Конституционный строй в Российской Федерации

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хо­зяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существен­ное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согла­сованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и тор­гах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему про­даж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) со­вершать действия, которые ограничивают самостоятельность хо­зяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, на­против, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или фи­зических лиц.

В Законе предусматривается государственный контроль за со­блюдением антимонопольного законодательства при приобрете­нии акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъек­тов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и не­добросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на федеральный антимонопольный орган.

Создавая социальное рыночное хозяйство. Российская Федера­ция стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и об­щественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйст­венной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве Между человеком и государством, работником и работодателем, Производителем и покупателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России про­изводство и распределение благ осуществляются как частными,и государственными предприятиями и учреждениями, включаются предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.

Государство в различных формах должно нести ответствен­ность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наиболь­шей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производ­стве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости);

о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулиро­вание цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке;

о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характер­но многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституци­онным нормам — основе всего правового регулирования отноше­ний собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, призна­ваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государ­ством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее раз­личных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и дру­гие природные ресурсы могут находиться в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности. Они использу­ются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей терри­тории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собствен­ности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ре­сурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на осно­ве федерального закона.В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и раз­витии аграрной реформы в России»' граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обмени­вать, а также передавать земельный участок или его часть в каче­стве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвести­циями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольно­го объединения принадлежащих им земельных участков, земель­ных долей (паев).

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, — ука­зывается в ст. 8 Конституции, — признаются и защищаются рав­ным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономичес­ки значимой собственности. При всем критическом подходе к вау­черной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровожда­ется ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако — главное — создаются принципиально другая экономика, иная система эконо­мических отношений, совершенно новые субъекты хозяйство­вания.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области и авто­номных округов, изданными в пределах их полномочий.


§ 11. Идеологическое и политическое многообразие.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиоз­ных, философских взглядов на социальную действительность, об­щество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мысли­телями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов оп­ределенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

Поскольку идеологические концепции являются духовным вы­ражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фак­тором исторического развития. Известно, что идеология француз­ских просветителей XVIII века в период Великой французской ре­волюции сыграла огромную роль в сплочений третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

 Для современного демократического общества характерен ши­рокий спектр различных типов идеологии начиная с крайне реак­ционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либераль­ных и кончая левым экстремизмом Некоторые из этих экстре­мистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального су­ществования отдельных стран или даже всего человечества.

Так, фашистская идеология, ядро которой составляют идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармонии (теория народного сообщества и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тоталитарного государства»), сочетающиеся с крикливой демагогией, чтобы замаскировать истинное содержание этой идео­логии, стала теоретической основой и программой действий мощного политического течения. Оно привело к власти в ряде стран (Германия, Италия и др.) наиболее реакционные и агрессивные силы. В результате к середине 30-х годов фашизм представляя смертельную угрозу для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов и стран. Только разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР позволил остановить экс­пансию фашизма и насильственное распространение его идей.

 Серьезной угрозой для демократических стран является также левый экстремизм, который под флагом революционности утверж­дает право и методы индивидуального террора.

 Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоев или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные. ,

Убедительным свидетельством тому может служить марксист­ская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных по­литических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений. Однако положение ко­ренным образом изменилось, когда в результате Октябрьской ре­волюции 1917 г. в России сторонники марксизма пришли к влас­ти. С этого времени марксизм становится в России, а затем и в' СССР не только идеологией правящей партии, но и государствен­ной идеологией советского государства, обязательной для всех ее граждан.

 Уже в первой советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (ст. 3). Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское государство лиша­ло отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые исполь­зовались ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23). Поскольку среди этих прав значилась и свобода выраже­ния мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Конституция СССР 1936 г. предоставляла гражданам полити­ческие права и свободы (свобода слова, свобода печати и т.д.) толь­ко «в целях укрепления социалистического строя» (ст. 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целях критики социалистического строя и его идеологии, запре­щалось.'

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты