Кир поступил с точностью до наоборот. Противники сошлись на равнине перед лидийской столицей. Нейтрализация конницы Креза, тогда лучшей в мире, была главной задачей, стоявшей перед персами. Кир, зная, что лошади не выносят запаха верблюдов, приказал выставить перед фронтом своей пехоты этих животных, «служивших» в обозе, и посадить на них всадников. Замысел удался: лишь только кони противника почуяли верблюдов, они повернули назад, смяв боевые порядки армии Креза. Лидийцы, как пишет Геродот, «и тут не потеряли мужества. Когда они заметили происшедшее, то соскочили с коней и стали сражаться с персами пешими». Но силы были неравны, и после огромных потерь с обеих сторон, лидийские воины обратились в бегство, ища спасение за стенами акрополя.
Началась осада. После очередного неудачного штурма, один из персов заметил, как какой-то лидиец спустился со стены за упавшим шлемом и без труда поднялся с ним наверх (в этом месте практически не было укреплений – строители акрополя положились на крутизну скалы). В свою очередь наблюдательный перс тоже довольно легко поднялся здесь на стену, а за ним последовали и другие воины…
Кир повелел сложить огромный костер и возвести на него Креза, а с ним «дважды семь сынов лидийских». Лидийский царь, пребывавший в полуобморочном состоянии, вспомнив слова Солона о том, что никого при жизни нельзя считать счастливым, заговорил сам с собой, воспроизводя беседу с греческим мудрецом. Кира заинтересовало поведение приговоренного к смерти, и он приказал узнать, кого это лидиец призывает на уже зажженном костре. Услышав от переводчиков рассказ Креза, персидский царь приказал тушить огонь. Усилия были напрасны – пламя поднималось все выше. Тогда Крез взмолился Аполлону о помощи. Внезапно сгустились тучи и разразился ливень, который и потушил костер. Крез, ввиду явного покровительства свыше, был помилован и даже стал советником у персидского царя.
Лидийцы верили, что их первый царь Лид был сыном Аттиса и Кибелы (в Лидии - Кувавы), которая и возглавляла местный пантеон. Позднее, в Эфесе греки называли ее Артемидой (Артиму по-лидийски) Эфесской, перенеся на местное фертильное божество имя своей богини-девственницы. Лидийскую богиню Асве греки отождествили впоследствии со своей Афиной, победившей в состязании местную пряху Арахну и превратившей ее в паука за то, что та осмелилась бросить вызов самой богине. О боге Кандавле («душителе собак») известно только, что в жертву ему приносили щенков и что греки отождествляли его с Гермесом – покровителем воров и торговцев. Из мифических сюжетов, связанных с Лидией, напомним еще миф о хитроумном Тантале, правителе города Сипила, который был осужден после смерти на «танталовы муки», и трехлетнее рабство Геракла у лидийской царицы Омфалы, наряжавшей героя в женскую одежду и заставлявшей его прясть. Похоже, что прядение было в этих краях в большом почете.
Помимо денег и магазинов, греки многое позаимствовали у лидийцев в музыкальной культуре: «лидийские инструменты», «лидийская музыка», «лидийские напевы» стали знаковыми выражениями в античной традиции.
ГЛАВА IV
ВОСТОК ПРОТИВ ЗАПАДА
Греки появились на полуострове еще во времена Хеттского царства – запад Анатолии входил в сферу влияния Аххиявы. Селились поближе к морю, благо сообщение по воде в то время было и безопаснее и быстрее. Да и занимались они в основном посреднической морской торговлей между материковой Грецией и местным населением. К древнейшим приморским поселениям относятся Милет (Милетина хеттских хроник) и Эфес (Апаса – столица Арцавы), основанные еще догреческими народами и ставшие со временем крупнейшими портовыми городами Малой Азии.
Первыми, согласно античным историкам, на побережье появились эолийцы, переселившиеся из Фессалии под натиском тогда еще диких дорийских племен. Переселенцы основали здесь двенадцать городов, по числу своих общин в материковой Греции: Киму, Ларису, Неон Тихос, Темнос, Киллу, Нотий, Эгироессу, Питану, Эгеи, Мирину, Гринию, Смирну. Последнюю отвоевали у них пришедшие чуть позже ионийцы. Эолию Геродот считал наиболее плодородной областью греческой Ойкумены, пусть и не обладавшей столь благодатным климатом, как Иония.
Ионийцы бежали с материка по той же причине, что и их предшественники. Их двенадцать городов также возникли из двенадцати балканских поселений. На мысе Микале, неподалеку от Милета, они основали общее святилище Панионий, посвященное Посейдону, где представители всех ионийских полисов собирались для решений наиболее важных вопросов. Слово Геродоту: «Дальше всего к югу лежит Милет, затем идут Миунт и Приена. Эти города находятся в Карии, и жители их говорят на одном наречии. Напротив, следующие города расположены в Лидии: Эфес, Колофон, Лебед, Теос, Клазомены, Фокея и жители их также говорят на общем наречии, отличном от наречия вышеназванных городов. Кроме того, есть еще три ионийских города: два из них – на островах, именно Самос и Хиос, а один – Эрифры – на материке. Хиосцы и эрифрейцы говорят на одном наречии, самосцы же – на своем особом».
Греция, чья скудная почва была неспособна прокормить избыток населения, продолжала выталкивать колонистов. В Малую Азию начали переселяться и дорийцы, основавшие здесь еще шесть городов, также названных по имени материковых метрополий: Линд, Иалис, Камир, Кос, Книд и Галикарнасс. Впрочем, последний был со временем выведен из союза за то, что представитель этого города, одержав победу на пандорийских играх, увез награду домой, а не посвятил ее, как было заведено, местному храму. Общедорийское святилище, аналогичное Панионию, находилось неподалеку от Книда.
Со временем многие колонии затмили собственные метрополии, а такие города как Милет и Эфес по численности населения, политической, экономической и культурной значимости соперничали с самими Афинами. Малоазийские полисы подарили миру знаменитых философов, поэтов и ученых: Фалеса (Милет), Гомера (Смирна, хотя за право называться его родиной вели спор несколько полисов), Анаксагора (Клазомены), Анаксимандра (Милет), Анаксимена (Милет), Геродота (Галикарнасс), Диогена (Синопа), Ксенофана (Колофон), Анакреонта (Теос), Страбона (Амасия). Великий Аристотель, хотя и не принадлежал к этой плеяде, но в Ассосе, неподалеку от Трои, пытался осуществить на практике идеи государственного устройства, изложенные им в одном из трудов - "Республике". Безрезультатно.
Мы уже говорили, что многие персонажи и сюжеты классической греческой мифологии связаны с Малой Азией. В одной из пьес Еврипида Дионис говорит, что пришел из Лидии. Некоторые ученые предполагают, что местным прототипом греческого бога хмельного веселья был лувийский Сандон – бог виноградной лозы. Есть еще такая версия: имя Дионис можно перевести как «бог из Нисы/Несы» - древней хеттской столицы. В хеттско-троянском договоре среди троянских (вилиусских) божеств упоминается Апуллунас, который, вероятно, трансформировался в классическую эпоху в Аполлона, защищавшего Трою от греческих агрессоров. Несколько пунктов на побережье Мраморного моря и Босфора связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном.
Но продолжим. После завоевания Лидии персами, ионийцы и эолийцы направили к Киру парламентариев с известием о том, что они принимают его предложение подчиниться персам на тех же условиях, что и Крезу. Но… предложение-то было сделано персидским царем до начала войны с Лидией. Теперь, после победы, оно стало неактуально. Получив отрицательный ответ, ионийцы принялись укреплять свои города. На совете в Панионии было решено обратиться за помощью к Спарте. Оттуда вскоре прибыл посол, высокопарно заявивший персидскому царю, что спартанцы не позволят ему разорять греческие города. Кир только посмеялся над напыщенным спартанцем, но заниматься греческими полисами ему было недосуг: неотложные дела требовали личного присутствия царя на восточных рубежах империи. В Сардах остался персидский наместник, сокровищница Креза была препоручена заботам лидийца Пактия. А тот, после ухода персидской армии, взял да и возглавил антиперсидское восстание. К лидийцам присоединились греческие колонисты, к тому же Пактий смог на вверенные ему средства навербовать немало наемников. Восставшие осадили столичный акрополь, в котором заперся персидский гарнизон.
Кир отрядил на усмирение восстания одного из своих военачальников, который бунтовщиков в Сардах не нашел – получив известие о приближении карательного корпуса, они предпочли разбежаться. Пактий, после долгих скитаний, был выдан персам. Гарпаг, назначенный Киром новым наместником Лидии, взялся за усмирение мятежных городов. Отчаянное сопротивление греков не спасло, и они, город за городом, были вынуждены покориться. Практически не оказали сопротивления Гарпагу карийцы и мисийцы. Ликийцы сопротивлялись отчаянно, но были слишком малочисленны, чтобы противостоять лучшему на тот момент войску в мире.
Впервые весь полуостров был объединен в границах единого государства, западной столицей которого стали Сарды. Персы разделили Малую Азию на четыре наместничества и обложили ее жителей податью. И снова – слово Геродоту: «От ионян, азиатских магнетов, эолийцев, карийцев, ликийцев, милиев и памфилов поступало 400 талантов серебра. Это была первая область, установленная царем. А от мисийцев, лидийцев, ласонцев, кабалиев и гитеннов поступало 500 талантов. Это был второй округ. От геллеспонтийцев по правую сторону входа (в пролив Геллеспонт – А.И.), затем от фригийцев, азиатских фракийцев, пафлагонов, мариандинов и сирийцев налоги и подати составляли 360 талантов. Это был третий округ. Из Киликии доставляли 360 белых коней (по одному на каждый день в году) и 500 талантов серебра… Это – четвертый округ».
Такое положение вещей греков не устраивало, и в Милете вспыхнуло новое восстание, поддержанное рядом ионийских и балканских полисов. Объединенная греческая армия сожгла Сарды. Персидские сатрапы собрали свои силы и выступили на помощь лидийцам, сохранявшим верность «царю царей». Решающее сражение произошло под Эфесом. Греки были разбиты наголову, Афины вышли из войны, бросив малоазийских союзников на произвол судьбы. Несмотря на это, восстание разгоралось – к нему примкнули Кария и Кипр. Поворотным моментом в ходе боевых действий стало морское сражение у Милета (499 год до н.э.), закончившееся победой персидского (точнее – финикийского) флота над греческим. Персы осадили мятежный город и измотали силы защитников непрерывными штурмами. Милет пал на шестой год возглавленного им восстания. Оставшиеся в живых жители были переселены на берега далекого Тигра.
Империя не может не стремиться к расширению своих границ. Персы предпринимают несколько военных экспедиций в материковую Грецию. Все они заканчиваются неудачно, особенно громко прозвучало поражение под Марафоном. Наконец, новый персидский царь Ксеркс всерьез решает заняться Грецией.
Подготовка к походу длилась четыре года и в 480 году до н.э. в Сардах собралось огромное войско. Геродот говорит о 1 700 000 воинов, современные историки склонны занижать численность войска примерно вдесятеро. Тем не менее, для того времени это была невиданно большая армия.
Лучшие в империи египетские инженеры соорудили понтонный мост через пролив Геллеспонт, но некстати поднявшаяся буря разметала его. Узнав об этом, Ксеркс повелел бичевать воды пролива, а надзирателям за сооружением моста – отрубить головы. Вскоре были сооружены две новые переправы. Пролив перегородили сотнями понтонов, скрепили их между собой и покрыли деревянным настилом.
Из Лидии персидское войско выступило в Мисию, оттуда – в пределы Троады. На руинах троянского акрополя Ксеркс принес в жертву Афине Илионской 1000 быков, его маги совершили обряд жертвенного возлияния во славу павших здесь некогда героев. Семь суток без перерыва войско переходило пролив. Немалую часть Великой армии составляли жители малоазийских сатрапий персидской империи: «Пафлагонцы шли в поход в плетеных шлемах, с маленькими щитами и небольшими копьями; кроме того, у них были еще дротики и кинжалы. Ноги у них были обуты в местные сапоги, доходившие до середины ноги. Лигии, матиены, мариандины и сирийцы шли в поход в одинаковом с пафлагонцами вооружении… Вооружение фригийцев было весьма похоже на пафлагонское, с небольшим лишь различием… Вооружение лидийцев было почти такое же, как у эллинов… Мисийцы же носили на голове местные шлемы; вооружение их состояло из маленьких щитов и дротиков с обожженным на огне острием… У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх – пестрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами… Писидийцы носят маленькие щиты из невыделанных бычьих шкур. Каждый вооружен охотничьим копьем ликийской работы, а на голове у них медные шлемы; на шлемах приделаны медные бычьи уши и рога, а сверху – султаны. Ноги у них были обмотаны красными тряпками. Кабалии… вооружены по-киликийски. У милиев же были короткие копья и плащи, застегивающиеся пряжкой. Некоторые из них носили ликийские луки, а на голове – кожаные шлемы… У мосхов на голове были деревянные шлемы; они носили маленькие щиты и копья с длинными наконечниками. Тибарены, макроны и моссиники шли в поход вооруженными, как мосхи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13