В-третьих, сильное влияние на религиозную систему страны Хатти оказали верования родственных хеттам лувийских племен. Об их пантеоне известно сравнительно немного. Лувийским божеством был Санта («царь»), отождествленный хеттами с семитским Мардуком. Санта дожил вплоть до греческой эпохи под именем Сандон, и в античные времена ему поклонялись в Киликии, Каппадокии, Писидии, Карии, Ликии. Бога грозы лувийцы почитали под именем Датта. Бог Тархунд, отождествленный с этрусским Тархоном, от имени которого произошло римское имя Тарквиний, также был богом грозы, но непонятно, как он соотносился с Даттой – возможно, это местные варианты одного культа. Позднее Тархунд стоял во главе пантеона младохеттских княжеств. Интересно, что герой этрусков Тарквиний считался сыном царя Мисии Телефа (хеттского Телепинуса? – см. ниже). Атрибутом его являлся двойной топор «лабрис», «унаследованный» затем греческим Зевсом. Упоминания заслуживает богиня Кувава: в текстах она играет незначительную роль, однако, вне сомнения, это божество послужило прообразом великой фригийской Кибелы, матери богов и людей.
И, наконец, в XIII веке до н.э. хеттская религия (как и культура в целом) попала под мощное влияние хурритов, народа, родственные связи которого до сих пор остаются предметом споров и гипотез. Так, практически целиком из божеств хурритского пантеона состоят наскальные изображения главного святилища Империи – уже упоминавшегося скального храма Язылыкая. Богиня, возглавляющая здесь женскую процессию, носит имя «Хепат», отчетливо высеченное на рельефе иероглифическим письмом. Рядом с богом, возглавляющим мужскую процессию, помещены символы, означающие «небесный бог грозы». Учитывая то, что его супруга названа хурритским именем, можно не сомневаться, что это Тешшуб – хурритский бог грозы. Он изображен в облике бородатого мужчины с булавой в правой руке. Правой ногой он опирается на две человекообразные фигуры — обожествленные горы (на других изображениях Тешшуб восседает на колеснице, запряженной быками). Хурриты поклонялись также божественному сыну этой супружеской пары — Шарруме. Его символом служит пара человеческих ног; на рельефах в Язылыкая он изображен дважды: в процессии богинь за спиной своей матери и на рельефе, украшающем малую галерею у входа в главное святилище, где он держит в объятиях царя Тудхалияса. Важную роль в хурритском пантеоне занимала богиня Шаушка, отождествлявшаяся с Иштар и подчас фигурирующая в текстах под именем последней. Этой хурритской Иштар поклонялись в Самухе и в ряде других городов Тавра. Чаще всего ее изображали крылатой и стоящей на спине льва.
Вероятно, немалый вклад в проникновение хурритских божеств в хеттский пантеон внесла царица Пудухепа: она была дочерью правителя одного из городов Киццуватны, где находился культовый центр Хепат, и само имя ее наводит на мысль о том, что царская невеста была служительницей этой богини. В молитве, авторство которой приписывается ее супругу, царю Хаттусилису, богиня Хепат явственно отождествляется с солнечной богиней Аринны. На царской печати, оттиск которой подробно описан в египетской версии договора Хаттусилиса с Египтом, царица изображена в объятиях своей небесной покровительницы.
Следует помнить и о том, хеттская держава состояла из множества присоединенных, зависимых и союзных областей, и религиозный синкретизм формировался во многом за счет местных культов. В процессе синкретизации божества со схожими функциями со временем объединялись в группы, отождествлялись друг с другом. Недаром хетты говорили о «тысяче богов» своей страны, хотя, скорее всего, тысяча – это все же некоторое преувеличение.
Со временем теологи Хаттушши выработали официальный пантеон, ядро которого образовал культ святилища города Аринна, точное местонахождение которого неизвестно. Согласно некоторым текстам, он находился в одном дне пути от Хаттушши (тогда, скорее всего, это современный Аладжахеюк), хотя некоторые исследователи склоняются к отождествлению Арины с ликийской столицей – Ксанфом. В Аринне почиталась солнечная богиня Вурусему. Ее превозносили как «царицу земли Хатти, царицу Неба и Земли, госпожу царей и цариц земли Хатти, направляющую царя и царицу Хатти в их правлении». Она стала небесной покровительницей хеттского государства и монархии; именно к ней царь обращался в первую очередь за помощью в битве и во времена, когда благополучие всего государства оказывалось под угрозой. Согласно официальной теологии, мужем этой богини был хаттский бог грозы, которого иногда именовали «небесным богом грозы». К нему обращались как к «царю Небес, владыке страны Хатти», иногда по имени - Тару. Как и его супруга, он считался богом битвы и тесно связывался с понятием военных судеб государства. Нередко он выступал представителем всей страны в отношениях с другими державами.
В «Нижних землях», к югу от Соленого озера бога грозы почитали под другими именами, а в качестве его супруги здесь фигурировали различные богини. По-видимому, этот район был культовым центром хаттского бога Вурункатти («царь страны»), который в текстах сливается с шумерским богом войны Цабабой.
Одним из самых почитаемых богов страны Хатти был Телипинус. Судя по всему, это - бог земледелия, животворящих сил природы. Его отец, бог грозы, говорит о нем следующее: «Этот сын мой могуч; он боронит и пашет, он орошает поля и взращивает урожаи». В «Мифе о Телипинусе» с исчезновением этого божества вся жизнь на земле замирает, что позволяет отнести его к классу «умирающих и воскресающих богов» — таких, как Адонис, Аттис или Осирис.
В Сариссе и Карахне существовал культ бога, который фигурирует в текстах под эпитетом, означающим «дух-защитник» или «провидение». Он изображается стоящим на олене (своем священном животном) и держащим в руке зайца и сокола. Культ его был очень популярным и, несомненно, восходил к глубокой древности – ритуальные статуэтки оленей встречаются в захоронениях, датируемых еще III тысячелетием до н.э. Иногда и другие божества изображались стоящими на священных животных: льве, леопарде, лошади, баране. Хеттам были известны и зооморфные образы божеств. Так, бог грозы иногда фигурирует в образе быка.
Из всего многообразия хеттских мифов остановимся на четырех наиболее известных.
Согласно «Поэме о царствовании на небесах», изначально царем небес был Алалу. Он восседал на троне, и «могучий Ану, первый среди богов, стоял перед ним, склонялся к его ногам и подавал ему чашу с питьем». Алалу царствовал на небесах девять лет. Затем Ану объявил ему войну и Алалу бежал на землю (т.е. в подземный мир?). Ану же воссел на трон, и отныне «могучий Кумарби» прислуживал ему и склонялся к его ногам. Ану тоже царствовал девять лет, а на девятый год восстал Кумарби. Ану уклонился от битвы и птицей взлетел в небо, но Кумарби схватил его за ногу и стащил вниз. Затем Кумарби откусил Ану гениталии и «рассмеялся от радости». Но Ану «повернулся к нему и сказал: Не радуйся тому, что ты проглотил! Ты сейчас зачал от меня трех могучих богов. Во-первых, ты зачал могучего бога грозы, во-вторых, ты зачал реку Аранцах (Тигр), а в-третьих, ты зачал великого бога Тасмису (горный бог, слуга бога грозы)». И с этими словами Ану взмыл в небеса и исчез из виду. Но «мудрый царь» Кумарби выплюнул то, что было у него во рту, в результате чего этих «грозных богов», родила Земля. Согласно другой версии, три брата вышли из головы Кумарби, и здесь напрашивается параллель с греческой Афиной, появившейся на свет из проломленной головы Зевса. Дальнейший текст сильно испорчен, и разобрать его не представляется возможным, но ясно, что завершается он победой бога грозы над своим родителем.
Исследователи отмечают поразительное сходство мифа с «Теогонией» древнегреческого поэта Гесиода, согласно которой Гея (Земля) породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а от него - целый сонм хтонических титанов: циклопов, бриареев, сторуких и других. Отец ненавидел своих отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносило той все новые страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Гея уговорила своего младшего сына - титана Крона - свергнуть Урана и передала ему серп, которым Крон отсек Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покой матери. Воцарившись, Крон взял в жены свою сестру Рею. Памятуя о судьбе отца, он глотал всех новорожденных детей. В конце концов, Рея сжалилась над младшим Зевсом и подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс также оскопил отца и заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. Вместе с ними он вступил с Кроном и подвластными тому титанами в борьбу за власть над миром, закончившуюся победой младших богов, воцарившихся на Олимпе.
По теогонии греческих орфиков, первыми владыками Вселенной были Эврином и Офиона – змеевидные существа, низринутые вглубь Океана. По другим верованиям, сам Океан был прародителем всех богов. Платон в диалоге «Тимей» тоже перечисляет четыре поколения богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс. Таким образом, греки также знали четыре поколения богов, что полностью соответствует хеттско-хурритской традиции. О четвертичной истории мира повествуют Гесиод и Овидий, выделяя в порядке регресса Золотой, Серебряный, Медный и Железный века. В последнем из них, наиболее порочном, и существует актуальное человечество, поклоняющееся богам - Олимпийцам.
Согласно некоторым источникам, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь, последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем культом Рода и, наконец, - Перуна. По другой классификации, мифологические представления древних славян прошли следующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра, эра Сварога, в течение которой обустраивался мир, эра Дажьбога, и, наконец, «современная» эра Перуна. В обоих случаях на момент сложения этой системы, на земле царствовало все то же четвертое поколение богов во главе с громовержцем.
Из четырех циклов, на которые делится ирландская эпическая литература, первый повествует о мифическом периоде истории Ирландии. Согласно входящим в него сагам, первая волна переселенцев прибыла на остров под предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа. Вторую возглавил Парталон, принявшийся выводить землю из состояния первичного Хаоса. Его подданные погибли от какой-то эпидемии, разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом, продолжили было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего где-то за морем и обладавшего магическими знаниями народа фоморов, часть вынуждена была бежать. Потомки беглецов позже вернулись на остров под именем Фир Болг (третье поколение небожителей). Переселенцы четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Даннан («Племена богини Данну») прилетели на тучах и одержали победу над Фир Болг и фоморами. И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев в координатах ирландской традиции).
Первым властителем скандинавского Космоса был великан Имир, чья волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.
И у хеттов, и греков, и славян, и германцев, и кельтов в мире царствует четвертое поколение богов. Возможно, что четверичное деление круговорота вселенского цикла основывается на простом наблюдении за природой: это четыре времена года, четыре части суток – «микрогода», четыре этапа человеческой жизни, четыре фазы Луны. Не случайно четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна, испытывавшего ощутимое влияние учений языческой античности, – символ исполнения времен.
Но вернемся в Анатолию.
Уже упоминавшийся «Миф о Телепинусе» повествует о том, как этот бог по неизвестной причине вдруг впадает в гнев и уходит, «надев правый башмак на левую ногу, а левый — на правую… Облака пыли заслонили окно, дым окутал дом, угли в очаге задохнулись, боги задыхались, овцы задыхались в овчарне, волы задыхались в хлеву, овца отвергала ягненка, корова отвергала теленка. Ячмень и эммер перестали расти, коровы, овцы и люди перестали зачинать, а те, кто носил плод, не смогли выносить». Увяла листва, луга и ручьи пересохли. Люди и боги начали голодать: «Великий бог Солнца устроил пир и пригласил тысячу богов; они ели, но не насытились, они пили, но не утолили жажду. Тогда бог грозы вспомнил своего сына Телипинуса: Телипинус покинул страну; он разгневался, ушел и забрал с собой все, что есть хорошего». Боги отправились на поиски Телипинуса, но не нашли его. Бог солнца послал орла, наказав ему: «Лети, обыщи высокие горы, обыщи глубокие долины, обыщи темно-синие воды». Но орел вернулся ни с чем: «Я не нашел Телипинуса, могучего бога».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13