Конституционный строй в Российской Федерации

Запрещается создание религиозных объединений в органах го­сударственной власти, других государственных органах, государ­ственных учреждениях и органах местного самоуправления, воин­ских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых проти­воречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по реше­нию их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае не­однократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, феде­ральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конститу­ции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федераль­ным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что -религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации со­здавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреж­дениях, администрация указанных учреждений по согласо­ванию с соответствующим органом местного самоуправления ' предоставляет религиозной организации возможность обучать .детей религии вне рамок образовательной программы.

Светский характер государства означает, что офици­альные лица государства, хотя и вправе исповедовать лю­бую религию, не должны предоставлять каких-либо приви­легий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Феде­ральном законе об основах государственной службы Россий­ской Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено, что государственные служащие не имеют права использо­вать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с ре­лигиозным плюрализмом, каковой является Россия, а так­же многонациональным- составом государственного аппара­та, что требует от государства соблюдения строгого нейтра­литета по отношению к конфессиям.


§ 14. Признание и гарантированность местного самоуправения.

Конституция РФ рассматривает местное самоуправле­ние как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих с статей в число основ конституционного строя свидетельство принципиального изменения отношения государства к и. местным органам власти, несомненный признак правового государства.

    Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полно­мочий самостоятельно. Установление "пределов полномочий" едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь воз­можна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку ус­тановление общих принципов местного самоуправления со­гласно Конституции (п.  ст. 72) входит в совместное веде­ние Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муни­ципальной собственностью и решать ряд вопросов по разви­тию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.

'Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Если бы законодатель имел в виду закрепление гарантии местному самоуправлению от вмешательства органов государственной власти, то он вполне мог бы ограничиться закреплением принципа самостоятельности. Очевидно, что здесь утверж­дается принципиальное различие между государственной властью и самоуправлением. Но в чем оно? То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Кон­ституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение — для это­го не предусмотрено правовых форм. Но можно ли отгоро­дить местное самоуправление от государства, представить его как государство в государстве? Очевидно, нет, ибо тог­да разрушается понятие суверенитета Российского государ­ства, который распространяется на всю территорию России.

Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания нормативных актов — без этого их деятельность неминуемо выльется в произвол. Но если они издают правовые нормы, как это предусмотрено Федераль­ным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 г. (ст. 19), то, следовательно, эти органы вправе при­менять принуждение. -Чем же тогда они отличаются от орга­нов государственной власти? Как видим, предложенное Кон­ституцией решение вопроса о правовой природе местного самоуправления порождает много вопросов.

Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с кон­ституциями и законами, а следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои про­блемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнитель­ными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы — в противном случае правомерно вмешательство органов государственной влас­ти. Каждый гражданин участвует в создании органов мест­ного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российского конституционного права ,он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Местное самоуправление поэтому не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и дея­тельности частью общей российской государственности и го­сударственности субъектов Российской Федерации. Такое понимание местного самоуправления, похоже, утвержда­ется в его практическом развитии.

В соответствии с такой природой местного самоуправле­ния следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это — институт конституционного права, поскольку его ос­новными источниками являются Конституция РФ, конститу­ции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Фе­дерации и ее субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов ме­стного самоуправления, вследствие чего муниципальное пра­во предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав данную тему можно сделать следующие выводы: «Российская Федерация - Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Вместе с тем данное определение нуждается в уточнении, которое соответствует статьям 7 и 14 Конституции. «Российская Федерация - Рос­сия есть демократическое федеративное правовое социальное светское го­сударство с республиканской формой правления».

Одно из центральных приоритетных мест занимают в Конституции основные права и свободы человека и гражданина). Не будет преувеличением сказать, что ни одна конституция стран мира не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина как наша Конституция. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Статья 18 провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими. В Конституции в полном объеме зафиксированы права человека из Все­общей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года ООН, из последующих других пактов и хартий. В этом проявляется не только уважение нашего государства к общепризнанным нормам международно­го права, но и повышенная ответственность за их неукоснительное со­блюдение. Следующим элементом основ конституционного строя является пол­новластие народа. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (п.1 ст. 3). Невольно возникает вопрос, что такое народный суверенитет? Это - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Верховенство народного суверенитета означает, что выше народной власти нет никакой иной власти, что это власть в последней высшей инстанции. Верховенство проявляется в полноте народной власти, регулирующей самый широкий круг общественных отношений, занимающих определяющее положение ко всем иным властным отношениям. Все другие властные регуляторы обще­ственных отношений в конечном итоге производны от власти народа, под­отчетны и подконтрольны ей. В ст.З Конституции РФ речь идет о трех формах реализации народного суверенитета: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Местное самоуправление является раз­новидностью непосредственной демократии, так как в силу ст. 12 Консти­туции РФ органы местного самоуправления не относятся к органам госу­дарственной власти, и все они избираются населением. Поэтому две фор­мы демократии  было бы точнее на­звать так: демократия, осуществляемая через органы государственной вла­сти; демократия, реализуемая, минуя органы государственной власти, т.е. непосредственная. «Высшим непосредственным выражением власти наро­да являются референдум и свободные выборы» (ст. 3).

Одним из основополагающих показателей демократизма государства является провозглашение его правовым, основу которого составляют его принципы и неукоснительное их соблюдение. К ним относятся: верховен­ство права и принцип разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. Верховенство права проявляется, прежде всего, в верховенстве закона, связанности государства законом. Верховенство за­кона означает его всеобщность. Поэтому в статье 15 Конституции записа­но: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Кон­ституцию Российской Федерации и законы». Верховенство закона призва­но обеспечить реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их юри­дическую защищенность. Главная цель принципа разделения властей за­ключается в том, чтобы каждая власть была сильной, осуществлялась стро­го в рамках своих полномочий, не позволяла другим властям вторгаться в ее пределы. Только так можно предотвратить возвышение одной власти над другой, установление культа личности и диктатуры.

Особенно важные положения закреплены в статье 4 Основного За­кона. «I. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные зако­ны имеют верховенство на всей территории российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Совершенно очевидно, что статья призвана преду­предить, предотвратить распад Российской Федерации. Именно поэтому. по Конституции РФ республики в ее составе не провозглашаются суве­ренными, и им не предоставляется право свободного выхода из состава Федерации.

Еще никогда наше государство не провозглашалось социальным, в Конституции РФ ему посвящена достаточно объемная 7 статья. Стоит ог­ласить ее первую часть. «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих дос­тойную жизнь и свободное развитие человека...», то есть государе 1 во бе­рет на себя обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения потребностей личности во всех социально-значимых сфе­рах. В то же время данная статья нуждается в следующем дополнении:

«Основу социального государства составляет социальная справедливость». Социальная справедливость - это эталон нравственности государства и общества и прочность правового государства.

Одним из важных элементов основ конституционного строя является экономическая система. На переходный период ее составляет плюрализм форм собственности, а по завершении его — частная собственность и осно­ванная на ее базе система хозяйствования. В ст.8 Конституции заложен экономико-правовой фундамент нашего общества: «В Российской Федера­ции гарантируются единство экономического пространства, свободное пе­ремещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а ст. 9 не исключает частной собст­венности на землю и другие природные ресурсы.

К элементам основ конституционного строя относится местное само­управление. Местное самоуправление - это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения под свою ответственность. Мест­ное самоуправление реализуется через непосредственные формы демокра­тии. каковыми являются: местные референдумы, выборы, собрания (схо­ды) и т.д. Серьезной проблемой для реализации в полном объеме местного самоуправления в России является отсутствие необходимой материально-финансовой базы, в связи с чем идея местного самоуправления дискреди­тирует.

Нельзя обойти молчанием такой элемент основ конституционного строя, как идеологический плюрализм. С ее помощью в России и в ряде других стран мира были установлены диктаторские режимы, причинившие столько страданий, бед и трагедий многим миллионам людей. Идеологиче­ский плюрализм предполагает следующее:

" никакая идеология, включая религиозную, не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной;

• в России признаются политическое многообразие, многопартий­ность;

" общественные объединения равны перед законом;

• Россия - светское государство. Религиозные объединения отде­лены от государства и равны перед законом;

• «запрещается создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Фе­дерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных фор­мирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13). В основу концепции конституционного строя Российской Феде­рации в ее действующей Конституции положены великие гуманис­тические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости  прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а развитие современной России подчас находится в вопиющем про­тиворечии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством.



          

                                                       Литература:

Азаркчн М.Н. Учение Монтескье о разделении властен // Правоведение. 1982. №1.

Барнашов М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1988.

Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. 1997. №1.

Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. №9.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. №11.

Дмитриев Ю.А. Концепция народовластия в современной России. М. 1994.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятии политической и государственной власти в условиях формирования гражданскою общества // Государство и право. 1994. № 7.

Конституция Российской Федерации 1993г.

Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях конституционного суда // Российская юстиция.2002, № 8

Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. №3.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России//Государство и право. 1996. №5. Мицкевич А.В. Становление нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. 1992. № 8.

Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. // "Российская газета №137. 30.06.2004.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. // Российская газета. №106. 15.06.2002.

Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. // Российская газета. №6.16.01.2003.

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 01 /^ ^^С. ~ 28.08.1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 01 6.10.2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. №40.

Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. №39 или «Российская газета» от 1.10.1997 г..

Федеральный закон РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 г. // Российская газета. №133. 14.07.2001 .

Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. //Российская газета. №100. 5.06.2002.

Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. №4.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. №6.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государств,;, введение в теорию. М. 1993.

Четвернин А.К. Понятие и термин «правовое государство» // США (экономика, политика, идеология). 1996. №8.

Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право, 1990. №8.

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 1995.

Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект// Вопросы философии. 1995. №10.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты