Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что -религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления ' предоставляет религиозной организации возможность обучать .детей религии вне рамок образовательной программы.
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным- составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.
§ 14. Признание и гарантированность местного самоуправения.
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих с статей в число основ конституционного строя свидетельство принципиального изменения отношения государства к и. местным органам власти, несомненный признак правового государства.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление "пределов полномочий" едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.
'Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Если бы законодатель имел в виду закрепление гарантии местному самоуправлению от вмешательства органов государственной власти, то он вполне мог бы ограничиться закреплением принципа самостоятельности. Очевидно, что здесь утверждается принципиальное различие между государственной властью и самоуправлением. Но в чем оно? То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение — для этого не предусмотрено правовых форм. Но можно ли отгородить местное самоуправление от государства, представить его как государство в государстве? Очевидно, нет, ибо тогда разрушается понятие суверенитета Российского государства, который распространяется на всю территорию России.
Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания нормативных актов — без этого их деятельность неминуемо выльется в произвол. Но если они издают правовые нормы, как это предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 г. (ст. 19), то, следовательно, эти органы вправе применять принуждение. -Чем же тогда они отличаются от органов государственной власти? Как видим, предложенное Конституцией решение вопроса о правовой природе местного самоуправления порождает много вопросов.
Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, а следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы — в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российского конституционного права ,он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Местное самоуправление поэтому не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и деятельности частью общей российской государственности и государственности субъектов Российской Федерации. Такое понимание местного самоуправления, похоже, утверждается в его практическом развитии.
В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это — институт конституционного права, поскольку его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав данную тему можно сделать следующие выводы: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
Вместе с тем данное определение нуждается в уточнении, которое соответствует статьям 7 и 14 Конституции. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое социальное светское государство с республиканской формой правления».
Одно из центральных приоритетных мест занимают в Конституции основные права и свободы человека и гражданина). Не будет преувеличением сказать, что ни одна конституция стран мира не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина как наша Конституция. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Статья 18 провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими. В Конституции в полном объеме зафиксированы права человека из Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года ООН, из последующих других пактов и хартий. В этом проявляется не только уважение нашего государства к общепризнанным нормам международного права, но и повышенная ответственность за их неукоснительное соблюдение. Следующим элементом основ конституционного строя является полновластие народа. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (п.1 ст. 3). Невольно возникает вопрос, что такое народный суверенитет? Это - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Верховенство народного суверенитета означает, что выше народной власти нет никакой иной власти, что это власть в последней высшей инстанции. Верховенство проявляется в полноте народной власти, регулирующей самый широкий круг общественных отношений, занимающих определяющее положение ко всем иным властным отношениям. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге производны от власти народа, подотчетны и подконтрольны ей. В ст.З Конституции РФ речь идет о трех формах реализации народного суверенитета: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Местное самоуправление является разновидностью непосредственной демократии, так как в силу ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, и все они избираются населением. Поэтому две формы демократии было бы точнее назвать так: демократия, осуществляемая через органы государственной власти; демократия, реализуемая, минуя органы государственной власти, т.е. непосредственная. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3).
Одним из основополагающих показателей демократизма государства является провозглашение его правовым, основу которого составляют его принципы и неукоснительное их соблюдение. К ним относятся: верховенство права и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Верховенство права проявляется, прежде всего, в верховенстве закона, связанности государства законом. Верховенство закона означает его всеобщность. Поэтому в статье 15 Конституции записано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Верховенство закона призвано обеспечить реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их юридическую защищенность. Главная цель принципа разделения властей заключается в том, чтобы каждая власть была сильной, осуществлялась строго в рамках своих полномочий, не позволяла другим властям вторгаться в ее пределы. Только так можно предотвратить возвышение одной власти над другой, установление культа личности и диктатуры.
Особенно важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона. «I. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Совершенно очевидно, что статья призвана предупредить, предотвратить распад Российской Федерации. Именно поэтому. по Конституции РФ республики в ее составе не провозглашаются суверенными, и им не предоставляется право свободного выхода из состава Федерации.
Еще никогда наше государство не провозглашалось социальным, в Конституции РФ ему посвящена достаточно объемная 7 статья. Стоит огласить ее первую часть. «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...», то есть государе 1 во берет на себя обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения потребностей личности во всех социально-значимых сферах. В то же время данная статья нуждается в следующем дополнении:
«Основу социального государства составляет социальная справедливость». Социальная справедливость - это эталон нравственности государства и общества и прочность правового государства.
Одним из важных элементов основ конституционного строя является экономическая система. На переходный период ее составляет плюрализм форм собственности, а по завершении его — частная собственность и основанная на ее базе система хозяйствования. В ст.8 Конституции заложен экономико-правовой фундамент нашего общества: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а ст. 9 не исключает частной собственности на землю и другие природные ресурсы.
К элементам основ конституционного строя относится местное самоуправление. Местное самоуправление - это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения под свою ответственность. Местное самоуправление реализуется через непосредственные формы демократии. каковыми являются: местные референдумы, выборы, собрания (сходы) и т.д. Серьезной проблемой для реализации в полном объеме местного самоуправления в России является отсутствие необходимой материально-финансовой базы, в связи с чем идея местного самоуправления дискредитирует.
Нельзя обойти молчанием такой элемент основ конституционного строя, как идеологический плюрализм. С ее помощью в России и в ряде других стран мира были установлены диктаторские режимы, причинившие столько страданий, бед и трагедий многим миллионам людей. Идеологический плюрализм предполагает следующее:
" никакая идеология, включая религиозную, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
• в России признаются политическое многообразие, многопартийность;
" общественные объединения равны перед законом;
• Россия - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;
• «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13). В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.
И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством.
Литература:
Азаркчн М.Н. Учение Монтескье о разделении властен // Правоведение. 1982. №1.
Барнашов М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1988.
Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. 1997. №1.
Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. №9.
Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. №11.
Дмитриев Ю.А. Концепция народовластия в современной России. М. 1994.
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятии политической и государственной власти в условиях формирования гражданскою общества // Государство и право. 1994. № 7.
Конституция Российской Федерации 1993г.
Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях конституционного суда // Российская юстиция.2002, № 8
Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. №3.
Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России//Государство и право. 1996. №5. Мицкевич А.В. Становление нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. 1992. № 8.
Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. // "Российская газета №137. 30.06.2004.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. // Российская газета. №106. 15.06.2002.
Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. // Российская газета. №6.16.01.2003.
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 01 /^ ^^С. ~ 28.08.1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 01 6.10.2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. №40.
Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. №39 или «Российская газета» от 1.10.1997 г..
Федеральный закон РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 г. // Российская газета. №133. 14.07.2001 .
Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. //Российская газета. №100. 5.06.2002.
Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. №4.
Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. №6.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государств,;, введение в теорию. М. 1993.
Четвернин А.К. Понятие и термин «правовое государство» // США (экономика, политика, идеология). 1996. №8.
Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право, 1990. №8.
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 1995.
Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект// Вопросы философии. 1995. №10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11