Конституционный строй в Российской Федерации

Однако наиболее откровенно идеология марксизма была объяв­лена официальной, государственной в Конституции СССР 1977 г. Уже в преамбуле этой Конституции устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества», что советское общество — это общество высокой идейности, что советский народ руководствуется идеями научного коммунизма. А статья 6 уста­навливала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза, существующая для народа и служащая народу. «Вооруженная марксистско-ленинским учением. Коммунистичес­кая партия, к- указывалось в этой статье, — определяет генераль­ную перспективу развития общества, линию внутренней и внеш­ней политики СССР, руководит великой созидательной деятель­ностью советского народа, придает планомерный, научно обосно­ванный характер его борьбе за победу коммунизма».

Даже после исключения из Конституции 1977г. статьи, преду­сматривающей руководящую и направляющую роль КПСС в обще­стве, в этой Конституции были сохранены статьи, гарантировав­шие гражданам СССР свободу научного, технического и художест­венного творчества только «в соответствии с целями коммунисти­ческого строительства» (ст. 47), а политические права и свободы — «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50).

 Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологи­ческого многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, — предусмотрено в Конституции (ст. 13), — де может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обес­печено идеологическое многообразие, признанное государством»

Идеологическое многообразие означает свободное существова­ние в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным след­ствием таких конституционных прав и свобод человека и гражда­нина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельнос­ти, преподавания, реализация принципа политического многооб­разия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического мно­гообразия является одним из важнейших демократических завое­ваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и за­щищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки про­граммных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не оз­начает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологи­ческой борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помо­щью государственного аппарата проводить идеологические воззре­ния в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонни­ков в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избира­тельных кампаниях


§ 12.  Светская государственность (светское государство).

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтитель­ны. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также Религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государ­ственных органов и их должностных лиц, на систему государствен­ного образования и другие сферы деятельности государства.

Как светское государство. Российская Федерация характеризу­ется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государ­ства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерально­го закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиоз­ных объединениях»', где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином свое­го отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспи­тание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государ­ственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешива­ется в деятельность религиозных объединений, если она не проти­воречит законодательству; обеспечивает светский характер обра­зования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления не может сопровождаться публич­ными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных ор­ганов и органов местного самоуправления, а также военнослужа­щие не вправе использовать свое служебное положение для форми­рования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность ре­лигиозных объединений. Оно регулирует предоставление религи­озным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финан­совую, материальную и иную помощью религиозным организаци­ям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, явля­ющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образователь­ных учреждениях, созданных религиозными организациями в со­ответствии с законодательством Российской Федерации об образо­вании.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участ­вовать наравне с другими гражданами в управлении делами госу­дарства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федераль­ный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиоз­ных объединениях».

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ при­знается добровольное объединение граждан Российской Федера­ции, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживаю­щих на территории РФ, образованное в целях совместного испове­дания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослуже­ний, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и ре­лигиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распро­странения веры, осуществляющее деятельность без государствен­ной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.' Религиозные группы имеют право совершать бого­служения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осу­ществлять обучение религии и религиозное воспитание своих пос­ледователей.

Религиозной организацией признается добровольное объедине­ние граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основа­ниях проживающих на территории Российской Федерации, обра­зованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религи­озная организация, состоящая не менее чем из десяти участников , достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Цент­рализованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее

чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осу­ществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном дей­ствующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специаль­но предназначенные для богослужений, молитвенных и религиоз­ных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии бес­препятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предостав­ленных религиозным организациям для этих целей, в местах па­ломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных ор­ганизаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых по­мещениях .

Религиозные организации вправе проводить религиозные обря­ды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, дет­ских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лише­ния свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помеще­ниях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских ус­тавов не вправе препятствовать участию военнослужащих в бого­служениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для прове­дения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие орга­ны государственной власти в РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствую­щих территориях. Такими праздничными днями объявлены, на­пример, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, зксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную ц культурно-просветительскую деятельность; создавать учрежде­ния профессионального религиозного образования (духовные об­разовательные учреждения) для подготовки слушателей и религи­озного персонала; осуществлять предпринимательскую деятель­ность и создавать собственные предприятия в порядке, определен­ном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприяти­ях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социаль­ного, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные сред­ства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятель­ности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты