Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

. доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

. перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

. платежи от государственных и муниципальных организаций;

. прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности:

. поступления от приватизации организаций. Находящихся в государственной

и муниципальной собственности;

. поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;

. доходы от продажи квартир;

. доходы от продажи принадлежащих государству производственных и

непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

. доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества,

переходящего в государственную или муниципальную собственность в

порядке наследования или дарения, и кладов.

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:

. От резидентов

. От нерезидентов

Административные платежи и сборы:

. таможенные сборы;

. прочие неналоговые таможенные платежи;

. сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме

штрафов);

. прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение

определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

. поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с

отступлением от стандартов и технических условий;

. санкции за нарушение порядка применения цен;

. административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение

правил дорожного движения;

. суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и

недостаче материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

. поступление средств от централизованного экспорта;

. прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные

бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует

именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример –

это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к

массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной

собственности.

2. Структура расходов бюджет

По влиянию на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют:

Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам,

для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся:

содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных

отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам

государственной власти, выплата процентных платежей по государственному

долгу и другие платежи.

Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и

прирост запасов.

Предметный признак – все государственные расходы делятся на несколько

групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

- расходы на национальную безопасность;

- расходы на научные иследования;

- расходы на осуществление внешней политики;

- финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура,

спорт и др);

- создание резервных фондов;

- расходы на гос. управление;

- расходы по обслуживанию государственного долга.

Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить

соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета

Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы

федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных

бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета,

расходы местных бюджетов.

3. Функции государственного бюджета.

Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

Согласно 1-ой функции делятся на:

1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в

своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В

отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства,

поэтому сфера действия данной функции очень велика.

2. Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы,

происходящие в экономики. Основой данной фукнции является движение

бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации функции подразделябтся на:

1. Экономические – финансирование убыточных, но важных для народного

хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная

отрасль), развитие инфраструктуры.

2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды,

сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения,

культуры, спорта и др. социальных программ.

3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов,

финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства,

расходы на гос. управление.

4. Функция межотраслевого и мерегионального перерапределиня ресурсов –

поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей

нарродного хозяйства.

5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.

4. Проблема бюджетного дефицита: теоретические концепции сбалансированности

государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.

Выделяют несколько причин этого явления:

1. Низкая эффективность общественного производства.

2. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов

или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в

1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет

РФ от нефтяных компаний)

3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором

страна живёт не по средствам.

4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями,

крупными социально-политическими потрясениями или войнами.

5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию

экономики.

В экономической теории существуют различные подходы к решению проблемы

бюджетного дефицита.

1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в

противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на

финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные

ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в

частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые

операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных

денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных

бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к

росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что

препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение

экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту

бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в

период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита

Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот

период в России имели место все негативаные последствия подобной политики

(снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение

налоговых поступлений в бюджет).

Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит

к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике вцелом.

Единственный выход в подобных ситуациях – это сокращение государственных

расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут

к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к

безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.

2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды

экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать

госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в

периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и

сократить расходы. Проводя подобную полтитику, правительсво может

столкнуться с рядом трудностей:

- где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили,

что выпуск гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия

приводят к негативным последствиям в экономике;

- периоды спада и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного

экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге

сбалансированности бюджета добиться не удасться;

- политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить

расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности

бюджета.

3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики

является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом.

Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.

Выводы:

1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в

федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2.

2. Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.

3. Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1-

ой у бюджета - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2-

ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного

выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной

деятельности).

4. Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета:

ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по

экономическому циклу, концепция функциональных финансов.

5. Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета

оказывают негативное влияние на экономику вцелом.

Глава 2.

Государственный бюджет РФ.

2.1. Структура бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.

3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и

районов).

Согласно БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней

бюджетной системы на соответствующей территории (пример -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты