Очерк истории Малой Азии. Древность

Очерк истории Малой Азии. Древность

ОЧЕРК ИСТОРИИ МАЛОЙ АЗИИ.

ДРЕВНОСТЬ.


Эта книга - краткий экскурс в прошлое дохристианской Анатолии. По мнению автора, самого интересного периода истории самого интересного региона планеты.

Анатолийский полуостров, составляющий сегодня азиатскую часть Турции, - это настоящий музей под открытым небом, место, где переплелись судьбы десятков племен, государств, цивилизаций. Не зря древние греки считали его, пусть и несколько цинично, «мусорной свалкой народов»!

Современное слово «Азия» впервые прозвучало на этих землях. «Ассувой» называли хетты конгломерат небольших государств, располагавшихся некогда на крайнем западе современной Турции. Впоследствии этот топоним распространился на весь полуостров, а затем и на все земли, лежащие на восток от Эгейского моря. Что до «Анатолии», то в переводе опять же с древнегреческого это – «место, где восходит Солнце», «страна, лежащая на востоке». Название не только поэтическое, но и символичное - ведь отсюда древняя Эллада, ставшая колыбелью современной европейской цивилизации, заимствовала своих богов и героев, легенды, мифы, многие технические и научные достижения. Трудно найти другую страну, чья земля хранила бы столько следов прошлых эпох. В этом смысле  «по насыщенности» с ней может сравниться разве что все та же Греция, но такого культурного и исторического калейдоскопа не знала даже она. Хатты, неситы, лувийцы, палайцы, мушку, кашкайцы, лелеги, фригийцы, ионийцы, эолийцы, лидийцы, мисийцы, ликийцы, карийцы, урарты считали эту землю своей родиной. Ассирийцы, хурриты, мидийцы и парфяне поочередно захватывали восток современной Турции, финикийцы и греки основывали по ее берегам свои колонии. Малоазийские (Малая Азия - еще одно название Анатолии) сатрапии, то есть провинции, составляли наиболее развитую часть Ахеминидской империи. Чеканный шаг македонских фаланг, а затем - римских когорт знаменовал новую смену исторических эпох.

Где-то здесь в незапамятные времена обитали таинственные пеласги, которых различные исследователи считают то потомками атлантов, то далекими предками славян, а после разрушения Трои отсюда начали странствие на Апеннины этруски, чьи культура и государственность легли в основу цивилизации древнего Рима. На черноморском побережье Малой Азии, согласно древним мифам, существовало государство воительниц-амазонок, победами над которыми так гордились герои греческих сказаний.

Кстати о мифах и легендах. Если им верить, неподалеку от Смирны (современного Измира) жил Тантал, обреченный после смерти на «танталовы муки», и обладатель ослиных ушей Мидас, превращавший в золото любой предмет, до которого дотрагивался. Из местных пантеонов заимствовали греки бога врачевания Асклепия и бога войны Ареса, солнечного прорицателя Аполлона и лунную охотницу Артемиду. Здесь Парис вручил золотое яблоко раздора прекрасной Афродите, после чего десять лет пришлось воевать друг с другом, а заодно и с Олимпийскими богами, героям Троянской войны. Здесь Беллерофонт укротил крылатого Пегаса и с его помощью избавил мир от огнедышащей Химеры (до сих пор расторопные гиды показывают туристам расщелины на вершине горы Янарташ – «Огненного камня», откуда вырываются языки пламени, утверждая, что именно туда было низвергнуто поверженное чудище). Неподалеку от города Антакья, древней Антиохии, в которой последователи молодой тогда религии впервые стали именовать себя христианами, находилась роща, где нимфа Дафна превратилась в лавровый куст, спасаясь от слишком назойливых ухаживаний Аполлона. Вдоль берегов Геллеспонта (сегодня – Чанаккале), Пропонтиды (Мраморное море) и Босфора (Богазичи) пролегал путь аргонавтов.

Реальные же анатолийцы возвели постройки, причисленные в древности к «чудесам света» - храм Артемиды Эфесской и Галикарнасский мавзолей, подарили миру символ медицины - чашу, обвитую змеей, изобрели пергамент, без которого много столетий немыслимо было развитие литературы и науки, а также придумали то, без чего и сейчас вообще мало что возможно - деньги. Российский двуглавый орел в качестве символа государственности позаимствован был нашими предками у Византии, унаследовавшей его в свою очередь (через турок-сельджуков) у Хеттской империи, столица которой располагалась неподалеку от современной Анкары.

Большую часть полуострова занимает возвышенное плоскогорье (средняя высота над уровнем моря превышает тысячу метров), переходящее на востоке в Армяно-курдское нагорье, увенчанное заснеженной вершиной Большого Арарата, на склонах которого время от времени возобновляются поиски Ноева Ковчега. В здешних горах берут начало великие реки Тигр и Евфрат, ставшие колыбелью древнейших цивилизаций Шумера, Аккада и Вавилона и вытекавшие, согласно Библии, из Земного Рая. В центре нагорья расположено самое большое озеро современной Турции – Ван.

От сирийской пустыни и Средиземного моря Анатолия отгорожена хребтами Тавра и Антитавра, с севера обрамлено Понтийскими горами. Древнеримские географы считали Тавр естественной границей, разделяющей весь мир к востоку от Средиземного моря на «внутреннюю» (северную) и «внешнюю» (южную) части. Над юго-востоком плоскогорья господствует гигантский конус потухшего вулкана Эрджиеш (древний Аргей), на северо-западе вздыбилась громада Улудага (в древности – Мисийский Олимп).

Воды из неглубокого водоема, расположенного в центре полуострова, не находя выхода к морю, образуют обширное Соленое озеро — Тузгелю. Самая полноводная река современной Турции - Кызылырмак, которую античные греки называли Галисом, берет начало в восточных горах и течет на юго-запад, но, не доходя до Соленого озера, поворачивает на север. Описав большую петлю, она меняет направление течения на противоположное и, прорезав Понтийский хребет, впадает в Черное море. Запад полуострова открыт благодатному дыханию Эгейского моря – здешние горные кряжи, прорезанные долинами Большого Мендереса (древний Меандр), Малого Мендереса (Каистр), Гедиза (Герм) и Бакырчая (Каик) вытянуты перпендикулярно побережью и не препятствуют теплым потокам воздуха проникать вглубь плато.

Леса в современной Турции – редкость, но в интересующую нас эпоху растительность полуострова была побогаче.

НАЧАЛО:

РЕВОЛЮЦИЯ НА КОНИЙСКОМ ПЛАТО


В неолите, или новом каменном веке (IX – VI тысячелетие до н.э.) человечество пережило первую (и пока, слава Богу, единственную) социальную революцию поистине планетарного масштаба. Основным содержанием ее стал переход от присваивающего хозяйства к производящему: племена собирателей, охотников и рыболовов превратились в общины скотоводов и земледельцев. Рост производства продуктов питания дал возможность высвободить из ежедневной борьбы за выживание часть людей, которые теперь могли посвятить себя непроизводственной деятельности: занятиям искусством и наукой, а также - государственному строительству, как принято теперь говорить. Человечеству открылся путь к цивилизации. Процессы эти начались в обширном регионе «благодатного полумесяца», охватывающего Переднюю Азию и северо-восток Африки. Наиболее зримым признаком «неолитической революции» стало возникновение протогородов – эмбрионов будущих цивилизаций Египта, Междуречья и Малой Азии.

На юге Анатолийского полуострова, неподалеку от современного города Конья (греческий Иконион) найден неолитический поселок, сопоставимый по возрасту с древнейшим известным науке протогородом - палестинским Иерихоном, - получивший название Чаталхеюк по холму, на котором он расположен. В 1961 году здесь начались планомерные раскопки под руководством известнейшего британского археолога Джеймса Мелаарта. Он и его последователи установили, что поселение существовало более тысячи лет – примерно между 6800 и 5700 годами до н.э. На площади в десять гектаров вскрыто двенадцать последовательно сменявших друг друга культурных слоев. Последний из них носит следы пожара и разрушений – похоже, что процветание жителей Чаталхеюка в конце концов переполнило чашу терпения завистливых окрестных варваров.

Это был почти город, обнесенный защитными стенами, хаотично застроенный тесно лепившимися друг к другу глинобитными домами. Жилища площадью 20-30 квадратных метров не имели дверей; их обитатели попадали внутрь через отверстие в крыше, пользуясь приставными лестницами. Поселение состояло из жилых блоков по пять-шесть домов, вероятно принадлежавших одному роду. Одно из зданий в блоке служило культовым помещением. Внутренние стены таких построек украшались бычьими головами и расписывались сценами охоты и обрядовых действий. Особый интерес у ученых вызвала фантастическая роспись, изображающая сцену охоты на быка или оленя с участием… обезглавленных скелетов. На стене другого святилища запечатлено извержение вулкана. Вероятно, древний художник стал очевидцем извержения расположенного неподалеку кратера Дараджадагы, по расчетам палеогеологов имевшее место около 6200 года до н.э.

Мебели как таковой обитатели поселка не знали, им ее заменяли возвышения из глины, под которыми хоронили умерших, рассчитывая на то, что духи предков защитят своих здравствующих потомков от всяческих напастей. Подобный обычай был вообще широко распространен по всему Древнему Востоку.

В городе жили земледельцы и пастухи, ремесленники и художники - сеяли пшеницу, ячмень, горох, разводили коз, овец и коров, писали фрески, лепили из глины и вытесывали из камня статуэтки Великой богини-матери, у которой просили плодородия земли, приплода скота, здорового и многочисленного потомства себе. В более поздние эпохи, по прошествии многих тысяч лет, уже другие народы поклонялись той же богине под именами Кувава, Кибела, Лето, Ма, Артемида. Некоторые из найденных статуэток представляют ее восседающей на троне, по обе стороны которого расположены леопарды. Иконография богини сохранилась на протяжении тысячелетий – много позже фригийцы (а вслед за ними древние римляне) так же изображали свою богиню Кибелу, лишь заменив леопардов на львов.

На стенах жилищ обитатели оставляли закрашенные охрой отпечатки своих ладоней: изображение красной ладони в качестве символа защиты от зла было распространено в древности по всему Средиземноморью. Даже сегодня в турецкой глубинке можно увидеть оттиски растопыренной пятерни на стенах современных глинобитных деревенских домов. Здесь же найдены древнейшие изображения свастики - символа Солнца и круговорота времени.

Примерно в это же время на территории Малой Азии существовал еще ряд аналогичных, хотя и не столь крупных поселений: Хаджилар, Чайоню, Кешкхеюк.

Древнейшим историческим, то есть зафиксированным в письменных источниках народом Анатолии являются хатты. О них нам поведали в деловой переписке с метрополией ассирийские купцы, покрывшие около 1900 года до н.э. юго-восток полуострова сетью своих торговых колоний. Предприимчивые иностранцы покупали у местных правителей металлы, которыми в древности славилась страна: медь, олово, серебро. Прочтение немногих сохранившихся собственно хаттийских текстов позволило ученым отнести хаттский язык к абхазо-адыгейской группе, т.е. говорить об этническом родстве древнейшего населения Анатолии с современными народами Северного Кавказа. Отсутствие информации о более древнем населении современной Турции позволяет считать хаттов автохтонами, то есть коренными обитателями этих мест.

Уже в конце III тысячелетия до н.э. у хаттов складывается государственность, судить об уровне которой не позволяет скудость данных. Нарам-Син Аккадский, четвертый царь из династии Саргонидов, около 2200 года до н.э. сообщает о своем походе против союза семнадцати «царей», в числе которых был и хаттийский правитель по имени Памба. Из ассирийских хроник явствует, что Страна Хатти была разделена по меньшей мере на десять мелких княжеств, главным из которых была, по-видимому, территория с центром в городе Бурушхатум (хеттская Пурусханда), так как его правителя, в отличие от других, ассирийцы именуют ни много ни мало «великим царем».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты