Конституционный строй в Российской Федерации

Партийные системы современных демократических стран весь­ма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойст­венными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что со­циальной основой многопартийности является само общество, со­стоящее из различных социальных слоев и групп с противоречи­выми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обще­стве обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и дру­гих выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публи­куемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе вы­двигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой инфор­мации.

В представительных органах государственной власти и местно­го самоуправления разрешается создание организационных струк­тур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм — это не только возможность состо­ять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возмож­ность гарантирует равные права гражданам на участие в полити­ческом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это много­образие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Фе­дерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечи­ваются свобода экономической деятельности, предпринимательст­ва и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общест­венная польза.

4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, — сказано в Конституции (ст. 12), — признается и гарантируется местное самоуправление ».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правле­ния лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регио­ны и другие сообщества граждан.

Посредством местного самоуправления, включающего предста­вительные органы власти, органы управления (местная админи­страция), различные территориальные формы непосредственной Демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В годы советской власти понятие местное самоуправление» Длительное время решительно отвергалось как порожденное тео­рией и практикой «буржуазного муниципализма». Считалось, что функции каждого местного Совета, входящего в систему органов Государственной власти страны, не исчерпываются решение местных вопросов, местных дел, а руководство местными делами каждый местный Совет сочетает с участием в решении общегосу­дарственных задач, в формировании общегосударственной воли народа.

В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения раз­ных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие ее как демократическое государство, на практи­ке в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Так, объявленный носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в Российской Федерации, ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти на­рода, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, по­скольку в них обычно участвует незначительная часть избирате­лей. Достаточно сказать, что даже при проведении выборов в Госу­дарственную Думу в 1999 г. требовалось участие в них только 25 процентов зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделе­ния властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсе­местным господством исполнительной власти, а также президент­ской власти, стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Консти­туции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, в значительной мере формально.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конститу­ционные нормы, предусматривающие построение демократичес­кого государства, могут быть в полной мере реализованы.

§ 3.  Республиканская форма правления

Данным положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правле­ния, известных современному государству: республики и монархии. Российская Федерация провозглашена республи­кой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла даль­ше и не определила вид республиканской формы правле­ния. Между тем мировой конституционной теории и практи­ке известны три вида республики: парламентская, прези­дентская и полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (пре­зидент) избирается парламентом, главой правительства ста­новится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством. В случае выне­сения парламентом вотума недоверия правительство авто­матически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выбо­ров). Министры назначаются из членов парламента и сохра­няют в нем свое место. Примеры: Италия, ФРГ.

В президентской республике глава государства (пре­зидент) избирается населением (гражданами) и сам формиру­ет правительство, которое подотчетно только ему. Парла­мент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одно-. временно членами парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам фор­мирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры: Франция, Польша.

Это самые общие черты различных видов республи­канской формы правления, которые варьируются по-разно­му даже в приведенных в качестве примеров странах в рам­ках одной формы правления. Особенности свойственны прак­тически каждой стране, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель дру­гой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю рос­сийскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика французского , то типа, естественно, с определенными особенностями.   ^

Вопрос о возможности реставрации монархии в России. В современной России имеются политические движения, вы­ступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические аргументы в пользу или против позиции монархистов?

2 марта 1917 г. император Николай 2 отрекся от пре­стола и сложил с себя верховную власть. Однако он не пере­дал ее законному наследнику — царевичу Алексею, объяс­нив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о пере­даче наследия брату — великому князю Михаилу Алексан­дровичу и благословил его на вступление на престол госу­дарства Российского. Но 3 марта великий князь отказался  принять верховную власть, заявив о своем решении "в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием че­рез представителей своих в Учредительном собрании уста­новить образ правления и новые основные законы государ­ства Российского".

Временное правительство подготовило Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное 23 сен­тября 1917 г., но 1 сентября провозгласило Российскую рес­публику, на что легитимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная Дума фактически не работала). Что касается Октябрьского переворота и установления советской власти в форме республики Советов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституцион­ных установлений этого периода более чем сомнительна, по­скольку большевики разогнали Учредительное собрание, ко­торое, однако, в первый день своей работы успело провоз­гласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране (до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать законным завершением спора о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вы­вод, монархистам приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президент­ской власти, хотя последняя была учреждена опять же все­российским референдумом (1990 г.) и подтверждена последу­ющими всеобщими выборами (1991 и 1996 гг.).


§4.  Правовая государственность (правовое государство).

Так характеризуется государство, которое во всей сво­ей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозгла­шения, оно должно фактически сложиться как система га­рантий от беспредельного административного вмешатель­ства в саморегулирующееся гражданское общество, от по­пыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права чело­века и гражданина в экономической и духовной сферах.

Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Со­крат, Платон, Аристотель, Полибий развивали эти пред­ставления. Например, Аристотель указывал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демокра­тических революций (XVII—XVIII вв.) эти идеи легли в осно­ву новой государственности (их развивали в Голландии — Г. Гроций и Б. Спиноза, в Англии — Т. Гоббс и Д. Локк, во Франции — П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро, в США — Т. Джефферсон и Т. Пэйн). Но только в XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон Моля, К. Т. Велькера и других сформировалась цело­стная теория правового государства, которая стала претво­ряться в жизнь. В России эту теорию развивали Б. Н. Чиче­рин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, С. А. Котляревский, Г. Ф. Шершеневич и др., но переход к правовому государству, по сути, обозна­чился только после 1905, г.

Советское государство за все время своего существо­вания было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 г. Конституции РФ начался процесс созда­ния этого государства в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты