Конституционный строй в Российской Федерации

Разделение властей, однако, было отвергнуто марксиз­мом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а Затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В президентской республике разделение властей про­водится наиболее последовательно. |В США этот принцип был существенно дополнен системой "сдержек и противовесов", которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризи­сов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили ,'

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятель­ность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законода­тельной и исполнительной власти обеспечивается, в частно­сти, тем, что парламент может выразить недоверие прави­тельству, а глава государства может распустить парламент.

Есть свои особенности и в полупрезидентских респуб­ликах. Согласно французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнознач­но раздроблению и ослаблению власти, а напротив, должно служить сотрудничеству и кооперации всех ее ветвей. Толь­ко такая сильная власть может служить интересам челове­ка и общества, в чем и состоит высшее предназначение го­сударства. В современной Франции президент обладает ши­рокими полномочиями, благодаря которым он является в определенной мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он, однако, не несет ответственнос­ти перед парламентом. В то же время президент делит ис­полнительную власть с правительством, которое в свою оче­редь должно опираться на поддержку парламентского боль­шинства. Принятию резолюции порицания правительству может быть противопоставлен досрочный роспуск Националь­ного собрания, хотя и здесь есть определенные ограниче­ния. Двухпалатный парламент остается высшим законода­тельным органом страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституци­ей. Столкновения по вопросам компетенции трех властей должны разрешаться в основном Конституционным советом.

} В Российской федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном сувере­нитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но,, как было- .сказано выше,. нарушения этого принципа из­бежать не удалось, что породило глубокий конституцион­ный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В, ст. 1Д? говорится, что "государственная власть в Российской Феде­рации осуществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".'

Более чем скромное наполнение столь сложного и важ­ного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти (главы "Президент Российской Фе­дерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Рос­сийской Федерации", "Судебная власть"). Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в рав­ной степени выражают целостную концепцию народного су­веренитета. Разделение властей есть разделение полномо­чий государственных органов при сохранении конституци­онного принципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное фун­кционирование и взаимодействие органов государственной власти; Это, однако, не означает, что создана некая фигура "дирижера", способного руководить всем "оркестром". Пре­зидент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго раз­деляет их полномочия. Разногласия между властями он мо­жет регулировать только с помощью согласительных проце­дур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Пре­зидент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.). Таким образом, конститу­ционная конструкция власти "1+3" фактически оборачива­ется конструкцией "2+2". Здесь, впрочем, нет ничего необыч­ного — соединение функций главы государства и главы ис­полнительной власти встречается часто (например, в США).

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

- законы должны обладать высшей юридической силой

и приниматься только законодательным (представительным) органом;

3 — исполнительная власть должна заниматься в основ­ном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

— между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

 — судебные органы независимы и в пределах своей ком­петенции действуют самостоятельно;

— ни одна из трех властей не должна вмешиваться в . прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

— споры о компетенции должны решаться только кон­ституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Кон­ституционным Судом;

— конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя други­ми, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.'

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безус­ловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней пра­вил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Фе­дерации. Это предусмотрено ст. 77 Конституции РФ.

Может показаться, что соблюдение принципа разделе­ния властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенции. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов — важнейшее условие политической ста­бильности и исключения конституционных кризисов.


§ 8. Единое, равное и свободное гражданство.

Под основами правового статуса личности следует понимать обусловленные социально-экономической сущностью общества ее права, свободы и обязанности, закрепленные нормами Конституции и федераль­ными конституционными законами и обеспеченные соответствующими гарантиями.

Конституция и федеральные конституционные законы закрепляют основы статуса личности, определяют наиболее важные связи между лич­ностью и государством, содержат исходные начала, определяющие поло­жение человека и гражданина в государстве и обществе, принципы их взаимоотношений.

Взаимоотношения между личностью и государством возникают в двух случаях - в силу связи лица с гражданством государства либо прожи­вания на территории данного государства. Если лицо не является гражда­нином государства и не проживает на его территории, то никаких взаимо­отношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем каждое государство рас­пространяет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только на своих граждан, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

В настоящее время вопросы гражданства регламентируются Консти­туцией РФ и Законом о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 года.

В 2001 году Государственной Думой РФ был принят в первом чте­нии новый закон о гражданстве, который не признает двойного гражданст­ва и по-иному решает ряд других вопросов о гражданстве.

Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и ува­жении достоинства, основных прав и свобод гражданина.

Некоторые ученые под гражданством понимают принадлежность ли­ца к государству. Этот устаревший стереотип унижает гражданина, он не является вещью, которая может принадлежать к кому или чему-либо.  В определении очень важно подчеркнуть, что гражданство не просто устой­чивая правовая связь лица с государством, а «устойчивая политико-правовая связь», так как каждое государство только на своих граждан рас­пространяет весь комплекс политических прав и свобод, тогда как иностранцы и лица без гражданства не имеют их вообще или пользуются в весьма ограниченном объеме.

                          Принципы гражданства России

1. Гражданство Российской Федерации является единым, то есть граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами рес­публики.

2. Гражданство России является равным независимо от оснований приобретения, чего нет во многих зарубежных странах.

3. Гражданство в России имеет открытый и свободный характер. Каждый человек имеет право на гражданство и право гражданина РФ из­менить свое гражданство.

4. Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют принцип о невозможности лишения гражданства. Тем самым государство лишается исключительного права решать по своему усмотрению данные вопросы, которые в свое время не исключали произвол.

5. Принцип отрицания автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принад­лежащим к гражданству России, а также при изменении гражданства дру­гим супругом.

6. Принцип защиты своих граждан, находящихся за пределами Рос­сии.

В соответствии со статьей 12 Закона о гражданстве гражданство приобретается:

а) в результате его признания;

б) по рождению;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате восстановления в гражданстве РФ;

е)путем выбора(оптации);

ж) по иным основаниям, предусмотренным законом.

Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего за­кона. если в течение года они не заявят о своем нежелании состоять в гра­жданстве РФ (см. ст. 13 Закона о гражданстве).

Решение вопросов о гражданстве принадлежит исключительно к компетенции Президента РФ. В Администрации Президента имеются управление и комиссия по вопросам гражданства. В комиссию поступают соответствующие документы на имя Президента от Министерства внут­ренних дел и его органов в отношении лиц, проживающих на территории РФ, от Министерства иностранных дел и его дипломатических представительств и консульских учреждений в отношении лиц, проживающих за границей.

Президент решает следующие вопросы: прием в гражданство, вос­становление в гражданстве, дает согласие на выход из гражданства, отме­няет ранее принятое решение о приеме в гражданство в случае предостав­ления лицом ложных сведений о себе.

Под принципами правового статуса человека и гражданина следует понимать основополагающие начала, идеи, охраняемые и защищаемые государством и положенные в основу осущест­вления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

• Принцип равноправия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты