сокращению долгового бремени государства и соответственно повышению его
рейтинга как страны принимающей инвестиции и как страны-заемщика.
Формирование долговой политики на 2002 год осуществлялось с учетом
преодоления последствий кризиса августа 1998 года. На рынке внутреннего
долга восстановлено доверие инвесторов к рынку государственных ценных
бумаг, значительно снизилась доходность всех торгуемых на рынке ценных
бумаг. Государственные заимствования размещаются на внутреннем финансовом
рынке исходя из доходности, приближенной к уровню инфляции.
Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере
внутреннего долга будет направлена на реализацию следующих целей:
- осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при
одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;
- размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных облигаций;
- внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных на
оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов
различных групп инвесторов.
Политика в области внутренних заимствований сформирована таким
образом, чтобы не изымать ликвидность с рынка для финансирования
непроцентных расходов. Чистый объем внутренних заимствований составит в
следующем году 9.8 млрд.руб. при уплате платежей по обслуживанию
внутреннего долга - 57.9 млрд.рублей. Такая политика будет оказывать
положительное влияние на уровень банковских процентных ставок и стоимость
кредитных ресурсов.
С целью сокращения государственного внешнего долга и, следуя
консервативной политике государственных заимствований в период 2002-2003
годов, общая сумма займов на внешних финансовых рынках будет ограничена 1
млрд. долларов США в год. При этом платежи по государственному внешнему
долгу в предстоящем году предусмотрены в соответствии с оригинальными
графиками без учета реструктуризации. Заимствования от Международного
валютного фонда в 2002 году не предусматриваются. Такой подход, в отличие
от предыдущих лет, позволяет реалистично прогнозировать объемы внешних
заимствований, вне зависимости от результатов переговоров с кредиторами. В
предстоящем году не предусматривается также осуществлять новые
заимствования по связанным иностранным кредитам.
Реализация намеченной бюджетной политики будет способствовать снижению
государственного долга. Начавшееся в 2000 году сокращение государственного
долга продолжится и в 2002 году. На конец 2002 года общий объем
государственного долга составит 158.5 млрд.долларов США, или 48.2% ВВП. В
предстоящие три года доля государственного долга в ВВП будет снижаться и
составит к концу 2004 года около 40% ВВП.
На величину государственного долга в 2002 году и в последующие годы
влияние будет оказывать как профицитная политика бюджета, так и укрепление
курса рубля и реальный рост ВВП.
Таким образом, основные направления бюджетной и налоговой политики на
2002 год и среднесрочную перспективу подготовлены с учетом целей
экономической политики и направлены на создание условий для продолжения
роста экономики и повышения реальных доходов населения.
2.4. Федеральный бюджет РФ 2002 года.
Основные параметры бюджета: расходы - 1947386,3 млн. рублей. Доходы -
2125718,2 млн. рублей. ВВП - 10950 млрд. рублей. Инфляция декабрь 2002 к
декабрю 2002 - 12% (5)
Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год формирууются за счёт (ст. 8
Федерального Закона о федеральном бюджете на 2002 год):
- доходов от уплаты федеральных налогов и сборов - в соответствии с
нормативами отчислений согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Федеральному
закону;
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства, - по ставкам, установленным законодательством
Российской Федерации;
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по
нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
земельного налога за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья
- по нормативам, установленным статьей 12 настоящего Федерального закона;
дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, - в размере 100
процентов доходов;
- доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности
имущества, расположенного на территории Российской Федерации, - в размере
100 процентов доходов;
доходов от арендной платы за земли городов и поселков и
сельскохозяйственные угодья - в соответствии со статьей 12 настоящего
Федерального закона;
консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации, - в
размере 100 процентов доходов;
платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о
приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на
жительство в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без
гражданства - в размере 100 процентов доходов;
платы за предоставление информации по единому государственному реестру
налогоплательщиков - в размере 100 процентов доходов;
платы за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов
- в размере 90 процентов доходов;
платы за заимствование материальных ценностей из государственного
материального резерва - в размере, установленном статьей 24 настоящего
Федерального закона;
- платы за отдельные виды услуг, оказываемых федеральными органами
исполнительной власти;
- прибыли Центрального банка Российской Федерации;
- патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию
программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за
исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной
организации интеллектуальной собственности, - в размере 100 процентов
доходов;
доходов от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро" - в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
- части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий,
остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов;
- доходов, поступающих от выдачи Министерством экономического развития и
торговли Российской Федерации сертификатов, паспортов бартерных сделок и от
оказания им консультационных услуг, - в размере 100 процентов доходов;
-. средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по
вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по
решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в
установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами
исполнительной власти в соответствии с их компетенцией за вычетом затрат на
реализацию указанного имущества, в соответствии с законодательством
Российской Федерации, по нормам и перечню, которые устанавливаются
Правительством Российской Федерации;
- доходов от платежей при пользовании недрами - в соответствии со статьей
23 настоящего Федерального закона;
- платы за пользование водными биологическими ресурсами, включая
поступления от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических
ресурсов, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, - в размере 100 процентов доходов;
- доходов от эксплуатации и использования имущества федеральных
автомобильных дорог - в размере 100 процентов доходов;
- доходов от использования лесного фонда - в размере 100 процентов доходов,
получаемых органами управления лесным хозяйством;
- прочих поступлений от имущества, находящегося в федеральной
собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности
организаций, финансируемых из федерального бюджета (за исключением доходов,
по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок
исполнения);
- доходов от продажи земли и нематериальных активов - в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- доходов от применения мер гражданско - правовой, административной и
уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения
ущерба, - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного
производства, - в размере 30 процентов поступлений;
доходов от внешнеэкономической деятельности - в размере 100 процентов
доходов;
- доходов от реализации и (или) использования природного сырьевого
компонента низкообогащенного урана, являющегося федеральной собственностью,
возвращаемой Российской Федерации в результате исполнения международных
обязательств по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из
ядерного оружия; от поставки являющегося федеральной собственностью
высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией
международных договоров о научно - техническом сотрудничестве и поставках
высокообогащенного урана; от реализации являющегося федеральной
собственностью специального сырья и делящихся материалов;
- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в
федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура расходов фелерального бюджета РФ 2002:
1. Социальная политика - 22,06%
2. Обслуживание государственного и муниципального долга - 14,61%
3. Национальная оборона - 14,57%
4. Финансовая помощб бюджетам других уровней - 13,61%
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства -
8,91
6. Образование - 4,11%
7. Дорожное хозяйство - 3,51
8. Промышленность, энергетика, строительство - 2,96%
9. Государственное управление - 2,91
10.Международная деятельность - 2,2%
11.Здравоохранение и физическая культура - 1,64
12.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
- 1,55
13.Сельское хозяйство и рыболовство - 1,38
14.Прочие расходы - 5,98%
Проблема зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической
конъюнктуры очень остро стоит перед нашей страной. В первую очередь
существует зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы
(нефть и газ). Во-первых,
Поностью структуру доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2002
год см. в приложениях № 1 и 2 соответственно.
2.5. Бюджетный Федерализм в РФ.
Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15