Очерк истории Малой Азии. Древность

После этого бог грозы обратился за помощью к праматери богов Ханнаханне. Та посоветовала ему самому пойти поискать Телипинуса, и он отправился в путь. «Он стучал в ворота своего города, но те не открывались, и [он] сломал рукоять своего молота. Бог грозы вернулся домой и сел в молчании». Тогда Ханнаханна предложила ему послать на поиски пчелу. Бог грозы возразил: «Боги великие и малые искали его, но не нашли. Как же эта пчела найдет его? Крылья у нее маленькие, и сама она маленькая». Но богиня настояла на своем и все-таки послала пчелу, наказав ей найти Телипинуса и ужали, заставить его проснуться, а затем вымазать его воском и привести домой. После долгих поисков пчела нашла Телипинуса, спавшего на лугу близ священного города Лихцин. Пчела ужалила бога и тот, проснувшись, впал в ярость. Он отказался вернуться домой, и люди, коровы и овцы по-прежнему гибли. Начиная с этого места текст становится фрагментарным, но очевидно, что, в конце концов, бог возвратился. «Тогда пришел Телипинус в спешке. Были молния и гром. Богиня Камрусепа смотрела: орлы несли его на крыльях. Но гнев все еще кипел в нем, ярость все еще кипела в нем, бешенство все еще кипело в нем, [неистовство] все еще кипело в нем». Камрусепа произнесла заклинания, чтобы изгнать из Телипинуса гнев. И «Телипинус возвратился в свой храм. Он подумал о земле. Он избавил окно от облаков пыли, он избавил дом от дыма. Он избавил угли в очаге, он избавил овец в овчарне, он избавил волов в хлеву. Мать обратилась к ребенку, овца обратилась к ягненку, корова обратилась к теленку. Телипинус [подумал о] царе и царице, он подумал, как даровать им жизнь и силу. Затем перед Телипинусом поставили вечнозеленое дерево эа. На вечнозеленое дерево повесили шкуру овцы. В нее положили бараний жир, в нее положили пшеницу, скот и вино, в нее положили долгие дни и потомство, в нее положили нежное блеяние овец, в нее положили процветание и изобилие… и Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага».

Заключительный эпизод мифа перекликается и с рассказом о глубоко запрятанной жизни славянского Кощея, и о золотом руне греков, которое обеспечивало процветание и защиту той стране, в которой находилось. А образ зверей под деревом эа (название родственно иве) имеет параллели и со славянскими обрядовыми текстами и вышивками, и с представлениями о  скандинавском Иггдразиле, и с сюжетами кельтской чеканки.

Обнаружена и другая версия мифа, где главным героем выступает сам бог грозы; более того, в другом мифе исчезают сразу несколько божеств. Аналогичный миф существовал у греков: владыка подземного царства Аид похитил Персефону/Кору, чья мать, богиня живительных сил природы Деметра в горе покинула Олимп. Растения и животные перестали плодоносить, женщины - рожать. Тогда Зевс приговорил, чтобы две трети года Персефона жила на Земле с матерью, треть – под землей с мужем. Мировой порядок был восстановлен.

 «Убиение дракона» — типичный новогодний миф. Смысл таких мифов сводится к ритуальному поединку божественного героя с противником, олицетворяющим собой силы хаоса. Хеттский «Миф об убиении дракона» начинается с сообщения о том, что при первой схватке с драконом Иллуянкой бог грозы потерпел поражение. Далее, согласно одной версии, бог грозы воззвал ко всем богам, и богиня Инара придумала, как обмануть дракона. Она устроила большой пир, выставив множество бочек с горячительными напитками, и обратилась за помощью к некоему человеку по имени Хупасия. Хупасия сказал: «Если ты согласишься переспать со мной, я приду и сделаю все, что ты захочешь». Инаре пришлось согласиться. Затем она пригласила дракона на пир. «И дракон Иллуиянка пришел со своими детьми; они ели и пили, и опустошили все бочки, и утолили свою жажду. Вернуться назад в свое логово они не смогли. Тогда Хупасия пришел и связал дракона веревкой. Затем бог грозы пришел и убил дракона Иллуиянку, и боги были с ним».

Далее следует несколько странный эпизод, конец которого утрачен: «Инара построила дом на скале и отдала этот дом Хупасии. И дала ему Инара наставление, сказав: «Прощай! Теперь я ухожу. Не выглядывай из окна; ибо если выглянешь, то увидишь свою жену и детей». По прошествии двадцати дней он распахнул окно и увидел свою семью. Вернувшись из путешествия, Инара стала просить: «Впусти меня!». Из следующих неразборчивых отрывков можно уяснить, что за ослушание Хупасия был наказан смертью. Этот сюжет имеет знакомые читателю параллели и в славянском, и в западноевропейском фольклоре.

Согласно второй версии этого мифа, дракон не просто побеждает бога грозы, но и завладевает его сердцем и глазами. Чтобы вернуть их, бог грозы сошелся с дочерью бедняка, и та родила ему сына. Сын вырос и посватался к дочери дракона, а отец дал ему такие наставления: «Когда войдешь в дом своей невесты, потребуй у них мое сердце и мои глаза». Так жених и поступил, и родные невесты вернули ему украденные органы. «Затем он принес их своему отцу, богу грозы, возвратил богу грозы сердце и глаза. Когда тело его исцелилось и стало таким, как было прежде, он пошел к морю, на битву, и когда вышли против него сражаться, он сумел сразить дракона Иллуянку». Этому сказанию также находится параллель в греческой мифологии. Гея (Земля), обидевшись на богов за истребление своих детей титанов, породила от Тартара (олицетворение Преисподней) стоглавого змея Тифона. Победа в первом поединке с Зевсом осталась за змеем, который вырезал сухожилия царю богов и запер последнего в пещере. Гермес и Эгипан выкрали зевсовы сухожилия и приладили их на место. Тем временем, богини судьбы мойры убедили змея отведать отравленных плодов, в результате чего он обессилил. Зевс, как и Тешшуб, со второй попытки одолел его и низверг в Тартар.

Хурритская по происхождению «Песнь об Улликумми» дошла до нас только в отдельных фрагментах. Это история о том, как Кумарби пытался отомстить Тешшубу и вернуть себе небесный престол. Кумарби решил сотворить могучего мятежника, который победил бы бога гроза и разрушил его город Куммию. В положенный срок у него и «вершины огромной горы» родился сын, которому дали имя Улликумми - «разрушитель Куммии». Тело этого ребенка было из камня — диорита. Младенца перенесли на землю и положили на плечи Упеллури (аналог греческого Атланта), стоявшего посреди моря; там мальчик стал расти не по дням, а по часам. Когда он вырос таким большим, что море стало ему по пояс, бог солнца, заметив его, преисполнился страха и поспешил известить обо всем Тешшуба. Тешшуб и его сестра Иштар поднялись на вершину горы Хацци (гора Касий близ Антиохии) и увидели оттуда чудовищного Улликумми, возвышающегося посреди моря. Тешшуб вступил с ним в бой, но одолеть его не смог. Улликумми подступил к воротам Куммии и принудил бога грозы отречься от престола. Хепат, супруга Тешшуба, стояла на башне, наблюдая за ходом сражения; когда ей принесли дурные известия, она едва не упала с крыши от страха. По совету Тасмису Тешшуб обратился за помощью к премудрому Эа, который направился с расспросами к Упеллури. Тут выяснилось, что гигант ничего не заметил: «Когда небо и землю воздвигли на мне, я ничего не знал об этом, и когда пришли и отсекли небо от земли медным ножом, я тоже ничего не знал. А теперь у меня почему-то болит правое плечо, но я не знаю, что это за бог причиняет мне боль».

Слова Упеллури, по-видимому, навели Эа на счастливую мысль. Он велел открыть древнее хранилище и вынести оттуда нож, которым небо когда-то отсекли от земли. Этим священным оружием он перерубил Диоритовому Камню ноги и тем лишил его силы. Затем он объявил о своем подвиге всем богам и призвал их снова выйти на битву с каменным исполином, который на сей раз не смог оказать достойного сопротивления. Конец истории утрачен, но можно не сомневаться, что завершилась она возвращением Тешшуба на трон и повторным поражением Кумарби.

ГЛАВА III

«МУСОРНАЯ СВАЛКА НАРОДОВ»

Лишь через несколько столетий после крушения Хеттской державы появляются свидетельства о существовании на территории Малой Азии новых государственных образований, население которых состояло из пришлых варваров и ассимилированных ими местных народов.

Вифины (до переселения в Малую Азию, согласно Геродоту, именовавшиеся стримонами) переселившись с Балкан, осели на крайнем северо-западе полуострова. Через какое-то время здесь сложилось государство, получившее название Вифиния. Дальше вглубь Анатолии эти племена не пошли, хотя, судя по всему, особенным миролюбием не отличались: местный царь Амик, как известно из мифа об аргонавтах, вызывал всех чужестранцев, прибывавших в его владения, на кулачный бой, из которого живыми они не выходили. Отучил его от этой скверной привычки аргонавт Полидевк - брат Елены Троянской (тогда, до похищения ее Парисом, еще Елены Спартанской). Куда простому смертному тягаться с сыном самого Зевса!

Область, расположенная южнее Вифинии, была известна хеттам как Страна реки Сеха. В конце XIII - начале XII веков до н.э. где-то на исходе Троянской войны фракийские племена мисийцев (греки называли их мосхами, мюсами, мисами, мессами) осели по соседству с вифинами. Переселились на новую родину, похоже, не все – в античные времена на Балканах существовала Дунайская Мисия (она же Малая Скифия). Геродот сообщает, что Мис и Лик (эпонимы мисийцев и ликийцев) были сыновьями Кара (легендарный предок карийцев – см. ниже). С нашей стороны было бы дерзостью спорить с «Отцом истории», но подтверждений этнического родства мисийцев с ликийцами или с карийцами не обнаружено. Пока?

Часть переселенцев устремилась дальше – вглубь полуострова. Они, видимо, и стали «мушку» ассирийских хроник. Скорее всего, именно эти племена разгромили Хаттушшу, положив конец существованию империи хеттов, и взяли под контроль бассейн Верхнего Евфрата.

Некоторые из них осели в долине Галиса, став основным этническим субстратом государства, известного грекам как Фригия, а ассирийцам и урартам – как «Страна мушку». Возможно, что этот этноним ассирийцы относили ко всем северобалканским народам, прокатившихся в этот период по Малой Азии, ведь называли же египтяне всех их «народами моря», особенно не вдаваясь в этно-лингвистические нюансы. Вероятно, с мисийцами связан известный в гомеровской передаче миф о царе Мопсе (Моксе), который после Троянской войны завоевал юг Анатолии и дошел до Финикии. А в одном позднехеттском тексте фигурирует некий западноанатолийский правитель по имени Мукшуш. Не исключено, что это – один и тот же персонаж или просто собирательный образ завоевателей-мисийцев. О политическом устройстве и истории Мисии известно мало, возможно потому что высших форм государственности на ее территории так и не сложилось. В греческих мифах, правда, местные правители называются «царями», но насколько они заслуживали этого титула, сказать сложно.

У упоминавшегося выше Лика, гостил Геракл, отставший здесь от команды аргонавтов. На владения гостеприимного царя в это время напали вифинские бебрики, и Геракл, разгромив агрессоров, отдал их земли Лику. А это, если сорвать с повествования мифологическую вуаль, может свидетельствовать о реальных конфликтах двух соседних областей.

И еще один мифологический экскурс, имеющий непосредственное отношение к мисийцам. Автор «Псевдо-Илиады» повествует о мисийском царе Телефе, которого случайно ранил (а позднее исцелил своим волшебным копьем) Ахилл. Разгневавшись на греков, Телеф покинул свою страну и поселился в ахейской Арголиде. После исцеления вернулся «на царство» и исправно снабжал греческую армию, осаждавшую Трою, продовольствием. Не напоминает ли читателю этот сюжет миф об исчезновении обидевшегося на богов хеттского Телепинуса (ср. Телеф), с уходом которого в мире наступил голод, прекратившийся лишь с возвращением успокоенного бога, ответственного за произрастание растений?

В великом переселении принимали участие и фракийские племена фригийцев (бригов, как они назывались на Балканах, согласно греческой традиции), которые создали в долине реки Сангария (современная Сакарья) свое государство со столицей в Келенах. Они основали и Анкиру, современную турецкую столицу Анкару. Это слово означает «якорь» - вероятно, такое название было дано городу в ознаменование того, что долгий путь окончен, и здесь отныне будет место стоянки воинственных скитальцев: фригийское «анкира» близко по звучанию английскому «аncor», французскому «аncre», немецкому «Аnker», да и русскому «якорь» тоже. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты