консолидированый бюджет Омской области ).
Принципы бюджетной системы РФ:
Согласно БК (1) РФ в России действуют следующие принципы бюджетной
системы:
1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы,
форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса,
санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый
порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами
государственной власти РФ и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов - право законодательных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на каждом
уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого
уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право
органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с законодательством определять
направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники
финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость
изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов
(решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и
сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет
бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов,
возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за
исключением установленных законом случаев.
4. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов - все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных
фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и
муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных
средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной
системе Российской Федерации.
5. Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. При
составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы
должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита
бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств -
при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема
средств или достижения наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут
увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых
бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов
другого уровня.
8. Принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о
ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную
открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений
по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия
внутри представительного органа или между исполнительным и
представительным органами государственной власти.
9. Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств -
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных
бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование
конкретных целей.
2.2. Бюджетный дефицит в РФ.
История вопроса.
Существенное замедление темпов экономического роста во 2-ой половине
60-ых годов сократило финансовую базу советского руководства, при этом
потребности государства постоянно росли, гонка вооружений, поддержка
социалистических режимов зарубежом, амбициозные проекты внутри страны (БАМ
и др) всё это приводило к росту расходной части бюджета. (9) С 70-ых годов
дефицит финансовых ресурсов покрывался за счёт кредитования экономики
банковским сектором. Антиалкогольная компания 1985 года привела к резкому
сокращению поступлений налога с оборота, одновременно осуществление
программ ускорения и переворужения машиностроительного комплекса привело к
росту гос расходов. Это привело к тому, что уже в 1985 году дефицит
консолидированного бюджета СССР превысил 2% ВВП. В 1988 году бюджетный
дефицит составлял уже 9,2% ВВП.
Тенденция к росту бюджетного дефицита сохранялась (в ситуации
политической нестабильности Правительство боялось предпринимать жёсткие
непопулярные меры по сокращению государственных расходов), это привело к
тому, что дефицит бюджета РСФСР в 1991 году составлял 31% ВВП.
Можно сделать вывод: к началу реформ в РФ был огромный бюджетный
дефицит, обусловленный высокими и во многом неэффективными госрасходами,
низкой эффективностью экономики, отсутствием внятной и последовательной
бюджетной политики, макроэкономической нестабильностью.
В дальнейшем правительства Гайдара, Черномырдина и Кириенко пытались
бороться с дефицитом исключительно за счёт сокращения государоственных
расходов, такая политика оказывала негативное влияние на социальную сферу.
Одновременно финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счёт
массмированных заимствований путём продажи ГКО и ОФЗ, как мы установили
ранее (в пункте 1.4.) подобные действия приводят к негативным последствиям
в экономике (снижение промышленного производства, рост безработицы, как
следствие снижение налоговых поступлений в бюджет).
В последние годы ситуация изменилась, рост ВВП и промышленного
производства, обусловленные сначала резким снижением курса рубля и как
следствие, сокращению импорат, и высокими мировыми ценами на нефть, а
сейчас и фактором повышения внутреннего спроса, привёл к росту налоговых
поступлений в бюджет, начиная с 2001 года в РФ нет бюджетного дефицита,
однако не следует обольщаться, так как, во-первых, данный профицит вызван
высокими ценам на нефть и др. товары российского экспорта (природный газ,
металлы), а во-вторых, уровень государственных расходов на сегодня очень
низок и не соответствует потребностям общества. Низкий уровень социального
обеспечения, недостаточное финансирование вооружённых сил и
правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования
- это следствие сокращений гос. расходов, которые проводились в течение
последних лет для борьбы с бюджетным дефицитом. В ближайшие годы рост
госраходов будет неизбежен (необоходимость обслуживать внешний долг, пик
платежей приходится на 2003 год, необходимость модернизации ЖКХ,
образования, вооружённых сил, повышение заработной платы работникам
бюджетной сферы и гос. служащим – всё это требует дополнительных бюджетных
ассегнований), поэтому вновь возможно появление бюджетного дефицита.
2.3. Бюджетная политика в РФ.
Во время правления Б.Н. Ельцина внятной бюджетной политики в нашей
стране не было. Правительство проводило курс на подавление инфляции и
сокращение бюджетного дефицита, действовало непоследовательно, зачастую в
угоду политической конъюнктуре. Так, в 1996 году резко выросли бюджетные
расходы для обеспечения победы Ельцина на президентских выборах. Подобные
действия привели к росту бюджетного дефицитв.. Это лишь один пример
непоследовательности действий нашего правительства.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и
среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
"О бюджетной политике на 2002 год" (10) и с учетом реализации целей
экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения
экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения
эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год
построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на
среднесрочную перспективу.
Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную
перспективу являются:
- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента
стимулирования экономического роста;
- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от
внешнеэкономической конъюнктуры;
- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых
выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним
обязательствам;
- повышение качества управления государственными активами и пассивами,
совершенствование управление государственным долгом.
Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является
превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика
позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-
кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с
другой стороны - снизить долговое бремя государства.
Формирование расходной части бюджета осуществлено, исходя из
консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары
российского экспорта. При этом, профицит федерального бюджета сформирован
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15