Очерк истории Малой Азии. Древность

Обеспечив безопасность западных границ, Муваталлис сосредоточился на южном направлении. Египетский колосс пробудился от долгого сна: фараоны XIX династии жаждали реванша на сирийских землях, потерянных при Эхнатоне. Около 1300 года до н.э. Сети I выступил в поход на Ханаан. Восстановив там «египетский порядок», он двинулся дальше и дошел до самого Кадеша, но хетты, по-видимому, организовали отпор, и до конца правления этого фараона новых конфликтов не возникало. Однако по восшествии на трон Рамзеса II, прозванного современниками Великим, стало ясно, что избежать масштабного столкновения не удастся.

Рамзес мобилизовал все резервы, Муваталлис призвал войска всех союзников и вассалов. В 1285 году до н.э. армии, насчитывавшие примерно по 20000 воинов (хеттская – чуть больше), сошлись на берегах Оронта, неподалеку от Кадеша. Здесь произошло первое в мировой истории сражение, ход которого нам известен. И какое сражение!

Ударной силой обеих армий были боевые колесницы, причем более легкие хеттские несли трех воинов: возницу, щитоносца-копейщика и лучника, в то время как египетские – только возницу и лучника, который сам должен был заботиться об обороне экипажа. В лобовом столкновении колесницы хеттов выглядели предпочтительнее. Египетская пехота, в свою очередь, превосходила по боеспособности хеттскую, значительная часть которой состояла из отрядов вассальных государств, в бой особо не рвавшихся.

Армия Рамзеса выдвинулась к захваченному хеттами Кадешу четырьмя колоннами, названными по именам богов Амона, Ра, Птаха и Сета. Первую (Амона) вел сам фараон. Попавшиеся египетскому авангарду хеттские «дезертиры» снабдили противника заготовленной дезинформацией: Муваталлис испугался могучего противника и отступил. Рамзес приказал разбивать лагерь.

Тем временем хетты, обойдя передовой корпус египтян, обрушили всю мощь своих колесниц на вторую колонну, не успевшую развернуться с марша в боевой порядок. После недолгой схватки, на плечах немногих уцелевших противников хетты ворвались в неукрепленный лагерь Амона. Египетские источники честно признают, что воины фараона «бегали как овцы», а «северные варвары» резали их как овец. О том, что произошло дальше, можно только гадать. Летописец фараона в полном соответствии с жанром придворных хроник живописует, как брошенный своими воинами на произвол судьбы Рамзес в одиночку разметал сотни тысяч врагов. Так или иначе, правителю Египта каким-то образом удалось прорваться сквозь ряды неприятеля и уйти от преследования. Хетты занялись грабежом лагеря, благо штандарты Птаха и Сета маячили еще далеко, а походная казна фараона была совсем близко.

Резкий поворот в ходе сражения Рамзес объясняет только вмешательством богов, и трудно с ним не согласиться! Потерявший к полудню половину армии и думавший только о собственном спасении «живой Осирис» наткнулся на какой-то отряд, двигавшийся к полю битвы. Оказалось, что это небольшой гарнизон одной из близлежащих египетских крепостей, командир которой решил поддержать своего властелина в бою и не имел ни малейшего представления о ходе сражения. Рамзес («Великий»!) тут же организовал атаку на опьяненного легкой победой противника. Вряд ли он рассчитывал на успех, для спасения дня ему нужно было выиграть время до подхода подкреплений. Среди хеттов, никак не ожидавших нападения, началась паника, но, поняв, что египтян совсем немного, они быстро пришли в себя. Гарнизон был отброшен прямо на… боевые порядки подоспевшего тем временем к месту сражения корпуса Птаха. Хетты дрогнули и попятились назад.

Оставив в резерве тысячу колесниц, Муваталлис подарил своей державе еще сто лет жизни, а Рамзеса в свою очередь спасло то, что хеттская атака развивалась через теснину, где колесницы не смогли набрать «убойную» скорость. Ценой огромных потерь египтяне сдержали фланговый удар и, кое-как держа строй, отступили на соединение с четвертой колонной.

В сгустившихся сумерках хетты отошли на север, под прикрытие укреплений Кадеша. Рамзес увел остатки своей армии на юг. Муваталлис не только удержал Сирию, но и расширил свои владения, завоевав область близ Дамаска.

В его царствование на северо-востоке хеттской державы было образовано княжество со столицей в Хакпи, где правил честолюбивый брат царя Хаттусилис. Урхи-Тешшуб, сын Муваталлиса, сменивший отца на троне через несколько лет после битвы при Кадеше, попытался отнять у дядюшки часть земель. Записей от краткого периода правления этого царя не сохранилось, и сведения о последующих событиях мы можем почерпнуть лишь из тенденциозного рассказа Хаттусилиса. Последний утверждает, что в течение семи лет терпел от племянника незаслуженные обиды и в конце концов сверг его. Какое-то время незадачливого экс-монарха держали в заточении, потом отправили в почетную ссылку – «бросили на руководство» одной из отдаленных сирийских областей.

Хаттусилис III взошел на трон в 1275 году до н.э., будучи уже опытным пятидесятилетним полководцем. При нем Империя вступила в полосу относительного мира и благополучия. Однако международная обстановка требовала от Хатти и Египта сплочения перед лицом все больше набиравшей силу Ассирии, и в 1269 году до н.э. две страны заключили «на вечные времена» договор о «мире, дружбе и братстве», призванный обеспечить мир и безопасность на землях Леванта: «Да будет прекрасный мир и братство между детьми детей великого царя хеттов и Рамзеса, великого царя Египта. Египет и страна хеттов да пребывают, подобно нам, в мире и братстве на все времена… Да сгинут дом, земля и рабы того, кто нарушит эти слова. Да будет здравие и жизнь тому, земле и рабам того, кто их сохранит». Договор интересен не только тем, что это первое международное соглашение, текст которого дошел до нас, но и потому что он ни разу не был нарушен с момента его заключения – на протяжении 32-х веков!

Поздравительными посланиями по этому случаю обменялись и царицы двух держав. Здесь уместно напомнить о том, что специфической чертой хеттской монархии было весьма независимое положение царицы. В частности, супруга нового царя Пудухепа, играла важную роль в государственных делах. Ее имя постоянно фигурирует в официальных документах наряду с именем самого царя. Две империи скрепили дружбу браком: хеттская царевна стала женой Рамсеса II, сражавшегося с ее дядюшкой при Кадеше.

Хаттусилис практически заново отстроил Хаттушшу, во время пребывания Муваталлиса на юге разоренную вконец обнаглевшими кашкайцами. Единственная клинописная табличка, сохранившаяся от анналов этого царя, позволяет предположить, что в западной части империи опять не все было благополучно: возникла необходимость в военных действиях против старинного врага — Арцавы, но подробности этой кампании неизвестны.

Тем временем ухудшились отношения с Вавилонией. В дошедшем до нас письме к вавилонскому царю Хаттусилис выражает недовольство тем, что после восшествия на престол новый монарх не направил в Хатти своего посланника. Возможно, здесь не обошлось без происков неугомонного Урхи-Тешшуба, так как в одном из документов Хаттусилис сообщает, что политический ссыльный был замечен в связях с вавилонянами и по этой причине сослан из Сирии «прочь, на море». Смысл этой фразы не вполне ясен, но, возможно, имеется в виду остров Кипр, находившийся в вассальной зависимости от Хатти. «На море» он попытался войти в доверие теперь уже к египетскому фараону, но и здесь успеха не добился.

Сын и наследник Хаттусилиса Тутхалияс IV, по-видимому, уделял большое внимание религии и провел ряд реформ, связанных с религиозными праздниками и церемониями. Это позволяет предположить, что в годы его правления в стране царили мир и благополучие. Только на западе традиционно было неспокойно, но в конце концов и там утвердился мир и порядок: земли Ассувы (отсюда - название римской провинции Азия) вошли в состав Хеттского государства.

Но дни Империи уже были сочтены. При следующем царе ситуация на западе резко обострилась. Некто Маддуватта «захватил всю землю Арцавы». В то же время в восточных горах, где прежде находилось царство Хайаса, объявился еще один противник по имени Митас. Сходство, если не тождество его имени с именем царя мушков (см. ниже), который правил в VIII веке до н.э. и которого обычно отождествляют с фригийским Мидасом — персонажем греческих мифов, может оказаться не более чем совпадением. Однако не исключено, что мушки-фригийцы уже начали проникать в этот район, а Митас/Мидас было не именем, а титулом фригийских вождей.

Царствование последнего хеттского царя, Суппилулиумаса II, оказалось столь коротким, что имя его упоминается только в связи с принятием им присяги на верность у нескольких сановников. В анналах Рамзеса III говорится о том, как хетты и другие племена страны Хатти бежали в Сирию от нашествия «народов моря», которые вскоре вышли к границам Египта, сумевшего выстоять под натиском варваров только ценой неимоверного напряжения всех сил.

Кто же участвовал в этом нашествии? Те же египетские хроники перечисляют участников коалиции пришельцев. Это «акейаша», в которых легко узнать греков-ахейцев, «дануна» - данайские греки(?), «лукка» - скорее всего, позднейшие ликийцы, «шардана» - вероятно, давшие название захваченному ими впоследствии острову Сардиния, «турша» - тиррены-этруски, филистимляне, по имени которых была названа позднейшая Палестина, и «шакалуша» - сикулы, закрепившиеся в итоге на острове, названном по их имени Сицилией. Это было сборище разноплеменных народов, куда помимо греков входили предки античных фракийцев, иллирийцев, а также племена, происхождение которых пока неизвестно.

Вероятно, их передовые отряды разрушили Трою, и память об этом походе сохранилась в позднейшем греческом эпосе, систематизированном и приведенном в литературную форму великим Гомером. Здесь не место пересказывать перипетии гомеровских поэм, это лучше и подробнее изложено другими авторами (прежде всего – самим «Великим слепцом»). Мы же лишь отметим: похоже, что покинувшие под натиском северных пришельцев свою родину минойские греки (ахейцы и данайцы) стали переправляться в Малую Азию в поисках нового жизненного пространства, и Троя была первым городом, оказавшимся на их пути.

Хетты утратили господствующее положение в Малой Азии, но в юго-восточных областях бывшей Империи традиции хеттской культуры и государственности жили еще около пяти столетий. Северную Сирию и область Тавра ассирийцы все это время продолжали именовать «страной Хатти». Их хроники упоминают местных правителей, носивших имена Сапалульме, Муталлу, Катуцили и Лубарна (ср. Суппилулиумас, Муваталлис, Хаттусилис, Лабарна), которые продолжали воздвигать себе и своим богам величественные каменные памятники с длинными надписями, выполненными хеттской (лувийской) иероглификой. Однако по языку и религии авторы этих надписей уже отличаются от имперских хеттов. Население этих государств в основном состояло из лувийцев, занимавших южные и западные области Хеттской империи. Очевидно, выжившее во всех пертурбациях население центральных районов страны Хатти хлынуло на юг - к братьям по крови и культуре, придав новый импульс развитию южных окраин государства. На протяжении XII века до н.э. в Сирии возник целый ряд государственных образований, получивших в науке название «младохеттских княжеств». Попытаемся изложить то немногое, что сегодня о них известно.

Тувана (античная Тиана), Тунна (античная Тинна), Хуписна (античная Кибистра), Шинухту и Иштунда, расположенные в горах Тавра и на южной окраине Анатолийского плато, были не более чем городами-государствами. В этом же районе находилось и княжество Табал (библейский Фувал), и не исключено, что перечисленные города входили в его состав. К этому периоду относится первое упоминание о современных Малатье (тогда - Мелид) и Мараше (Маркази) — столицах двух государств, именовавшихся соответственно Камману и Гургум. К югу от Мелида находились Кува и Куммух (античная Коммагена), чьи земли простирались до Еврафта, а южнее - еще одно сравнительно крупное княжество с центром в Каркемише. Между Каркемишем и Гургумом располагалось княжество Арпад, на запад от которого до самого моря тянулась территория государства, позднее носившего название Самал со столицей на месте современного городка Зинджирли. Еще дальше на юг лежали земли Хаттины со столицей Киналуа (библейский Халне). Алеппо стал центром еще одного княжества, название которого на протяжении истории несколько раз менялось. Южнее всех находился могущественный Хамат с зависимыми от него областями на средиземноморском побережье. И, наконец, к востоку от Евфрата, недалеко от Каркемиша - область со столицей в Тил-Барсип (ныне Телль-Ахмар).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты