Конституционный строй в Российской Федерации

• Принцип сочетания личных и общественных интересов.

• Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей.

• Принцип органического единства прав и обязанностей.

Понятие и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан

В конституции России 1993 года впервые сделана попытка разграни­чения основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, которое не только должно закреплять, соблюдать, охранять и защищать их, но и активно содействовать их реализации. Статус гражданина определяет­ся его устойчивой политико-правовой связью с государством - гражданст­вом (ст. 6 Конституции). Тогда как права и свободы человека признаются государством, для чего в Основном Законе используются другие формули­ровки: «каждый имеет право», «каждому гарантируется». У любого инди­вида, находящегося на территории России, независимо от того, является ли он гражданином, иностранцем или лицом без гражданства имеются права человека. При этом стоит заметить, что в Конституции перечень прав и свобод человека неоправданно расширен, не все их можно отнести к тако­вым.

Что следует понимать под основными правами и обязанностями гра­жданина?

Основные права и свободы гражданина закрепляются конституци­ей. охраняются и защищаются государством, устанавливают и регулиру­ют наиболее важные и существенные отношения между гражданином и государством, определяют юридические основы свободы личности, со­ставляют ядро статуса личности.

Основные обязанности - это установленные, охраняемые и защи­щаемые государством, закрепляемые конституцией требования к гражданину участвовать в обеспечении интересов государства, общества и других граждан.

Основные права, свободы и обязанности можно классифицировать на четыре группы:

личные (например, право на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность);

политические (право на объединение, свобода слова, совести, собраний и т. д.);

- экономические (право на свободное занятие предприниматель­ской и иной законной экономической деятельностью, право частной собст­венности, право на труд и т. п.);

социально-культурные (право на образование, социальное обес­печение и т. д.).

Каждый изучающий конституционное право способен по тексту Конституции РФ самостоятельно отнести то или иное право к соответст­вующей группе.

   Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:.

Под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться пра­вами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на них обя­занности.

Условия •- это политико-правовой режим, в котором осуществляются основные правд, свободы и обязанности.

Средства - это механизм и материальные источники, обеспечиваю­щие гражданам реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и исполнять возложенные на них обязанности. Условия и сред­ства должны действовать синхронно.

Система гарантий состоит из экономических, политических, соци­ально-нравственных и юридических гарантий.

Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хо­зяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные по­требности.   •

Под политическими гарантиями следует понимать всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы каждый гражданин имел реальную возможность принимать участие в управлении делами государ­ства и общества.

Политические права и свободы занимают особое место в системе прав человека и гражданина, которое обусловлено тем, что они в полном объеме распространяются только на гражданина.

Социально-нравственные гарантии — это социальная справедли­вость и совесть, благодаря которым человек и гражданин правильно по­нимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и пра­вильно их исполняют.

Социальная справедливость - эталон нравственности государства и общества. Она составляет основу социального государства. Социальное го­сударство берет на себя обязательства обеспечить достойные условия жиз­ни человеку, неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия и привилегий, ее нарушающих.

Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение, охрану и за­щиту их всей правоохранительной деятельностью государства и мирово­го сообщества.

Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепля­ются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права наруша­ются, и тогда начинает действовать государственно-правовой и междуна­родно-правовой механизм защиты прав и свобод, обеспечения исполнения человеком и гражданином возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии носят двухуровневый характер: националь­ный и международный.

К национальным гарантиям относятся: Конституция РФ, конститу­ции и уставы субъектов Федерации и их иные законы; суды общей юрис­дикции; Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик, ус­тавные суды иных субъектов Федерации; уполномоченные по правам че­ловека РФ и ее субъектов; комиссия по правам человека при Президенте РФ; общественно-политические организации; средства массовой информа­ции.

К международным гарантиям следует отнести: Генеральную Ас­самблею ООН; Совет Безопасности ООН; Комитет по правам человека 0011; Международный суд ООН в Гааге; Европейский суд по правам чело­века в Страсбурге.


§ 9.  Социальная государственность (социальное государство)

Так называется государство, которое берет на себя обя­занность заботиться о социальной справедливости, благопо­лучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. На­против, оно увязывает свободу и социальную защиту соци­ально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инва­лидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.

Когда после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран появилась формула "социальное государство" (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие иссле­дователи считали, что обязанности такого государства сво­дятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспе­чение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспреде­лять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный. труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здра­воохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной поли­тики социальную ориентацию должна приобрести вся эконо­мическая политика правительства и при этом не перечерки­вать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять ин­дивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать сти­мул к росту личного благосостояния. Это государство долж­но бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощ­ряя социальную функцию частной собственности.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики — в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой полити­ки исчезали бы или серьезно менялись. Такое действитель­но имеет место, но главное состоит не в социальной поли­тике, а в создании необратимой законодательной и админи­стративной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа всей экономической и политической системы, ос­нованная на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал-демократов и др.).

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились до­биваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается.

В Конституции Российской Федерации социальное го­сударство характеризуется как государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст: 7 дает некоторую рас­шифровку обязанностей государства,:

— охрана труда и здоровья людей;

— установление гарантированного минимального раз--мера оплаты труда;

— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и- детства, инвалидов и пожилых граждан;

— развитие системы социальных служб;

— установление государственных пенсий, пособий;

— иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конститу­цию термин "социальная защита", хотя не обязательно свя­занный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем зако­нодательстве. К сожалению, в конституционный текст не вклю­чена формула "социально ориентированная рыночная эконо­мика", это, безусловно, было бы существенным дополнени­ем и раскрывало содержание социального государства.


§ 10. Свобода экономической деятельности.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социаль­ное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распре­деление товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъ­екты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществля­ет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, — указывается в Конституции (ст. 8), — гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнения­ми)' . Закон определяет организационные и правовые основы пред­упреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельнос­ти и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товар­ных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, за­нимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граж­дан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обраще­ния с целью создания или поддержания дефицита на рынке, по­вышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий до­ступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъек­там; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты