Многие из этих городов, вероятно, были основаны уже после крушения Империи. Проследить историю младохеттских княжеств можно только в самых общих чертах, по хроникам соседей — Ассирии, Урарту и Израиля.
Первым ассирийским царем, вышедшим к Евфрату после падения Хаттушши, стал Тиглатпаласар I. В 1110 году до н.э. он перешел границу царства со столицей в Мелиде, которое назвал «Великим Хатти». По окончании похода повелитель Ассирии принял дань от правителя какого-то другого «Великого Хатти» (Каркемиша?).
Вскоре ассирийская держава вступила в полосу очередного упадка, и прежде, чем ее войска рискнули снова приблизиться к Евфрату, прошло немало времени. Тем временем с востока в Сирию вторглись арамейские кочевники, основавшие здесь ряд своих государств. Двигаясь на север, арамеи, очевидно, столкнулись с сопротивлением младохеттских правителей, но все-таки захватили Тил-Барсип, Ядию и Арпад. Остальным хеттским областям, похоже, удалось отбиться.
Снова окрепла Ассирия. Ее новый царь Ашшурнасирпал за несколько лет восстановил контроль над большей частью земель к востоку от Евфрата. В 876 году до н.э. его войска переправилась через реку и пересекли всю Сирию до самого побережья. Неспособность объединиться перед лицом общего врага, вероятно, объясняется тем, что младохеттские государства враждовали между собой, хотя прямых свидетельств тому нет. Только восемнадцать лет спустя четыре княжества — Каркемиш, Хаттина, Бит-Адини и Самал попытались совместными усилиями остановить следующее наступление с востока - Салманасара III. Однако их сопротивление было сломлено, и ассирийцы вновь покорили Северную Сирию, а на следующий год захватили Каркемиш. Отразить натиск ассирийской армии удалось только царям Хамата и Дамаска, которые возглавили новую коалицию и в 863 году до н.э. смогли выставить против Салманасара объединенную армию, насчитывавшую десятки тысяч воинов. Ценой тяжелых потерь союзники заставили ассирийцев отступить. Вскоре Ассирия оставила Сирию в покое - в северных горах у нее появился более серьезный противник — Урарту. Сначала Мелид, а затем Гургум, Самал, Хаттина, Арпад, Куммух и Кува заключили военный союз с урартскими царями Аргишти I и Сардури II.
Но такое положение дел сохранялось сравнительно недолго, и с восшествием на ассирийский престол Тиглатпаласара III ситуация радикально изменилась. Уже на третьем году своего правления царь повел войско на запад, и к 740 году до н.э. тамошние правители были вынуждены подчиниться. По прошествии всего двух лет Тиглатпаласару пришлось вернуться в Сирию для подавления очередного восстания и распространить на этот беспокойный регион уже испытанную политику аннексий. Первым из младохеттских княжеств в ассирийскую провинцию превратилась Хаттина, а вскоре та же судьба постигла и большинство ее соседей. Политику Тиглатпаласара с еще большей беспощадностью продолжили его преемники Салманасар V и Саргон II. Самал и Кува были присоединены к Ассирии около 724 года, Хамат — в 720 году, Каркемиш — в 717, Табал — в 713, а Куммух и Мелид — в 709 году до н.э.
Так завершилась история младохеттских княжеств. Когда этих земель достигли первые греческие путешественники, они обнаружили здесь только ассирийские провинции. Само имя Хатти было прочно забыто.
ГЛАВА II
ЗЕМЛЯ ТЫСЯЧИ БОГОВ
Об искусстве Древнего царства можно судить лишь приблизительно, ввиду скудости доступных нам археологических свидетельств. В самых общих чертах следует сказать, что оно находилось под сильнейшим влиянием хаттийских образцов.
За все время существования Хеттской державы так и не сложилось единого пластического канона, хотя ряд основных принципов создания барельефов, несомненно, существовал. Пропорции фигур, как и изображение лица, выдержаны в традициях, выработанных уже в древнехеттский период и не менявшихся столетиями: круглая голова всегда в профиль, чуть покатый лоб, резко выступающий вперед и слегка опущенный крупный нос, небольшой сжатый рот и несколько отступающий назад крепкий гладкий подбородок. Хеттские мастера воспроизводили этот типаж вне зависимости от пола и возраста изображаемых персонажей. Этот же тип лица, только в объемном исполнении, мы встречаем и в бронзовой пластике. Наиболее выдающимся памятником хеттского искусства нужно признать барельефную галерею в скальном храме Язылыкая, неподалеку от столицы, насчитывающую десятки изображений богов и богинь хетто-хурритского пантеона времен последнего периода Империи. Изображенные здесь божества легко идентифицируются по оружию, атрибутам, животным, на спинах которых они стоят.
Массивные стены культовых и государственных зданий покрывались штукатуркой и лишь иногда в конструктивно и ритуально важных местах украшались изображениями «стражей ворот», «демонов-охранителей» и ортостатами — вертикально поставленными плитами с барельефами. Планы дошедших до нас построек лаконичны и четки. Центром дворцов царя и знати был обширный церемониальный зал, перекрытие которого опиралось на ряды колонн. Представление о планировке хеттских святилищ дают обнаруженные в Богазкее руины храмов, конструктивно схожих между собой: множество небольших помещений (по всей видимости, складов - в них найдены большие сосуды для хранения жидкостей и сыпучих продуктов) окружают «святая святых» мощеный двор площадью 200-500 квадратных метров. Еще одной характерной чертой хеттских храмов являются огромные оконные проемы в наружных стенах, доходившие почти до уровня пола, что позволяло дневному свету проникать практически во все уголки святилища. Благодаря этому статуи богов, даже стоящие в нишах, оказывалась под лучами солнца. В провинциальных городах храм был одновременно административно-хозяйственным центром, и при нем состоял значительный штат жрецов и гражданских чиновников. Однако прежде всего храм считался жилищем бога, а жрецы — его слугами, которые ежедневно удовлетворяли «телесные нужды» божества: его следовало омыть, одеть, накормить, напоить, развлечь танцами и музыкой.
Служители должны были представать перед божеством в совершенной чистоте — как физической, так и ритуальной. Соприкоснувшись с какой-либо скверной или переспав с женщиной, жрец не смел приближаться к богу, не совершив ритуала очищения. Умилостивительные жертвы богам мог принести любой человек; на жертвенник возлагались первые плоды земли или годовалые животные, здоровые и без каких бы то ни было дефектов. Иногда в жертву приносили и традиционно «нечистых» животных - собак и свиней, но чаще - волов, овец и коз. Жертвенный хлеб и сыр «преломляли» (точный смысл этого слова неясен). Изредка хетты приносили в жертву и людей, например, военнопленных — в частности, в ритуале очищения войска после военного поражения.
Во многих документах встречаются упоминания о множестве религиозных праздников. Причем, в различных культовых центрах соблюдался собственный священный календарь. Один из главных государственных праздников назывался пуруллия. О его значимости можно судить хотя бы по тому, что Мурсилис II счел необходимым прервать военный поход и возвратиться в Хаттушшу для участия в нем. Сакральной целью пуруллии было пробуждение земли от зимнего сна; проводившийся при этом ритуальный поединок знаменовал победу жизни над смертью.
Искусство имперского периода окрашено сильнейшим влиянием хурритских образцов, в свою очередь, нередко копировавших стиль, выработанный в государствах Междуречья – Шумере, Аккаде, Вавилонии. Следы египетского влияния просматриваются в сфинксах с человеческими головами из Аладжахеюка и Хаттушши, а также в крылатом солнечном диске, парящим над головами изображений хеттских царей и входившим в их «монограммы». Это — знак царского достоинства фараонов, чей престиж в тот период был безоговорочным на всем Переднем Востоке. Первоначально этот символ переняли, по-видимому, цари Митанни, и затем уже у них его заимствовали хетты, объединив с вавилонским знаком солнца; поэтому в хеттской символике солнце изображается сияющей звездой, а не диском, как было принято у египтян. Композиции и темы культовых сцен, в первую очередь – каноническое изображение царя в объятиях бога-покровителя, имеют, несомненно, хеттское происхождение.
Весьма разнообразно литературное наследие хеттов. Помимо официальных анналов, завещаний, молитв, найдены произведения, которые вполне можно назвать «беллетристикой». Легко прослеживаются параллели с другими культурными традициями, соседними и отдаленными, нередко имеющие общие индоевропейские корни. Например, одна из клинописных табличек повествует о том, как сын бога и смертной женщины был отнесен в «обрядово чистое место», куда пришли к нему домашние животные и напоили молоком. Не возникает ассоциаций с сюжетом Рождества Спасителя? Или еще: два брата - Злой и Благой так разделили отцовское наследство, что Благому досталась одна тощая корова. Тогда бог солнца решил, что она принесет много телят и обогатит своего хозяина. Не заменили ли в Европе корову на Кота (в сапогах), а в России – на Конька-Горбунка? Нить Ариадны и волшебный клубок русских сказок угадываются в молитве неназванному богу: «ты дал мне веревку, чтобы я сбиться с пути не посмел». Интересная параллель прослеживается в ритуале избавления от мора в военном лагере, схожем с библейским изгнанием «козла отпущения»: «Они приводят осла и гонят его в сторону вражеской страны и говорят так: Ты, о Ярри, навлек зло на эту страну и этот лагерь, но пусть этот осел заберет его и отнесет в страну врага».
Значительный объем всей дошедшей до нас хеттской литературы составляют записи магических ритуалов. С помощью магии пытались врачевать болезни и избавляться от всевозможных несчастий — раздоров в семье и привидений в доме, неурожая на полях и в садах, мора в войсках. С помощью магии насылали порчу на врагов и привлекали удачу к друзьям; клятвы скрепляли призывом проклятий на голову гипотетического клятвопреступника; особыми заклинаниями привлекали внимание людей и богов, когда те начинали пренебрегать своими обязанностями. В своде законов черная магия признавалась преступлением и приравнивалась к разбойному нападению или нанесению тяжких телесных повреждений.
В хеттском религиозном комплексе можно выделить несколько культурных пластов. Во-первых, хетты принесли с собой в Анатолию свою религиозную систему, восходящую к общей индоевропейской религиозной основе. Здесь следует отметить таких богов как всадник-воитель Пирве (имя которого перекликается с именами славянского Перуна, балтийского Перкунаса, галльского Тараниса, скандинавского Тора); как Сиу-Суммис («бог наш»), имеющий четкие параллели с греческим Зевсом. Не исключено, что малозначительный бог ворот Апуллуна был «унаследован» греками и превратился в Аполлона, одной из функций которого также была охрана дверей и ворот. Черты хеттской богини-матери носит ионийская Артемида Эфесская, в Греции считавшаяся богиней-девственницей и к производительным силам природы никакого отношения не имевшая.
Во-вторых, они впитали местные хаттийские культы. С этой религиозной традицией связаны, например, главные божества хеттского пантеона — небесный бог грозы (неназываемый по имени) и богиня Солнца города Аринны, вероятно, Вурусему. Из десяти известных божеств близко родственных хеттам палайцев четверо также имеют хаттские имена. Это — верховный бог Цапарва (по-видимому, бог грозы), богиня Катахципурис, бог Хасамилис и богиня Камамае. Хаттский эпитет «Пасхуласас» носит и палайский (индоевропейский) бог Солнца Тияц. О большинстве божеств хаттийского пантеона не известно почти ничего, кроме имен. Хатты почитали сына богини Вурусему, Тару - бога грозы города Нерик, ее дочерей - солнечных богинь Меццуллас и Хуллас, бога Луны Каску, богиню-защитницу Инару, бога-гору Цалиянуса, его супругу Цахапуну и наложницу Таццувасу, бога-кузнеца Хасамилпса, бога войны и мора Сулинкатти, божеств подземного мира Лельванис, Истустаяс и Панайяс, бога солнца Истануса, бога-Престола и многих других.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13