Конституционный строй в Российской Федерации

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представ­ляют: весь народ, население, проживающее на той или иной терри­тории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечи­вающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Выс­шим непосредственным выражением власти народа, — указывает­ся в Конституции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы ».

Согласно Федеральному конституционному закону от28.06.2004г. «О референдуме Российской Федерации», референ­дум — это всенародное голосование граждан России по законопро­ектам, действующим законам и другим вопросам государственно­го значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Кон­ституционное Собрание принимает решение о вынесении на всена­родное голосование проекта новой Конституции России.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

.Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нужда­ется и обязательны для применения на всей территории Россий­ской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться рес­публиканские (республик в составе Российской Федерации), реги­ональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 12.06.2002г. «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации»1, на референдум субъек­та Российской Федерации и местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государст­венной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согла­сия на назначение на должность или на освобождение от должное" ти депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычай­ного положения, введенного на территории Российской Федера­ции, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех Месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и инте­ресами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществле­ния гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существен­ный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдви­жение ими из своей среды представителей для осуществления на­родовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего актив­ное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуп­равления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свобод­ными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является прин­цип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции 'государственной власти — законодательная, исполнительная и су­дебная — должны осуществляться различными органами, незави­симыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недо­статочно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преоблада­ние над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от пося­гательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти, организованные подобным об­разом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государст­венная деятельность должна остановиться. Но поскольку остано­виться она не может, то «силою вещей, — считал Ш. Монтескье, —" власти будут принуждены действовать и необходимость заставля­ет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республика­ми, краями, областями, городами федерального значения, авто­номной областью, автономными округами.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет осо­бенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение автори­таризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», на­правленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рас­сматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете ра­ционализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего меха­низма управления государственными делами.

Разделение властей — не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигаю­щий единства на основе сложного процесса согласования и специ­альных правовых процедур, предусмотренных и на случай кон­фликтных состояний.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на ос­нове принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический про­цесс всем социально-политическим или иным организациям, дея­тельность которых имеет политический аспект и находится в рам­ках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффек­тивности народовластия, вовлечению в политическую деятель­ность широких слоев населения, легализует конституционную по­литическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тота­литаризма.

Предварительным условием признания принципа политичес­кого плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополий КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии от­крыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепен­ного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способст­вующее демократизации общества, не имеет ничего общего с по­пытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обще­стве или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционнос­ти. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, спо­собные в полной мере гарантировать право граждан на объедине­ние в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном поряд­ке из общественной жизни политических организаций, угрожаю­щих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартий­ность. Общественные объединения равны перед законом. Запреща­ется создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Россий­ской Федерации, подрыв безопасности государства, создание во­оруженных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности незави­симых объединений граждан. Вот почему надежная конституци­онно-правовая защита политического плюрализма — предпосыл­ка не только реализации принципа народовластия, но и функцио­нирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других об­щественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закреплен­ным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе поли­тического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выраже­нию политической воли гражданского общества. Партии являют­ся важнейшим элементом политической системы любого демокра­тического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Феде­рации общественные отношения, возникающие в связи с реализа­цией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвида­ции политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».

Согласно этому закону (ст. 3) политическая партия — это обще­ственное объединение, созданное в целях участия граждан Россий­ской Федерации в политической жизни общества посредством фор­мирования и выражения их политической воли, участия в общест­венных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госу­дарственной власти и органах местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты