Конституционный строй в Российской Федерации

Государственная целостность —одна из основ конститу­ционного строя Российской Федерации. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. "б") Конституции Россий­ской Федерации. Конституционный Суд Российской Федера­ции в Постановлении по проверке конституционности указов Президента РФ и постановления Правительства РФ, направ­ленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике, от 31 июля 1995 г. отметил: "Государ­ственная целостность — важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод".

Закрепляя принцип целостности территории Российской Федерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации про­тиворечило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства. Это диктует­ся тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть террито­рии России не может рассматриваться как собственность од­ной нации. Сепаратизм противоречит ценностям правового государства и интересам самих народов, тормозит экономи­ческий и социальный прогресс, который в наше время возмо­жен только в условиях максимальной интеграции народов. Эти положения выражают волю всего многонационального наро­да России, принявшего данную Конституцию.

Конституционная цель сохранения целостности Россий­ского государства согласуется с общепризнанными между­народными нормами о праве народа на самоопределение. Важный аспект суверенитета — неприкосновенность тер­ритории. Это положение Конституции обращено вовне госу­дарства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экс­пансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостно­сти означает, что нарушение или притязание на территорию' любого региона является тем самым нарушением суверените­та Российской федерации и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие территории Российской Федерации со­держится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъек­тов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключи­тельную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.

Для понимания отношения Российской Федерации к сво­им границам важное значение имеет Указ Президента РФ от 9 октября 1996 г., утвердивший Основы пограничной полити­ки РФ. "Пограничная политика страны, — отмечается в Ос­новах, — направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, защиту нацио­нальных интересов Российской Федерации в ее пограничном пространстве", В Основах содержатся принципы пограничной политики страны: взаимное уважение суверенитета, терри­ториальной целостности государств и нерушимости границ;

приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве; мирное разрешение пограничных конфликтов; уважение прав и свобод человека и гражданина. Составной частью пограничной политики признается подго­товка и реализация совместно с заинтересованными государ­ствами — участниками СНГ мер по обеспечению националь­ной и коллективной безопасности на внешних границах Со­дружества. В Основах отмечается, что Российская Федера­ция не имеет территориальных претензий к другим государ­ствам и что Государственная граница Российской Федера­ции, совпадающая с границей бывшего СССР, является не­рушимой. Отвергаются любые территориальные притязания к России со стороны соседних государств.

Конституция прямо не устанавливает делимость госу­дарственного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот принцип, свойственный многим современным государ­ствам, по существу, все же содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, •ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными дого­ворами, если это не влечет ограничения прав и свобод чело­века и гражданина и не противоречит основам конституци­онного строя Российской Федерации. В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномочий (в соот­ветствии с договорами) и четкие пределы таких уступок: не ограничивать права и свободы и не противоречить основам конституционного строя. Из формулировки ясно, что пере­даваться могут полномочия, относящиеся к предметам веде­ния Федерации ("свои полномочия"), что же касается пол­номочий по предметам совместного ведения, то здесь тре­буется нормативное уточнение.


§ 6.  Федерализм.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство со­стоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Россий­ской Федерации государствами. Однако субъекты Федера­ции, в том числе и республики, не являются независимыми

. государствами — в таком случае их союз был бы не федера­цией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъекта­ми международного права.

Понятию "федерация" противостоит понятие "унитарное государство", т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное са­моуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации — унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики — субъекты Федерации.

Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в слож­ных условиях, явившихся отголосками периода тоталитариз­ма. Демократические силы желали укрепления подлинно фе­деративных отношений, преодоления фактического унитариз­ма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990—1991 гг. опреде­ленную демократизацию государственного устройства Россий­ской Федерации, многие проблемы решены не были. Есте­ственное стремление к ликвидации бюрократической цент­рализации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федератив­ных отношений на демократической основе.

'| Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 рав­ноправных субъектов, из которых 21 — республики, 1 — авто­номная область, 10 — автономные округа и 57 — края, облас­ти и города (Москва и Санкт-Петербург)., При этом края, обла­сти и города не являются национальными по названию и свое­му характеру,  остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству ра­венство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.

В новых решениях есть значительное позитивное со­держание. Во-первых, Конституция приглушила (или при­остановила) развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жиз­ненно важными преимуществами пребывания в составе Рос­сийской Федерации. Всплеск национализма стал следствием неразвитости гражданского общества в республиках и "нео­своенности" идеи правового государства. Во-вторых, корен­ное политическое и экономическое реформирование стра­ны властно требует предоставить регионам больше самостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и поли­тическими процессами в масштабах столь огромной терри­тории из столицы стало невозможным — к тому же такое управление пришло в противоречие с потребностями ры­ночной экономики и процессами политического плюрализма.

, Основы конституционного строя в области государствен­ного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов — равноправных субъектов Фе­дерации;

б) республики имеют свою конституцию и законода­тельство, а другие, субъекты — устав и законодательство;

в) федеративное устройство основано на государствен­ной целостности, единстве системы государственной влас­ти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъек­тов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

г) во взаимоотношениях с федеральными органами го­сударственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны,- Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромисс­ный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, респуб­лика характеризуется через скобки как государство, что мо­жет быть понято как признание суверенитета и международ­но-правовой правосубъектности. Но такое понимание проти­воречило бы ст. '4, в которой установлено, что суверенитет Российской Федерации неделим ("распространяется на всю ее территорию"), а значит, субъекты Федерации не вправе выс­тупать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федера­ции с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образова­ниями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъек­та Федерации по своей юридической силе равноценным кон­ституции, и если да, то почему они по-разному называются, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин "самоопределение народов"? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе те­перь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов "между со­бой" во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закрепле­но равноправие субъектов Федерации?

Для того чтобы не порождать конституционные кризи­сы, потребуется правовое разъяснение этих вопросов через решения Конституционного Суда или принятие федераль­ных законов, а возможно, они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев.


§ 7. Разделение властей.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством иде­ального государства на протяжении многих веков. В зача­точном состоянии она присутствовала уже во взглядах древ­негреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII—XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш. Мон­тескье (Франция) сформулировали этот принцип как важ­ную гарантию против концентрации и злоупотребления вла­стью, свойственных феодальным монархиям. Первые же кон­ституции — США 1787 г., Франции 1789 г. — закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государ­ственной власти для осуществления главной функции госу­дарства: охраны свободы и прав человека. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынеш­ней французской Конституции) включает бессмертные стро­ки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользова­ние правами и не. проведено разделение властей, не имеет конституции"(ст1).

На протяжении XIX—XX вв. разделение властей за­воевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демок­ратии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты