Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по

поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о

распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания

централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и

интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них

муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность

бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов

и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в

решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и

деятельности государства.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются (13):

- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы,

соответствующих уровням территориально-политического и территориально-

административного устройства страны;

- законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности

каждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды

деятельности на соответствующей территории;

- наличие устойчивых представлений (они могут быть закреплены в нормативах)

о величине необходимых и достаточных расходов для самостоятельной

реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

- использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов

учета их особенностей для корректировки величины вышеуказанных расходов

(или их нормативов);

- сложившееся в соответствии с законом и исходящее из критерия

достаточности для покрытия нормативно распределяемых расходов закрепление

за каждым уровнем бюджетно-налоговой системы (федеральным, региональным,

местным) налоговых и неналоговых доходных источников;

- установление в классификации расходов федерального и региональных

бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений

региональной политики федеративного государства, как компенсация

нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия

нормативно распределяемых расходов (так называемое "горизонтальное

бюджетное выравнивание" с помощью дотаций, субсидий, субвенций),

реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов,

принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п. При

этом законодательно устанавливаются процедуры обоснования соответствующих

расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов

и муниципальных образований), но и между конечными получателями -

финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами

населения.

Теоретические концепции бюджетного федерализма:

1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на

федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства

равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания

через федеральный бюджет.

2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов,

действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов

производится через гос. программы.

3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании

договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ

в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками

Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия).

В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным.

Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем.

Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к

дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами

РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и

экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является

наиболее приемлемой для РФ . Во-первых, сейчас именно на её принципах

построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально-

экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного

выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных

отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому

бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным

плюсом.

.

Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным

звеньям бюджетной системы РФ.

Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного

уровня (8)

|ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ |МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ |

| |ФЕДЕРАЦИИ | |

|ОБЕСПЕчЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ|обеспечение |содержание органов |

|ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ |функционирования органов|местного самоуправления;|

|ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И |законодательной | |

|ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, |(представительной) и |формирование |

|ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО|исполнительной власти |муниципальной |

|УПРАВЛЕНИя; |субъектов Российской |собственности и |

|функционирование |Федерации; |управление ею; |

|федеральной судебной |обслуживание и погашение|организация, содержание |

|системы; |государственного долга |и развитие учреждений |

|осуществление |субъектов Российской |образования, |

|международной |Федерации; |здравоохранения, |

|деятельности в |проведение выборов и |культуры, физической |

|общефедеральных |референдумов субъектов |культуры и спорта, |

|интересах; |Российской Федерации; |средств массовой |

|национальная оборона и |обеспечение реализации |информации, других |

|обеспечение безопасности|региональных целевых |учреждений, находящихся |

|государства; |программ; |в муниципальной |

|фундаментальные |формирование |собственности или в |

|исследования и |государственной |ведении органов местного|

|содействие научно – |собственности субъектов |самоуправления; |

|техническому прогрессу; |Российской Федерации; |содержание муниципальных|

|государственная |осуществление |органов охраны |

|поддержка |международных и |общественного порядка; |

|железнодорожного, |внешнеэкономических |организация, содержание |

|воздушного и морского |связей субъектов |и развитие |

|транспорта; |Российской Федерации; |муниципального |

|государственная |содержание и развитие |жилищно-коммунального |

|поддержка атомной |предприятий, учреждений |хозяйства; |

|энергетики; |и организаций, |муниципальное дорожное |

|ликвидация последствий |находящихся в ведении |строительство и |

|чрезвычайных ситуаций и |органов государственной |содержание дорог |

|стихийных бедствий |власти субъектов |местного значения; |

|федерального масштаба; |Российской Федерации; |благоустройство и |

|исследование и |обеспечение деятельности|озеленение территорий |

|использование |средств массовой |муниципальных |

|космического |информации субъектов |образований; |

|пространства; |Российской Федерации; |организация утилизации и|

|содержание учреждений, |оказание финансовой |переработки бытовых |

|находящихся в |помощи местным бюджетам;|отходов (за исключением |

|федеральной | |радиоактивных); |

|собственности или в |обеспечение |содержание мест |

|ведении органов |осуществления отдельных |захоронения, находящихся|

|государственной власти |государственных |в ведении муниципальных |

|Российской Федерации; |полномочий, передаваемых|органов; |

|формирование федеральной|на муниципальный |организация |

|собственности; |уровень; |транспортного |

|обслуживание и погашение|компенсация |обслуживания населения и|

|государственного долга |дополнительных расходов,|учреждений, находящихся |

|Российской Федерации; |возникших в результате |в муниципальной |

|пополнение |решений, принятых |собственности или в |

|государственных запасов |органами государственной|ведении органов местного|

|драгоценных металлов и |власти субъектов |самоуправления; |

|драгоценных камней, |Российской Федерации, |обеспечение |

|государственного |приводящих к увеличению |противопожарной |

|материального резерва; |бюджетных расходов или |безопасности; |

|проведение выборов и |уменьшению бюджетных |охрана окружающей |

|референдумов Российской |доходов местных |природной среды на |

|Федерации; |бюджетов; |территориях |

|обеспечение реализации |прочие расходы, |муниципальных |

|решений федеральных |связанные с |образований; |

|органов государственной |осуществлением |реализация целевых |

|власти, приведших к |полномочий субъектов |программ, принимаемых |

|увеличению бюджетных |Российской Федерации. |органами местного |

|расходов или уменьшению | |самоуправления; |

|бюджетных доходов | |обслуживание и погашение|

|бюджетов других уровней;| |муниципального долга; |

| | |целевое дотирование |

|обеспечение | |населения; |

|осуществления отдельных | |содержание муниципальных|

|государственных | |архивов; |

|полномочий, передаваемых| |проведение муниципальных|

|на другие уровни власти;| |выборов и местных |

| | |референдумов; |

|финансовая поддержка | |финансирование |

|субъектов Российской | |реализации иных решений |

|Федерации; | |органов местного |

|официальный | |самоуправления и прочие |

|статистический учет; | |расходы, отнесенные к |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты