Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких

экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием

Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в

федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной

внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение

государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер

по консолидации федеральном бюджете государственных ресурсов за счет

включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5

млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией

пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части

трудовой пенсии.

Согласно данному подходу проект федерального бюджета на 2002 год

сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам

- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб

или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета

определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на

снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного

правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства

бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением

ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в

2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов

субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет

компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках

финансовой помощи бюджетам других уровней.

Налоговая политика

Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются

снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого

налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из

теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой

политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического

развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее

воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и

прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы,

сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены

отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение

налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов

стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,

снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения

налоговой политики:

1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с

одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой

нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и

инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие

ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных

с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и

имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.

Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение

природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на

воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у

предприятий.

Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит

снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей

или 1.9 процента к ВВП.

2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной

отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами,

отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным

ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления

специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости

от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования

при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной

системы.

3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость

связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов,

производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что

такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных

средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме

жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем

подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в

2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации

сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические

ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за

пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на

12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается

продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет

упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если

в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым

годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год

ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6

процента.

В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой

задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно

сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.

Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно

утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих

платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в

сумме 7.9 млрд. рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002

год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост

доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения

этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными

активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости,

находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и

учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут

учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и

организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым

имуществом.

В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики

в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы

Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль

сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской

Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в

доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с

физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом,

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы

зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а

также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах,

установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса

Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов

по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.

Бюджетная политика в области расходов

Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением

уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере

12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года.

В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов

возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных

расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных

расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых

условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой

оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы

бюджетов регионов.

Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году

расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости

достижения важнейших социальных и экономических задач.

В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной

политики:

. Реализация судебной реформы. В рамках реформирования судебной системы

предусматриваются дополнительные ассигнования в сумме 860 млн.руб. на

увеличение штатной численности судей (250 ед.), работников аппаратов

арбитражных судов в количестве 1000 ед. работников аппаратов судов;

увеличение численности помощников судей судов общей юрисдикции в

количестве 2785 ед.; увеличение численности мировых судей в количестве

2097 ед.; введение суда присяжных заседателей в 83 субъектах Российской

Федерации. Кроме того, предусмотрено направить дополнительные средства на

текущий и капитальный ремонт зданий арбитражных судов и судов общей

юрисдикции, индексацию заработной платы судей, пожизненное содержание

судей и другие мероприятия.

. Реализация военной реформы. В расходах федерального бюджета на 2002 год

учтены средства на проведение первого этапа реформы денежного довольствия

по условиям и срокам приравнивания денежного довольствия военнослужащих и

приравненных к ним отдельных категорий к денежному содержанию

государственных служащих, предусматривающего повышение окладов по

воинской должности (должностного оклада) до уровня должностных окладов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты