственного капитала на величину, обеспечивающую сохранение его совокупной

покупательной способности, рассчитываемый, следовательно, через общий

индекс цен. Вторая часть — инфляционная прибыль, обусловленная изменением

цен на активы, которыми владеет предприятие, и превышение кредиторской

задолженности над монетарными активами.

39. Влияние инфляции на искажение отчетных данных.

Основополагающим принципом ведения бухгалтерского учета является оценка

объектов учета по себестоимости. В условиях инфляции подобные оценки могут

значительно отличаться от текущих рыночных оценок. Поэтому с позиции

соответствия стоимостной оценки активов предприятия их рыночной цене

бухгалтерская отчетность недостоверна. Существует и другая причина,

вызывающая не столько недостоверность отчетных данных, сколько их

вариабельность. Это возможность применения различных методов учета,

разрешенных действующими нормативными документами и по-разному влияющих на

результатные показатели и отчетность.

Можно выделить два основных момента: амортизация и расчет себестоимости

потребленного сырья. Так, применение ускоренной амортизации, во-первых,

уменьшает величину отчетной прибыли и, во-вторых, уменьшает величину

стоимостной оценки предприятия в целом, поскольку остаточная стоимость

основных средств становится относительно меньшей. То же самое можно

сказать, например, о методе оценки запасов по схеме ЛИФО.

Возможны три варианта оценки затрат на производство:

1) по ценам первых закупок (ФИФО);

2) по ценам последних закупок (ЛИФО);

3) по средней цене.

Показатели рентабельности авансированного капитала (Рак) и собственного

капитала (Рск) рассчитываются по формулам:

[pic]

При использовании методики ФИФО запас на конец периода оценивается в ценах

последних закупок:

Затраты сырья на производство (ЗС) находятся балансовым методом по данным о

сырье, доступном для переработки (ПЗП), и запасе на конец периода:

ЗС = ПЗП -ПЗК

При использовании методики ЛИФО запас на конец периоде оценивается в ценах

первых закупок, поэтому

ПЗК = 30 • 1,0 + 10 • 1,1 = 41 млн. руб. ; ЗС = 162 - 41 = 121 млн. руб.

При использовании средней цены (СЦ) расчеты имеют вид:

СЦ = 162 : 130 = 1,246 тыс. руб. ;

ПЗК = 40 • 1,246 = 49,85 тыс. руб. ;

ЗС = 162 - 49,85 = 112,15 тыс. руб.

В условиях инфляции результатные показатели в значительной степени зависят

от выбираемых методов учета. Так, при использовании метода ЛИФО прибыль

оказалась в три раза меньшей, чем при использовании метода ФИФО,

уменьшилась и величина авансированного капитала по отчету. Все показатели

рентабельности также оказались ниже. Данный пример показывает, насколько

значимой в буквальном смысле может быть работа бухгалтера в условиях

инфляции. На крупных предприятиях даже в условиях относительно невысокой

инфляции расхождения по абсолютным показателям могут быть весьма

существенными.

Так, компания «Дженерал Моторс» в 1988 г. показала в балансе остатки

запасов по методике ЛИФО на сумму 7984,3 млн. дол.; если бы была

использована методика ФИФО, оценка составила бы 10509,6 млн. дол., т. е. на

31,6% выше. Еще разительнее расхождения по компании «Катерпиллер» за 1988

г.: те же самые показатели по ней составили соответственно: 1986 млн. дол.;

3614 млн. дол.; 82,7%.

Какая методика представляется более обоснованной и предпочтительной? Все

зависит от критериев, которые принимаются во внимание. Методика ФИФО

обеспечивает относительно больший прирост авансированного капитала, лучшие

значения показателей рентабельности, т. е. дает более привлекательную

картину для непрофессиональных инвесторов. Применение методики ЛИФО

приводит к заниженной оценке производственных запасов и к меньшей величине

прибыли, т. е, на первый взгляд она дает менее привлекательные результаты.

На самом же деле в условиях инфляции именно эта методика наиболее

предпочтительна, поскольку величина уплачиваемого налога меньше, а

следовательно, больше средств остается у предприятия. В условиях инфляции

методика ФИФО дает некоторую инфляционную добавку к прибыли; таким образом,

предприятие «проедает» собственные оборотные средства на приобретение сырья

и запасов по возрастающим ценам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты