. доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
. перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
. платежи от государственных и муниципальных организаций;
. прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности;
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности:
. поступления от приватизации организаций. Находящихся в государственной
и муниципальной собственности;
. поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
. доходы от продажи квартир;
. доходы от продажи принадлежащих государству производственных и
непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
. доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества,
переходящего в государственную или муниципальную собственность в
порядке наследования или дарения, и кладов.
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:
. От резидентов
. От нерезидентов
Административные платежи и сборы:
. таможенные сборы;
. прочие неналоговые таможенные платежи;
. сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме
штрафов);
. прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение
определенных функций.
Штрафные санкции, возмещение ущерба:
. поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с
отступлением от стандартов и технических условий;
. санкции за нарушение порядка применения цен;
. административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение
правил дорожного движения;
. суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и
недостаче материальных ценностей.
Доходы от внешнеэкономической деятельности:
. поступление средств от централизованного экспорта;
. прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные
бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует
именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример –
это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к
массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной
собственности.
2. Структура расходов бюджет
По влиянию на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют:
Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам,
для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся:
содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных
отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам
государственной власти, выплата процентных платежей по государственному
долгу и другие платежи.
Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и
прирост запасов.
Предметный признак – все государственные расходы делятся на несколько
групп. Выделяют следующие группы госрасходов:
- расходы на национальную безопасность;
- расходы на научные иследования;
- расходы на осуществление внешней политики;
- финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура,
спорт и др);
- создание резервных фондов;
- расходы на гос. управление;
- расходы по обслуживанию государственного долга.
Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить
соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета
Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы
федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных
бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета,
расходы местных бюджетов.
3. Функции государственного бюджета.
Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся на:
1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в
своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В
отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства,
поэтому сфера действия данной функции очень велика.
2. Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы,
происходящие в экономики. Основой данной фукнции является движение
бюджетных ресурсов.
Согласно 2-ой классификации функции подразделябтся на:
1. Экономические – финансирование убыточных, но важных для народного
хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная
отрасль), развитие инфраструктуры.
2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды,
сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения,
культуры, спорта и др. социальных программ.
3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов,
финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства,
расходы на гос. управление.
4. Функция межотраслевого и мерегионального перерапределиня ресурсов –
поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей
нарродного хозяйства.
5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.
4. Проблема бюджетного дефицита: теоретические концепции сбалансированности
государственного бюджета.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.
Выделяют несколько причин этого явления:
1. Низкая эффективность общественного производства.
2. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов
или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в
1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет
РФ от нефтяных компаний)
3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором
страна живёт не по средствам.
4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями,
крупными социально-политическими потрясениями или войнами.
5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию
экономики.
В экономической теории существуют различные подходы к решению проблемы
бюджетного дефицита.
1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в
противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на
финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные
ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в
частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые
операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных
денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных
бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к
росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что
препятствует экспорту и способствует импорту.
В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение
экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту
бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в
период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита
Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот
период в России имели место все негативаные последствия подобной политики
(снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение
налоговых поступлений в бюджет).
Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит
к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике вцелом.
Единственный выход в подобных ситуациях – это сокращение государственных
расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут
к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к
безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.
2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды
экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать
госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в
периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и
сократить расходы. Проводя подобную полтитику, правительсво может
столкнуться с рядом трудностей:
- где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили,
что выпуск гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия
приводят к негативным последствиям в экономике;
- периоды спада и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного
экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге
сбалансированности бюджета добиться не удасться;
- политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить
расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности
бюджета.
3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики
является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом.
Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.
Выводы:
1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в
федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2.
2. Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.
3. Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1-
ой у бюджета - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2-
ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного
выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной
деятельности).
4. Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета:
ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по
экономическому циклу, концепция функциональных финансов.
5. Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета
оказывают негативное влияние на экономику вцелом.
Глава 2.
Государственный бюджет РФ.
2.1. Структура бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.
3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и
районов).
Согласно БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей территории (пример -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15