государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по
поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о
распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания
централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и
интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них
муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность
бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов
и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в
решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и
деятельности государства.
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются (13):
- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы,
соответствующих уровням территориально-политического и территориально-
административного устройства страны;
- законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности
каждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды
деятельности на соответствующей территории;
- наличие устойчивых представлений (они могут быть закреплены в нормативах)
о величине необходимых и достаточных расходов для самостоятельной
реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
- использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов
учета их особенностей для корректировки величины вышеуказанных расходов
(или их нормативов);
- сложившееся в соответствии с законом и исходящее из критерия
достаточности для покрытия нормативно распределяемых расходов закрепление
за каждым уровнем бюджетно-налоговой системы (федеральным, региональным,
местным) налоговых и неналоговых доходных источников;
- установление в классификации расходов федерального и региональных
бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений
региональной политики федеративного государства, как компенсация
нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия
нормативно распределяемых расходов (так называемое "горизонтальное
бюджетное выравнивание" с помощью дотаций, субсидий, субвенций),
реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов,
принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п. При
этом законодательно устанавливаются процедуры обоснования соответствующих
расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов
и муниципальных образований), но и между конечными получателями -
финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами
населения.
Теоретические концепции бюджетного федерализма:
1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на
федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства
равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания
через федеральный бюджет.
2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов,
действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов
производится через гос. программы.
3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании
договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ
в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками
Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия).
В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным.
Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем.
Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к
дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами
РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и
экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является
наиболее приемлемой для РФ . Во-первых, сейчас именно на её принципах
построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально-
экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного
выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных
отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому
бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным
плюсом.
.
Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным
звеньям бюджетной системы РФ.
Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного
уровня (8)
|ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ |МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ |
| |ФЕДЕРАЦИИ | |
|ОБЕСПЕчЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ|обеспечение |содержание органов |
|ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ |функционирования органов|местного самоуправления;|
|ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И |законодательной | |
|ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, |(представительной) и |формирование |
|ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО|исполнительной власти |муниципальной |
|УПРАВЛЕНИя; |субъектов Российской |собственности и |
|функционирование |Федерации; |управление ею; |
|федеральной судебной |обслуживание и погашение|организация, содержание |
|системы; |государственного долга |и развитие учреждений |
|осуществление |субъектов Российской |образования, |
|международной |Федерации; |здравоохранения, |
|деятельности в |проведение выборов и |культуры, физической |
|общефедеральных |референдумов субъектов |культуры и спорта, |
|интересах; |Российской Федерации; |средств массовой |
|национальная оборона и |обеспечение реализации |информации, других |
|обеспечение безопасности|региональных целевых |учреждений, находящихся |
|государства; |программ; |в муниципальной |
|фундаментальные |формирование |собственности или в |
|исследования и |государственной |ведении органов местного|
|содействие научно – |собственности субъектов |самоуправления; |
|техническому прогрессу; |Российской Федерации; |содержание муниципальных|
|государственная |осуществление |органов охраны |
|поддержка |международных и |общественного порядка; |
|железнодорожного, |внешнеэкономических |организация, содержание |
|воздушного и морского |связей субъектов |и развитие |
|транспорта; |Российской Федерации; |муниципального |
|государственная |содержание и развитие |жилищно-коммунального |
|поддержка атомной |предприятий, учреждений |хозяйства; |
|энергетики; |и организаций, |муниципальное дорожное |
|ликвидация последствий |находящихся в ведении |строительство и |
|чрезвычайных ситуаций и |органов государственной |содержание дорог |
|стихийных бедствий |власти субъектов |местного значения; |
|федерального масштаба; |Российской Федерации; |благоустройство и |
|исследование и |обеспечение деятельности|озеленение территорий |
|использование |средств массовой |муниципальных |
|космического |информации субъектов |образований; |
|пространства; |Российской Федерации; |организация утилизации и|
|содержание учреждений, |оказание финансовой |переработки бытовых |
|находящихся в |помощи местным бюджетам;|отходов (за исключением |
|федеральной | |радиоактивных); |
|собственности или в |обеспечение |содержание мест |
|ведении органов |осуществления отдельных |захоронения, находящихся|
|государственной власти |государственных |в ведении муниципальных |
|Российской Федерации; |полномочий, передаваемых|органов; |
|формирование федеральной|на муниципальный |организация |
|собственности; |уровень; |транспортного |
|обслуживание и погашение|компенсация |обслуживания населения и|
|государственного долга |дополнительных расходов,|учреждений, находящихся |
|Российской Федерации; |возникших в результате |в муниципальной |
|пополнение |решений, принятых |собственности или в |
|государственных запасов |органами государственной|ведении органов местного|
|драгоценных металлов и |власти субъектов |самоуправления; |
|драгоценных камней, |Российской Федерации, |обеспечение |
|государственного |приводящих к увеличению |противопожарной |
|материального резерва; |бюджетных расходов или |безопасности; |
|проведение выборов и |уменьшению бюджетных |охрана окружающей |
|референдумов Российской |доходов местных |природной среды на |
|Федерации; |бюджетов; |территориях |
|обеспечение реализации |прочие расходы, |муниципальных |
|решений федеральных |связанные с |образований; |
|органов государственной |осуществлением |реализация целевых |
|власти, приведших к |полномочий субъектов |программ, принимаемых |
|увеличению бюджетных |Российской Федерации. |органами местного |
|расходов или уменьшению | |самоуправления; |
|бюджетных доходов | |обслуживание и погашение|
|бюджетов других уровней;| |муниципального долга; |
| | |целевое дотирование |
|обеспечение | |населения; |
|осуществления отдельных | |содержание муниципальных|
|государственных | |архивов; |
|полномочий, передаваемых| |проведение муниципальных|
|на другие уровни власти;| |выборов и местных |
| | |референдумов; |
|финансовая поддержка | |финансирование |
|субъектов Российской | |реализации иных решений |
|Федерации; | |органов местного |
|официальный | |самоуправления и прочие |
|статистический учет; | |расходы, отнесенные к |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15