Конституционный строй в Российской Федерации

Конституционный строй в Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования





КАФЕДРА  ТЕОРИИ  ПРАВА






КУРСОВАЯ РАБОТА




По дисциплине правоведение


На тему: «Конституционный строй в Российской Федерации»








Выполнил:






Руководитель _________________________





Саратов 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Понятие основ конституционного строя РФ;

Глава 2. Содержание основ конституционного строя Российской Федерации;

§ 1. Признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью;

§ 2. Народовластие (демократия);

§ 3. Республиканская форма правления ;

§ 5. Правовая государственность (правовое государство);

§ 6. Государственный суверенитет РФ;

§ 7. Федерализм;

§ 8. Разделение властей;

§ 9. Единое, равное и свободное гражданство;

§ 10. Социальная государственность (социальное государство);

§ 11. Свобода экономической деятельности;

§ 12. Идеологическое и политическое многообразие;

§ 13. Светская государственность (светское государство);

§ 14. Признание и гарантированность местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

5. Литература.









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность заданной темы обусловлена переходом России на новый путь развития от старых тоталитарных принципов построения общества к новым прогрессивным путям развития общества.

Исторический опыт свидетельствует о том, что самым надежным и оптимальным способом организации социального порядка является право.

Любое современное общество не может существовать без нормативной законодательной базы, регулирующей общественные отношения как определенных групп населения в социальном или в этническом плане, так и индивидов  в частности.

Учитывая многоаспектность проблемы, рассматриваем её под углом зрения практического осуществления права. Такая предпосылка вытекает из положений действующей Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию демократически правовым государством, правовая система которого ориентирована на понимании права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти.

Целью курсовой работы является изучение основных аспектов составляющих конституционный строй Российской Федерации.

Для реализации заданной цели, необходимо решить следующие задачи:

-  определить содержание основ конституционного строя Российской Федерации , уровень научной разработки данной темы в  литературе;

-  изучить основные аспекты, с позиции которых рассматривается  конституционный       строй Российской Федерации.;

-   проанализировать данные теории и сделать практические выводы.


Глава 1. Понятие основ конституционного строя РФ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демокра­тическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о го­сударственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией го­сударства, становится его конституционным строем. Таким обра­зом, конституционный строй — это определенная форма, опре­деленный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъ­ектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчине­ние его праву и характеризует его как конституционное государ­ство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество представляет собой систему самостоя­тельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации част­ных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жиз­недеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и дея­тельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, сис­тему средств массовой информации, неписаные нормы этики, мно­гие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализу­ется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных инди­видов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъек­тов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Гре­ции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени при­вел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ним и сугубо государственными инсти­тутами, существуют различия, порожденные идеями о свободе че­ловека как гражданина общества, независимого от государства.

Постепенно различия между гражданским обществом и госу­дарством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение в программном документе Ве­ликой французской революции — Декларации прав человека и гражданина.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процес­се исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, — это комплекс част­ных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.

В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе «стро­ительства социализма» государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократичес­кие ценности, принципы и институты.

С позиций либерального конституционализма XIX в. конститу­ция должна устанавливать такие пределы государственной влас­ти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере Развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вме­шательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешатель­ства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит. Вот Почему задача конституции всякого конституционного государст­ва сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам ц механизмам саморегулирования, действующим в рамках граж­данского общества.

Ограничение общественного саморегулирования выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свобо­де; государственного регулирования экономики в ущерб рыночно­му; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей раз­бирательство, и т.д.

В результате ограничения государственной власти правом со­временное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешатель­ства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирова­ния гражданского общества, государство активизирует свои пра­вовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном госу­дарстве общество функционирует одновременно и как управляе­мая государством, и как саморегулирующаяся система, а консти­туционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Конституционное государство возникло в Англии в ходе ее многовекового политического развития. С конца XVIII в. консти­туционные учреждения начали распространяться в Западной Ев­ропе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции основных начал английского государственного строя, а также под влиянием школы естественного права.

Первая русская революция 1905 г. имела своим результатом -провозглашение некоторых конституционных принципов не толь­ко в самой России, но и в ряде других стран. Конституционные уч­реждения были введены в Черногории и Иране (Персии), пробуди­лось движение за введение конституции в Индии, Китае и Египте.

Новый шаг на пути построения конституционного государства был сделан Россией в ходе Февральской революции 1917 г. Однако это движение было прервано Октябрьской революцией, которая на долгие годы погрузила страну в пучину тоталитаризма



Глава 2.Содержание основ конституционного строя Российской Федерации;

§ 1.  Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего консти­туционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного под­хода к проблеме "человек — государство", при котором госу­дарство берется за решение основных вопросов жизнеобес­печения, а человек превращается в винтик большой государ­ственной машины по всеобщему "осчастливливанию". Этот подход нивелировал людей, перекрывал пути к раскрытию» всего потенциала человеческой личности. Государство не толь­ко не считало себя обязанным охранять права и свободы че­ловека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты