Конституционный строй в Российской Федерации

Понятие правового государства многомерно, оно вклю­чает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно вы­делить его основные признаки (тем более что в Конститу­ции Российской Федерации это понятие не раскрывается).

а) Высший приоритет прав и свобод человека и граж­данина, опирающихся на прочное закрепление в конститу­ции и законах и соответствующих естественному праву. Пра­вовое государство признает нерушимость этих прав и сво­бод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. "Все, что не запрещено, то дозволено" — важнейший прин­цип правового государства. Такой подход к правам и свобо­дам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие за­коны. Он, как было показано выше, составляет суть гума­нистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и сво­бодам человека и гражданина. В законодательстве и на прак­тике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеиз­вестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправ­ления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и при­оритетного соблюдения прав человека и гражданина.

б) Независимость суда как главного механизма гаран­тий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо толь­ко независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосно­венности судей, устанавливаются демократические принци­пы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указы­вается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего иму­щества иначе, как по решению суда — ст. 35; арест, заклю­чение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 и др.).

Несомненно, в начавшейся судебной реформе должны быть существенно углублены и детализированы конститу­ционные гарантии независимости судов и расширена их ком­петенция.

в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не впра­ве исправлять или дополнять конституцию, тем более про­тиворечить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и ' верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховен­ства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конститу­ция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей проти­воречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объе­динения обязаны соблюдать Конституцию Российской Феде­рации и законы. Следовательно, государство связано пра­вом, все должностные лица — от главы государства до ря­дового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа пра­вового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Немаловажно, каким путем законы должны становить­ся известными гражданам, поскольку в тоталитарном совет­ском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в

Конституции установлено, что законы подлежат официаль­ному опубликованию, неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативные правовые акты, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы офици­ально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.

г) Приоритет международного права. Этот признак пра­вового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом прини­мать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем са­мым через верность нормам международного права проис­ходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогрес­са. Этим объясняется включение данного принципа в кон­ституции США, ФРГ, Франции и многих других государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета меж­дународного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приори­тет отдается правилам международного договора. Как отме­чалось, заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом

"О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г.

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое госу­дарство включает еще очень много аспектов. Это и верхо­венство парламента в законодательной сфере, и демокра­тический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и законность методов дея­тельности органов контрразведки, и гласность внешнепо­литических шагов правительства, и многое другое. Разуме­ется, для всех соответствующих действий органов испол­нительной власти должны существовать конкретные зако­ны, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно — связанных с при­менением принуждения.

§ 5. Государственный суверенитет Р Ф

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным "? Под суверенитетом государства понимается верховенство независимость государственной вла­сти внутри своей страны и по отношению к другим государ­ствам. Как важнейшее свойство государственной власти су­веренитет является качественным признаком самого госу­дарства.

Суверенитет государства исходит из суверенитета на­рода. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государ­ственную власть то же время народ выступает как свое­образный гарант государственного суверенитета, ибо лю­бое ущемление независимости государства, умаление вер­ховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство государственной власти — это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, ес­тественного права и законов.)0но также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридичес­кая сила законов, издаваемых высшими органами государ­ственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исклю­чительное право каждого государственного органа действо­вать в пределах своей конституционной компетенции. Эта. самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каж­дого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине первые демокра­тические конституции четко закрепляли неделимость суве­ренитета. Например, Конституция Франции 1791 г. устанав­ливала: суверенитет "един, неделим, неотчуждаем и не­отъемлем".. Но после второй мировой войны цивилизован­ный мир осознал необходимость создания мирового сообще­ства. Та же Франция в преамбуле Конституции 1946 г. (эта преамбула не претерпела изменений и рассматривается как часть действующей Конституции) установила, что она "со­глашается на условиях взаимности с ограничениями сувере­нитета, необходимыми для организации и защиты мира". Ана­логичные положения были включены в конституции ряда других стран, что, в частности, позволило создать Евро­пейский Союз.

Эти тенденции обошли Россию, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не выступала как субъект международного права. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было су­веренным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов принял Деклара­цию о государственном суверенитете РСФСР. Хотя в Декла­рации выражалась решимость создать демократическое го­сударство в составе обновленного СССР, очевидный смысл провозглашенного суверенитета состоял в стремлении обес­печить свою независимость в первую очередь по отношению к СССР. Подтверждение государственного суверенитета было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.

Конституция 1993 г. содержит новые подходы к сувере­нитету государства. За лаконичностью  чувствуется обес­покоенность в связи с возникновением центробежных тен­денций и стремление обеспечить территориальную целост­ность государства. Положение о государственном суверени­тете следует сразу же за статьей, в которой закреплен су­веренитет народа, — этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. Суверени­тет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

—— суверенитет Российской Федерации распространяет­ся на всю территорию;

— Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

— Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Эти формулировки особенно важны для понимания ново­го российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть иных не­ограниченных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже обладающие статусом государства, могут рассматриваться •только как имеющие остаточный суверенитет. Это, кстати, соответствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам Федерации "всю полноту государственной власти", но только за вычетом предметов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Последние, таким образом, обладают остаточ­ным суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как полностью суверенное госу­дарство противоречат Конституции РФ, да и здравому смыс­лу. Переданные Федерации суверенные права вернуть назад на конституционной основе односторонне нельзя.

В таком же соотношении находятся Конституция Рос­сийской Федерации и федеральные законы, с одной сторо­ны, и все нормативные акты субъектов Федерации — с дру­гой. Положение о "верховенстве на всей территории Рос­сийской Федерации" не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с кон­ституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российс­кий федерализм — это не многовластие, а ясное разделе­ние полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закреп­ляется положение о государственной целостности и един­стве системы государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты