Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

7. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых

топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной

политикой государства в этой сфере.

8. Повышение оплаты труда государственных служащих в размерах, необходимых

для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке

труда, при прочих равных условиях должно происходить в том числе за счет

сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

9. До конца текущего года следует определить механизм перехода к новой

модели пенсионной системы, включающей накопительную составляющую,

выработать план необходимых мероприятий по ее осуществлению и принять

соответствующие законы. В 2002 году необходимо начать пенсионную реформу.

При ее осуществлении нельзя допустить снижения достигнутого уровня

пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров.

10. Хотя перечень осуществляемых федеральных целевых программ был

существенно сокращен, это сокращение произошло в основном за счет

объединения ранее действовавших программ при сохранении прежних объемов их

ресурсного обеспечения. В 2002 году особое внимание при подготовке программ

должно быть уделено реформе государственной службы, реформе судебной

системы и ее развитию.

Необходимо усилить ответственность государственных заказчиков федеральных

целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий, а

также за результаты их осуществления. Федеральные целевые программ должны

базироваться на четко определенных критериях, ясных индикаторах, увязанных

с их ресурсным обеспечением. Контроль за выполнением программ должен

обеспечивать государственным заказчиком.

3. Анализ расходов федерального бюджета РФ 2002 года

1. В соответствии со стратегическими направлениями и приоритетами, а также

первоочередными задачами бюджетной политики в области расходов,

сформулированными Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании,

расходы проекта федерального бюджета на 2002 год должны быть сформированы

исходя из принципа их максимальной защищенности от влияния

внешнеэкономической конъюнктуры и нацелены на финансовое обеспечение

внутренней и внешней безопасности страны, на проведение военной реформы,

укрепление судебной системы, воспроизводство научного потенциала, на

переход к новой модели пенсионной системы, усиление социальной

направленности бюджетных расходов.

В этих целях решались задачи концентрации бюджетных расходов на реализации

данных ключевых проблем, упорядочения, оптимизации и повышения

эффективности использования расходов федерального бюджета, обеспечения

сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, повышения степени

прозрачности расходов федерального бюджета и бюджетных процедур.

2. В законе "О федеральном бюджете на 2002 год" объем расходов федерального

бюджета определен в размере 1871,87 млрд. рублей, без учета расходов,

перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет поступлений от

единого социального налога (257,53 млрд. рублей), - 1614,34 млрд. рублей.

Общий объем расходов федерального бюджета 2002 года составит 15,2% к объему

ВВП в размере 10600 млрд. рублей, рассчитанному при благоприятном

макроэкономическом прогнозе, что на 0,2% ниже доли расходов к ВВП

утвержденного бюджета на 2001 год. В номинальном выражении расходы должны

увеличиться на 420,9 млрд. рублей или на 35,3%, а с учетом индекса-

дефлятора ВВП (114,8%) реальный прирост расходов федерального бюджета

составит 17,8 процента.

Процентные расходы федерального бюджета, направляемые на обслуживание

государственного долга, хотя и вырастут на 49,9 млрд. рублей и составят

289,7 млрд. рублей или 2,73% к ВВП, но их доля к ВВП будут ниже

утвержденных показателей 2001 года на 0,36%.

Непроцентные расходы федерального бюджета составят 1582,2 млрд. рублей, в

том числе без учета расходов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской

Федерации в счет поступлений от единого социального налога (257,53 млрд.

рублей), - 1324,7 млрд. рублей с номинальным ростом против утвержденного

бюджета на 2001 год на 38,9%, а с учетом индекса-дефлятора - на 20,9%.

Предусматриваемые расходы федерального бюджета составят 12,5% к ВВП, что

выше уровня 2001 года на 0,2 процентных пункта к ВВП.

Важной особенностью проекта федерального закона "О федеральном бюджете на

2002 год" является существенное увеличение расходов федерального бюджета на

социальную сферу, на осуществление судебной и пенсионной реформы, на

реформирование Вооруженных сил Российской Федерации.

В тоже время в 2002 году, по сравнению с утвержденным бюджетом на 2001 год,

предусматривается снижение в общем объеме расходов и в %% к ВВП расходов

федерального бюджета, направляемых на национальную оборону,

правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства,

науку, сельское хозяйство, дорожное хозяйство. По всем другим разделам

функциональной классификации бюджетов Российской Федерации расходы

запланированы с ростом, либо на уровне соответствующих показателей

утвержденного бюджета на 2001 год.

Несмотря на определенное повышение расходов на промышленность,

строительство и энергетику, структура расходов проекта федерального закона

"О федеральном бюджете на 2002 год" свидетельствует о его недостаточной

направленности на расширение инвестиционного государственного спроса,

являющегося одним из важнейших катализаторов экономического роста и

структурной перестройки экономики. Осуществляемое ограничение непроцентных

расходов федерального бюджета недостаточно увязано с адекватным повышением

эффективности использования государственных средств, направленных на

качественные изменения в бюджетной сфере. Реформирование расходов

федерального бюджета, как и в предшествующие годы, происходит в условиях

отсутствия четкого разграничения расходных полномочий между бюджетами

различного уровня.

3. Анализ структуры расходов федерального бюджета на 2002 г в разрезе

разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской

Федерации по сравнению с 2001 годом показывает, что увеличение расходов

федерального бюджета как в общем объеме расходов, так и в % к ВВП

произойдет по разделам: "Государственное управление и местное

самоуправление" (на 1,1 и 0,12 процентных пункта соответственно); "Судебная

власть" (на 0,37 и 0,04); "Образование" (0,93 и 0,08); "Средства массовой

информации" (0,23 и 0,03); "Обслуживание государственного долга" (на 10,6 и

1,53 процентных пункта соответственно). Практически по всем остальным

расходам (за исключением расходов на национальную оборону и некоторых

других) происходит одновременное снижение, по сравнению с 2001 годом, их

удельного веса в общем объеме расходов и в %% к ВВП. Расходы федерального

бюджета по отношению к ВВП, предусматриваемые на 2002 год, будут меньше

уровня 2001 года на 1,6 процентного пункта. Анализ структуры расходов

федерального бюджета в разрезе разделов функциональной классификации

бюджетов Российской Федерации за период с 1997 года по 2002 год приведен в

таблице № 5. В 2002 году почти половину расходов федерального бюджета

предполагается направить на финансирование обеспечения внешней и внутренней

безопасности (29,4%) и обслуживание государственного долга (17,9%).

Крупными направлениями расходов федерального бюджета в 2002 году будут

расходы на социальную сферу и науку (19,0%) и на финансовую помощь бюджетам

других уровней (15,2%).

4. Расходы на государственное управление и местное самоуправление

увеличатся по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на

2001 год" (6) на 15,9 млрд. рублей или с номинальным ростом на 39,2%, их

удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета и в %% к ВВП

сохранится практически на уровне 2001 года (3,4-3,5% и 0,53%

соответственно). В составе ассигнований, направляемых на содержание и

текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти и

учреждений, находящихся в их ведении, предусмотрены средства, направляемые

на индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по

единой тарифной ставке. Вместе с тем повышение расходов на государственное

управление и местное самоуправление не приведет к повышению

конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, которое, при

прочих равных условиях, должно происходить, в том числе и за счет

сокращения общей численности занятых в государственном секторе, как это

определено Бюджетным посланием. Расходы федерального бюджета на судебную

власть должны увеличиться по сравнению с Федеральным законом "О федеральном

бюджете на 2001 год" на 0,14% к общим расходам (0,02% к ВВП) и составить

18,9 млрд. рублей. Темпы роста в номинальном выражении составят 166,4%, а с

учетом индекса-дефлятора - 144,9%. В составе расходов по разделу "Судебная

власть" предусматриваются средства на реализацию реформирования судебной

власти, связанные с увеличением штатной численности судей и работников

аппаратов арбитражных судов, мировых судей, помощников федеральных судей

судов общей юрисдикции, введение суда присяжных заседателей, а также

текущего и капитального ремонта зданий судов. Увеличение расходов на

судебную реформу позволяет говорить о том, что они станут приоритетными в

бюджетных расходах на 2002 год, что соответствует задачам, поставленным

Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании. Вместе с тем,

значительное увеличение средств, направляемых на финансирование органов

судебной системы, приводит к росту остатков на счетах данных органов,

которые по состоянию на 1 июля 2001 года составили 1,3 млрд. рублей или

23,8% к объему выделенных средств за первое полугодие текущего года, что

свидетельствует о недостаточно эффективном использовании органами судебной

системы средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета по

разделу "Международная деятельность" увеличиваются по сравнению с

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" с 22,1 млрд. рублей

до 46,7 млрд. рублей или в 2,1 раза. Существенный рост расходов по данному

разделу связан с уменьшением возврата бюджетных кредитов, реализации

финансовых активов, отражаемых в расходной части федерального бюджета со

знаком "минус", а также включением подраздела "Реализация международных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты