за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких
экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием
Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в
федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение
государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер
по консолидации федеральном бюджете государственных ресурсов за счет
включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5
млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией
пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части
трудовой пенсии.
Согласно данному подходу проект федерального бюджета на 2002 год
сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам
- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб
или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета
определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на
снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного
правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства
бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением
ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в
2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов
субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет
компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках
финансовой помощи бюджетам других уровней.
Налоговая политика
Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются
снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого
налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из
теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой
политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического
развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее
воздействие на рост экономики.
Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и
прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы,
сокращения нелегального оборота;
- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на
законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены
отдельных видов налогов.
Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение
налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов
стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,
снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения
налоговой политики:
1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с
одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой
нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и
инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие
ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных
с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и
имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.
Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение
природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у
предприятий.
Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит
снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей
или 1.9 процента к ВВП.
2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной
отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами,
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.
Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным
ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления
специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости
от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования
при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной
системы.
3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость
связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов,
производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что
такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных
средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме
жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем
подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в
2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации
сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические
ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за
пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на
12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается
продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет
упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если
в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым
годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год
ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6
процента.
В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой
задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно
сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.
Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно
утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих
платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в
сумме 7.9 млрд. рублей.
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002
год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост
доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения
этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными
активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости,
находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и
учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут
учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и
организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым
имуществом.
В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики
в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы
Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль
сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской
Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в
доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с
физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом,
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы
зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а
также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах,
установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса
Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов
по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением
уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере
12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года.
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов
возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных
расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных
расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых
условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой
оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы
бюджетов регионов.
Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году
расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости
достижения важнейших социальных и экономических задач.
В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной
политики:
. Реализация судебной реформы. В рамках реформирования судебной системы
предусматриваются дополнительные ассигнования в сумме 860 млн.руб. на
увеличение штатной численности судей (250 ед.), работников аппаратов
арбитражных судов в количестве 1000 ед. работников аппаратов судов;
увеличение численности помощников судей судов общей юрисдикции в
количестве 2785 ед.; увеличение численности мировых судей в количестве
2097 ед.; введение суда присяжных заседателей в 83 субъектах Российской
Федерации. Кроме того, предусмотрено направить дополнительные средства на
текущий и капитальный ремонт зданий арбитражных судов и судов общей
юрисдикции, индексацию заработной платы судей, пожизненное содержание
судей и другие мероприятия.
. Реализация военной реформы. В расходах федерального бюджета на 2002 год
учтены средства на проведение первого этапа реформы денежного довольствия
по условиям и срокам приравнивания денежного довольствия военнослужащих и
приравненных к ним отдельных категорий к денежному содержанию
государственных служащих, предусматривающего повышение окладов по
воинской должности (должностного оклада) до уровня должностных окладов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15