Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

консолидированый бюджет Омской области ).

Принципы бюджетной системы РФ:

Согласно БК (1) РФ в России действуют следующие принципы бюджетной

системы:

1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы,

форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса,

санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый

порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения

бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов

РФ, местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами

государственной власти РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов - право законодательных органов

государственной власти и органов местного самоуправления на каждом

уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный

процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого

уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,

полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право

органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с законодательством определять

направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники

финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость

изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов

(решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и

сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет

бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов,

возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за

исключением установленных законом случаев.

4. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов - все доходы и расходы бюджетов,

внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные

поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных

фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и

муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных

средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной

системе Российской Федерации.

5. Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом

расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. При

составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы

должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита

бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств -

при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости

достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема

средств или достижения наилучшего результата с использованием

определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - все расходы бюджета

должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из

источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут

увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых

бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов

другого уровня.

8. Принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати

утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о

ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений

по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия

внутри представительного органа или между исполнительным и

представительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств -

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

2.2. Бюджетный дефицит в РФ.

История вопроса.

Существенное замедление темпов экономического роста во 2-ой половине

60-ых годов сократило финансовую базу советского руководства, при этом

потребности государства постоянно росли, гонка вооружений, поддержка

социалистических режимов зарубежом, амбициозные проекты внутри страны (БАМ

и др) всё это приводило к росту расходной части бюджета. (9) С 70-ых годов

дефицит финансовых ресурсов покрывался за счёт кредитования экономики

банковским сектором. Антиалкогольная компания 1985 года привела к резкому

сокращению поступлений налога с оборота, одновременно осуществление

программ ускорения и переворужения машиностроительного комплекса привело к

росту гос расходов. Это привело к тому, что уже в 1985 году дефицит

консолидированного бюджета СССР превысил 2% ВВП. В 1988 году бюджетный

дефицит составлял уже 9,2% ВВП.

Тенденция к росту бюджетного дефицита сохранялась (в ситуации

политической нестабильности Правительство боялось предпринимать жёсткие

непопулярные меры по сокращению государственных расходов), это привело к

тому, что дефицит бюджета РСФСР в 1991 году составлял 31% ВВП.

Можно сделать вывод: к началу реформ в РФ был огромный бюджетный

дефицит, обусловленный высокими и во многом неэффективными госрасходами,

низкой эффективностью экономики, отсутствием внятной и последовательной

бюджетной политики, макроэкономической нестабильностью.

В дальнейшем правительства Гайдара, Черномырдина и Кириенко пытались

бороться с дефицитом исключительно за счёт сокращения государоственных

расходов, такая политика оказывала негативное влияние на социальную сферу.

Одновременно финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счёт

массмированных заимствований путём продажи ГКО и ОФЗ, как мы установили

ранее (в пункте 1.4.) подобные действия приводят к негативным последствиям

в экономике (снижение промышленного производства, рост безработицы, как

следствие снижение налоговых поступлений в бюджет).

В последние годы ситуация изменилась, рост ВВП и промышленного

производства, обусловленные сначала резким снижением курса рубля и как

следствие, сокращению импорат, и высокими мировыми ценами на нефть, а

сейчас и фактором повышения внутреннего спроса, привёл к росту налоговых

поступлений в бюджет, начиная с 2001 года в РФ нет бюджетного дефицита,

однако не следует обольщаться, так как, во-первых, данный профицит вызван

высокими ценам на нефть и др. товары российского экспорта (природный газ,

металлы), а во-вторых, уровень государственных расходов на сегодня очень

низок и не соответствует потребностям общества. Низкий уровень социального

обеспечения, недостаточное финансирование вооружённых сил и

правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования

- это следствие сокращений гос. расходов, которые проводились в течение

последних лет для борьбы с бюджетным дефицитом. В ближайшие годы рост

госраходов будет неизбежен (необоходимость обслуживать внешний долг, пик

платежей приходится на 2003 год, необходимость модернизации ЖКХ,

образования, вооружённых сил, повышение заработной платы работникам

бюджетной сферы и гос. служащим – всё это требует дополнительных бюджетных

ассегнований), поэтому вновь возможно появление бюджетного дефицита.

2.3. Бюджетная политика в РФ.

Во время правления Б.Н. Ельцина внятной бюджетной политики в нашей

стране не было. Правительство проводило курс на подавление инфляции и

сокращение бюджетного дефицита, действовало непоследовательно, зачастую в

угоду политической конъюнктуре. Так, в 1996 году резко выросли бюджетные

расходы для обеспечения победы Ельцина на президентских выборах. Подобные

действия привели к росту бюджетного дефицитв.. Это лишь один пример

непоследовательности действий нашего правительства.

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и

среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием

Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

"О бюджетной политике на 2002 год" (10) и с учетом реализации целей

экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения

экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения

эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год

построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на

среднесрочную перспективу.

Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную

перспективу являются:

- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента

стимулирования экономического роста;

- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от

внешнеэкономической конъюнктуры;

- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых

выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним

обязательствам;

- повышение качества управления государственными активами и пассивами,

совершенствование управление государственным долгом.

Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является

превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика

позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-

кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с

другой стороны - снизить долговое бремя государства.

Формирование расходной части бюджета осуществлено, исходя из

консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары

российского экспорта. При этом, профицит федерального бюджета сформирован

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты