Конституционный строй в Российской Федерации

Новая российская государственность радикально меня­ет отношения личности и государства. Не человек создан для государства а государство для человёка"таков главный принцип их отношений". В этом состоит гуманисти­ческая сущность Конституций и всего нового конституцион­ного права России. При этом акцент делается не на коллек­тивном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрез­мерным универсализмом, он в состоянии подавить инициа­тиву и способности отдельного человека, привести к цар­ству серости и посредственности. А индивидуализм, напро­тив, раскрывает потенциал общества, и задача права содей­ствовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осоз­нать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициа­тивы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморе­гулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство- регулирует доведение. человека только в. определенной мере, так, чтобы не затро­нуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Та­кое понимание соотношения человека, общества и государ­ства подчеркивает. гуманистическую сущность конституци­онного строя. Выражение "высшая ценность" — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конститу­ционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества — как об­леченных, так и не облеченных властью. Последующие гла­вы Конституции, и особенно гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", подчинены этому суперпринципу, раскрыва­ют и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют"  'содержание_ и "применение" законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели обеспечению прав и свобод человека  Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса при­оритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сво­дятся к признанию соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и зако­нах всего объема прав и свобод, предусмотренных общеприз­нанными нормами международного права, а также неотъем­лемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не толь­ко воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но 'и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и адми­нистративных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание со­ответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценно­стью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отде­лить такую ограничительную, а по существу правозащит­ную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит вы­родиться в произвол. Государство, кроме того, должно сле­дить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценнос­тью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все го­сударственные органы и вся правовая система страны.

' Гуманизм конституционного строя отчетливо проявля­ется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязаннос­тей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет пра­ва в сфере осуществления государственной власти (напри­мер, право избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти). Преимущество гражданства также в обя­занности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который пре­доставляется гражданством, наполнен гарантиями, реали­зация которых во многом зависит от должностных лиц госу­дарства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы "человек — государство" и ставит его ос­новные положения в рязряд ослов конституционного строя.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдаю­щихся деятелей культуры, за выступления в защиту демок­ратии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трак­туемым патриотизмом, вследствие чего зачастую станови­лись невозможными воссоединение семей, изменение граж­данства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изме­нить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обой­тись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе (ныне дей­ствует Закон о гражданстве Российской Федерации, приня­тый 28 ноября 1991 г.). Ни при каких обстоятельствах гражда­нина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для при­обретения гражданства — государственные органы не долж­ны иметь право безосновательно отказывать людям в их же­лании принять российское гражданство.

К основам конституционного строя относится также зак­репленный-в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в граж­данстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и не­сет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.


§ 2.   Демократическое государство (народовластие)

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федера­ция есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суве­ренитета и единственным источником власти в Российской Феде­рации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демо­кратия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рас­смотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляет с понятием «граждане» и определяется как принадлежность Данной, ассоциированной в рамках единого государства совокуп­ности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства. Следует сказать, что в годы советской власти под народом пони­малась определенная историческая общность людей, которая из­меняется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможнос­ти для применения дискриминационных мер к миллионам неугод­ных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требу­ет управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государ­ственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государст­ва, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независи­мости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населе­нием и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государ­ственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного при­нуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государ­ственного аппарата. Государство в необходимых случаях применя­ет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера наруше­ний подразделяются на дисциплинарные наказания, администра­тивное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уго­ловные наказания.

Государственная власть — не единственная форма власти наро­да. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет оз­начает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одно­го субъекта — народ.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ст. 3. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

' Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренны­ми интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституиру­ется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и спо­соб правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация власт­ных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базо­вым в понимании демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты