определяет цену на свою продукцию индивидуально, проводя анализ собственных
издержек и выбирая метод ценообразования. Существует, т.о., зависимость от
нескольких факторов:
. Денежное выражение текущих издержек производителя;
. Запросы производителя по прибыльности его продукции: норма прибыли. В
зависимости от выбранного метода она может определяться пропорционально
полной или производственной себестоимости, матзатратам, стоимости
обработки товара и т.п.
. Факторы неопределенности в отношении изменения спроса и предложения.
Базовая цена, т.о., является ценой минимального запроса производителя по
прибыльности своей деятельности в данных фиксированных во времени условиях
рынка. Это не цена фактической сделки купли-продажи.
Управление предприятием ценами/тарифами может быть представлено как процесс
корректировки базовой цены в соответствии с целевыми установками
производителя и рядом рыночных условий: спрос/предложение, цены
конкурентов, ценовые ограничения госорганов.
То есть базовая цена присутствует в механизме финансового управления в
части планирования и прогнозирования предприятиями своих базовых цен?
4. Операционный рычаг и его воздействие
Операционный рычаг отражает влияние увеличения объема
производства/реализации на более сильное увеличение прибыли. Чем больше
изменение прибыли относительно изменения объема производства/реализации,
тем больше сила действия операционного рычага.
Сила действия операционного рычага=валовая маржа/прибыль. Поскольку в
состав валовой маржи, кроме прибыли, входят и постоянные издержки, не
изменяющиеся с изменением объема производства, то уже этим объясняется
действие операционного рычага. Однако не только этим.
Увеличение объема производства, сопровождающееся повышением
производительности труда, снижением себестоимости и увеличением прибыли в
результате:
. Экономии МЗ за счет увеличения фондоотдачи, что приводит к снижению
размера амортизации в расчете на руб ТП
. Экономии за счет снижения норм расхода матресурсов
. Экономии за счет ликвидации перерасхода матресурсов против норм расхода
. Экономии от снижения/ликвидации потерь от брака и повышения степени
утилизации возвратных отходов
. Экономии з/п, так как ее рост всегда отстает от роста производительности
. Экономия на условно-постоянных расходах в расчете на руб ТП
То есть воздействие операционного рычага объясняется совместным
воздействием постоянных и переменных издержек
Билет № 11.
1.Организация фин. службы предприятия.
Под финслужбой п/п. Понимается самостоятельное структурное подразделение,
выполняющее определенные функции в системе управления п/п. Обычно такое
подраздел-е – финотдел. Его структура и численность зависят от ОПФ п/п, хар-
ра хоз. деятельности, объема пр-ва и общего кол-ва работающих на п/п.
Хар-р хоз. деят-ти и объем пр-ва определяют вел-ну ден. оборота, кол-во
платежных документов, связанных с расчетами с другими п/п – поставщиками и
покупателями (заказчиками), с коммерческими банками , другими кредиторами,
бюджетом. Кол-во рабочих влияет на объем кассовых операций и расчетов с
рабочими и служащими.
Осн. напр-я фин. работы на п/п – фин. планирование, операт. и контрольно-
аналит. работа.
Виды фин. служб:
1)небольшие п/п – фин. сектор в составе фин.-сбыт. отдела или
бухгалтерии.
2)крупн. п/п – фин. отдел состоит из нескольких групп (бюро), за кот-ыми
закреплены опред-ые функции. Начальник отдела подчинен непоср-но
руководству п/п.
Схема. Фин. отдел:
1.Планово-эк. бюро
1.1.группы
1.1.1.фин.-кредитного планирования
1.1.2.оперативного планир-я и контроля
1.1.3.экономического анализа
2.Бюро банковских и кассовых операций
3.Расчетное бюро
3.1.Группы
3.1.1.расчетов с покупателями
3.1.2.расчетов с поставщиками
3.1.3.претензионная.
На МП (индивидуальных частных или ООО) с небольшими оборотами и незначит.
численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с
функциями бухгалтера, но на более крупных п/п, особенно в форме ОАО или
ЗАО, наличие фин. службы в системе упр-я п/п необходимо.
Важнейшие задачи фин. служб:
выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками,
работниками п/п, всех остальных обязательств,
организация расчетов,
контроль за использованием собственных и заемных средств,
организация фин. менеджмента , который включает все перечисленные задачи
и содержит качественно новые.
Фин. менеджмент – организация управления фин. потоками в целях наиболее
эффективного использования собственного и привлеченного капитала и
получения максимальной прибыли. ФМ предполагает разработку определенной
фин. стратегии и тактики на основе анализа фин. отчетности с помощью
системы показателей и прогнозир-я доходов в зависимости от изменения
структуры активов и пассивов п/п.
На крупных п/п создается фин. дирекция во главе с фин. директором или
главным фин. менеджером. Ее структура зависит от хар-ра хоз. и фин.
деятельности, ОПФ хоз. субъекта. Подразделениями фин. дирекции могут быть,
напр., фин. отдел, бухгалтерия, бюро или сектор эк. анализа, отдел валютных
операций и др.
Функции фин. дирекции:
обеспеч-е финансир-я хоз. деят-ти п/п,
разработка фин. программы развития хоз. субъекта,
разработка инвест. политики,
опред-е кредитной политики,
устан-е смет расходов ден. средств для всех подразделений п/п,
разработка валютной политики и обеспеч-е валютной деятельности,
фин. планир-е, участие в составлении бизнес-планов,
осущ-е расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком,
бюджетом,
обеспечение страхования от фин. рисков,
проведение залоговых, трастовых, лизинговых и др. операций,
анализ фин.-хоз. и внешнеэк. деят-ти,
ведение фин. учета, сост-е бух. баланса и фин. док-тов.
В осущ-ии этих функций главная роль отводится фин. менеджеру как професс.
специалисту в области финансов.
Организация фин. работы строится на основе элементов системы управления и
принципов организации финансов.
Элементы системы управления финансами п/п:
1.наличие спец-х подразделений по управлению финансами и штатов
высококвалифицир-х сотрудников,
2.тех. оснащение,
3.планово-прогнозн. деят-ть, оптимизирующая принятие решений и
формализующая их в планы и балансы,
4.полномочия и ответ-ть начальников фин. отделов или фин. директоров.
Фин. работа д.б. построена по принципу разумной достаточности работников
фин. служб, не смешивания операт. фин. работы с инвест. аспектом деят-ти
п/п, принцип разделения функций и специализации. Принцип не смешения тек.
деят-ти с процессом фин. планир-я. Принцип разделения функций и
специализации, перемещения сотрудников по разным отделам.
2.Цена и рыночное равновесие.
Система цен гос-ва предст. собой совокупность разновидностей цен, функц-
их в хоз-ве, через которую в практике хозяйствования выр-ся меновая форма
стоимости товаров, т.е. способность их обмениваться опосредовано через
деньги.
Цена вообще – денежная оболочка отношений мены, стоимость – их
содержание.
Практическое проявление действия системы цен выражается в актах купли-
продажи, оплаты выполненных работ, услуг.
Цена – фундаментальная эконом. категория товарного производства,
подчиненная действию закона стоимости.
Функционирование цены как эконом. категории в условиях товарно-денежных
отношений происходит во взаимосвязи с другими эк. категориями: зарплата,
себестоимость, прибыль.
Базовые цены:
1)оптовые цены п/п,
2)оптовые цены оптово-сбыт. звена,
3)розничные цены.
Это базовые цены любой экономики, т.к. последовательно характеризуют
общую для всех эк. систем механику товародвижения: от стадий производства к
оптово-сбытовому звену и в розничную торговлю.
В общем виде производитель товара формирует цену его реализации под
влиянием соотношения спроса и предложения (график)
По графику: обратная связь между ценой товара и величиной спроса; цена
реализации товара и величина предложения товара на рынке находятся в прямой
зависимости.
Точка пересечения кривых спроса и предложения на товар – рыночная цена
нашего товара, она называется ценой рыночного равновесия, или цена с теми
или иными отклонениями реально существующая на рынке данного товара.
Равновесная рыночная цена – рын. цена такого уровня, при котором решение
о продаже и купле товара синхронизируются в масштабах рынка данного товара.
Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на
таком уровне есть уравновешивающая функция цен.
Установленное рыночное равновесие при ограниченном кол-ве имеющегося в
обществе данного товара, распределенного между возможными его
потребителями, - лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо
учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие
изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются
независимыми друг от друга, а взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного
товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая
система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в
определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят
об общем равновесии рынка.
3.Факторинг.
Факторинговые операции являются одним из методов финансового обеспечения и
регулирования денежного оборота предприятий и коммерческих организаций. По
сути это разновидность расчетных операций.
Факторинг — переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых
требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в
процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в
сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового,
страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних
предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за
несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для
них источников кредитования.
Поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого
качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения
прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать
достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании), сугубо
временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20