Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

включение в ведомственную структуру расходов Минобразования России,

министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы и научные

организации, отдельной строкой ассигнования на финансирование научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ в размере не менее 30

процентов объема, предусмотренного разделом "Фундаментальные исследования и

содействие научно-техническому прогрессу" функциональной классификации

расходов бюджета Российской Федерации (в соотношении: 20 процентов -

Минобразования России, 10 процентов - остальные министерства). В проекте

федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" расходы

Минобразования России на указанные цели составят всего лишь 6,3%. Кроме

того, для государственных образовательных учреждений не предусмотрены

ассигнования на приобретение учебно-лабораторного оборудования, несмотря на

то, что его физический и моральный износ составляет 50-70 процентов.

Несмотря на проведенную работу по уточнению реестров бюджетополучателей,

Правительству Российской Федерации необходимо продолжить работу по

оптимизации сети профессиональных учебных заведений, осуществляющих

подготовку кадров по профессиям, потребность в которых определяется

региональными рынками труда. Предусмотрено увеличение расходов на культуру,

искусство и кинематографию на 3,8 млрд. рублей или с номинальным ростом на

58,9%, а с учетом индекса-дефлятора на 38,4%, на средства массовой

информации - на 3,7 млрд. рублей (58,7% и 38,3% соответственно),

здравоохранение и физическую культуру - на 8,5 млрд. рублей (38,2% и 20,4%

соответственно). Одновременно сокращено количество бюджетополучателей,

находящихся в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета,

по которым предусмотрены расходы по данным разделам функциональной

классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Несмотря на

увеличение расходов федерального бюджета в 2002 году на социальную политику

на 42,1 млрд. рублей, или на 39,5% в номинальном выражении, а с учетом

индекса-дефлятора - на 21,5%, проектом федерального бюджета

предусматривается снижение ассигнований на финансирование мероприятий по

содействию занятости населения с 6,1 млрд. рублей в 2000 году до 1,7 млрд.

рублей в будущем году. При этом недостаточно учитывается факторы

привлечения на рынок труда экономически активного населения. Принимаемые

Правительством Российской Федерации меры по повышению в среднем в 1,89 раза

заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по единой

тарифной сетке, еще недостаточны для снижения социальной напряженности.

Ситуация усугубляется также отсутствием механизма оказания адресной

социальной поддержки малообеспеченным группам населения. Реально

располагаемые доходы населения в 2002 году составят лишь 87,1% от уровня

докризисного 1997 года.

9. Правительству Российской Федерации необходимо продолжить работу по

исключению из реестров главных распорядителей и распорядителей средств

федерального бюджета бюджетополучателей, не имеющих статуса бюджетного

учреждения. Необходимо также рассмотреть вопрос о финансировании бюджетных

учреждений, получающих средства федерального бюджета не более 20-30%

расходов на свое содержание и обеспечиваемых в основном за счет доходов,

получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,

оптимизировать численность бюджетных учреждений, ускорить внедрение

контрактных форм бюджетного финансирования.

10. Следует привести во взаимное соответствие предусматриваемые в проекте

федерального бюджета объемы расходов по разделам функциональной

классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Фундаментальные

исследования и содействие научно-техническому прогрессу", "Образование" и

соответствующие нормы действующего законодательства, определяющие

конкретный уровень расходов федерального бюджета на указанные цели.

11. Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и их

исполнения позволяет сделать вывод о том, что средства федерального

бюджета, получаемые распорядителями и получателями бюджетных средств, в

полном объеме не используются, что ведет к росту остатков на лицевых счетах

бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального

казначейства (по состоянию на 1 июля 2001 года - 68,8 млрд. рублей, на 1

августа - 70,3 млрд. рублей). Основные причины неполного использования

средств федерального бюджета и увеличения остатков на счетах

бюджетополучателей связаны с недостатками в бюджетном планировании и в

организации исполнения федерального бюджета, в том числе:

- с неравномерностью поступления средств федерального бюджета на счета

бюджетополучателей, как правило, в конце отчетного периода;

- с отсутствием нормативных правовых актов, определяющих порядок

использования средств федерального бюджета и заключенных договоров на

выполнение работ и предоставление услуг;

- с несоответствием штатной численности, предусмотренной в расчетах к

федеральному бюджету, фактической.

Тенденция роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета

становится все более ярко выраженной. Так, по состоянию на 1 января 1999

года они составляли 13,7 млрд. рублей, по состоянию на 1 января 2000 года -

67 млрд. рублей, или 120% от расходов федерального бюджета в 1999 году в

среднем за месяц, по состоянию на 1 января 2001 года - 134,7 млрд. рублей,

на 1 июля 2001 года - 246,4 млрд. рублей, что в 2,5 раза превышает

среднемесячные расходы федерального бюджета в первом полугодии 2001 года.

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на счетах

органов федерального казначейства свидетельствует об имеющихся возможностях

совершенствования системы управления государственными финансами, в том

числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения

федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального

бюджета на счетах органов федерального казначейства.

12. Не способствует повышению прозрачности федерального бюджета и бюджетных

процедур и искажает объемы расходов федерального бюджета по разделам и

подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской

Федерации отражение в сальдированном виде в соответствующих разделах

расходов федерального бюджета объемов предоставления и возврата

государственных кредитов, предоставленных правительствам иностранных

государств и государств-участников СНГ, кредитов, полученных от

правительств иностранных государств, банков и фирм, международных

финансовых организаций и предоставленных предприятиям и организациям внутри

страны, учитываемых по разделу "Международная деятельность", а также

инвестиционных кредитов и бюджетных ссуд, учитываемых по разделу "Прочие

расходы". Отражение в расходной части федерального бюджета лишь расходов на

обслуживание государственного долга также искажает структуру расходов

государства.

Целесообразно указать объем и структуру всех поступлений в федеральный

бюджет, а также объем и структуру всех выплат из федерального бюджета в

отдельном приложении к проекту федерального закона "О федеральном бюджете

на 2002 год".

13. План развития государственного или муниципального секторов экономики на

2002 год необходимо привести в соответствие с требованиями статьи 178

Бюджетного кодекса Российской Федерации. В план развития государственного

или муниципального секторов экономики в 2002 году не включены перечень и

сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных

предприятий; перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности

государственных или муниципальных унитарных предприятий; сведения о

предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и

военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств. До настоящего

времени не разработан федеральный закон о государственных и муниципальных

унитарных предприятиях, который должен определить порядок составления,

утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной

деятельности государственных и муниципальных предприятий. В плане развития

государственного и муниципального секторов экономики федерального уровня

также отсутствует сводный план предоставления государственных или

муниципальных услуг бюджетными учреждениями по главным распорядителям

бюджетных средств. Представленный Правительством Российской Федерации план

развития государственного и муниципального секторов экономики на 2002 год

нуждается в уточнении и доработке. На несоответствие содержательной части

плана развития государственного и муниципального секторов экономики

требованиям норм и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации указывала в своем заключении еще на

проект федерального бюджета на 2001 год. Счетная палата Российской

Федерации полагает необходимым утверждать план развития государственного

сектора экономики на очередной финансовый год отдельным приложением к

проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год". В него

также должны быть включены перечень и объемы поставок для федеральных

государственных нужд по главным распорядителям средств федерального

бюджета. Программу приватизации (продажи) государственного или

муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или

муниципальную собственность на 2002 год также необходимо утвердить

отдельным приложением к проекту федерального закона "О федеральном бюджете

на 2002 год". Утверждение конкретных заданий по предоставлению

государственных услуг, по объемам поставок продукции для государственных

нужд в федеральном законе позволит установить реальную ответственность

главных распорядителей средств федерального бюджета за выполнение

возложенных на них задач и эффективное использование выделяемых

государственных средств, повысить прозрачность расходования средств

федерального бюджета. Реализация данных предложений позволит на практике

обеспечить выполнение задач по оценке рациональности и результативности

бюджетных расходов, поставленных Президентом Российской Федерации в

Бюджетном послании.

14. Необходимо обеспечить выделение государственных ассигнований на решение

конкретных задач и обеспечение функций, возложенных на соответствующих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты