• Принцип сочетания личных и общественных интересов.
• Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей.
• Принцип органического единства прав и обязанностей.
Понятие и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан
В конституции России 1993 года впервые сделана попытка разграничения основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, которое не только должно закреплять, соблюдать, охранять и защищать их, но и активно содействовать их реализации. Статус гражданина определяется его устойчивой политико-правовой связью с государством - гражданством (ст. 6 Конституции). Тогда как права и свободы человека признаются государством, для чего в Основном Законе используются другие формулировки: «каждый имеет право», «каждому гарантируется». У любого индивида, находящегося на территории России, независимо от того, является ли он гражданином, иностранцем или лицом без гражданства имеются права человека. При этом стоит заметить, что в Конституции перечень прав и свобод человека неоправданно расширен, не все их можно отнести к таковым.
Что следует понимать под основными правами и обязанностями гражданина?
Основные права и свободы гражданина закрепляются конституцией. охраняются и защищаются государством, устанавливают и регулируют наиболее важные и существенные отношения между гражданином и государством, определяют юридические основы свободы личности, составляют ядро статуса личности.
Основные обязанности - это установленные, охраняемые и защищаемые государством, закрепляемые конституцией требования к гражданину участвовать в обеспечении интересов государства, общества и других граждан.
Основные права, свободы и обязанности можно классифицировать на четыре группы:
личные (например, право на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность);
политические (право на объединение, свобода слова, совести, собраний и т. д.);
- экономические (право на свободное занятие предпринимательской и иной законной экономической деятельностью, право частной собственности, право на труд и т. п.);
социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение и т. д.).
Каждый изучающий конституционное право способен по тексту Конституции РФ самостоятельно отнести то или иное право к соответствующей группе.
Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:.
Под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности.
Условия •- это политико-правовой режим, в котором осуществляются основные правд, свободы и обязанности.
Средства - это механизм и материальные источники, обеспечивающие гражданам реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и исполнять возложенные на них обязанности. Условия и средства должны действовать синхронно.
Система гарантий состоит из экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий.
Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности. •
Под политическими гарантиями следует понимать всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы каждый гражданин имел реальную возможность принимать участие в управлении делами государства и общества.
Политические права и свободы занимают особое место в системе прав человека и гражданина, которое обусловлено тем, что они в полном объеме распространяются только на гражданина.
Социально-нравственные гарантии — это социальная справедливость и совесть, благодаря которым человек и гражданин правильно понимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и правильно их исполняют.
Социальная справедливость - эталон нравственности государства и общества. Она составляет основу социального государства. Социальное государство берет на себя обязательства обеспечить достойные условия жизни человеку, неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия и привилегий, ее нарушающих.
Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства и мирового сообщества.
Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой и международно-правовой механизм защиты прав и свобод, обеспечения исполнения человеком и гражданином возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии носят двухуровневый характер: национальный и международный.
К национальным гарантиям относятся: Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации и их иные законы; суды общей юрисдикции; Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик, уставные суды иных субъектов Федерации; уполномоченные по правам человека РФ и ее субъектов; комиссия по правам человека при Президенте РФ; общественно-политические организации; средства массовой информации.
К международным гарантиям следует отнести: Генеральную Ассамблею ООН; Совет Безопасности ООН; Комитет по правам человека 0011; Международный суд ООН в Гааге; Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
§ 9. Социальная государственность (социальное государство)
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран появилась формула "социальное государство" (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный. труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.
Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики — в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал-демократов и др.).
Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается.
В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст: 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства,:
— охрана труда и здоровья людей;
— установление гарантированного минимального раз--мера оплаты труда;
— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и- детства, инвалидов и пожилых граждан;
— развитие системы социальных служб;
— установление государственных пенсий, пособий;
— иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула "социально ориентированная рыночная экономика", это, безусловно, было бы существенным дополнением и раскрывало содержание социального государства.
§ 10. Свобода экономической деятельности.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации, — указывается в Конституции (ст. 8), — гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями)' . Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.
Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11