Очерк истории Малой Азии. Древность

Своеобразные изделия хаттийских ремесленников, и в первую очередь, культовые предметы, ощутимо повлияли на искусство последующих культур, а изображение солнечного диска, встающего над священными животными, дожило до сего дня, став эмблемой Министерства туризма и культуры современной Турции. Среди археологических находок — серебряные и бронзовые статуэтки животных, золотые кувшины и кубки, каменные и металлические идолы, тела которых имеют форму дисков, покрытых геометрическим орнаментом, а головы нанизаны на длинные тонкие шеи. Иногда попадаются двух- и трехголовые кумиры, а ряде случаев голова вообще заменена парой глаз. Для керамики этой эпохи характерны тщательно обработанные полихромные изделия ручной работы – гончарного круга еще не знали. Сосуды покрыты геометрическим орнаментом черного, красного и белого цветов; иногда на них присутствуют стилизованные изображения птиц. определили основные черты искусства последующих культу

На крайнем северо-западе полуострова, на холме Хисарлык примерно в это же время возникает поселение, известное Гомеру, а через него и нам, как Троя или Илион, заселенное, видимо, выходцами из европейской Фракии (территория современной Болгарии и Македонии). Найденные здесь при раскопках культовые и хозяйственные изделия свидетельствуют о довольно тесных торговых и культурных контактах жителей Троады с населением островов Эгейского моря. Первооткрывателем Трои стал немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман, посвятивший всю жизнь поискам города, в существование которого в конце XIX века мало кто из серьезных ученых верил, считая поэмы Гомера целиком плодом художественного вымысла. Позднейшие раскопки выявили на холме более десятка культурных слоев – люди жили здесь вплоть до римской эпохи. Шлимана же интересовала лишь «гомеровская» Троя, поэтому он уделил внимание только тому слою, который принял за искомый город, по существу уничтожая при раскопках все, что было до и после Елены, Приама, Гектора и Париса. И сейчас легко просматривается широченный раскоп Шлимана, пробороздивший весь холм от вершины до скального основания. Кстати, как позже выяснилось, с датировкой немец ошибся больше чем на тысячу лет и за «свою» Трою (следы пожара, золотые клады – ясно же, что это следы Троянской войны!) принял гораздо более раннее поселение.

Руины Трои, даже с их циклопическими оборонительными стенами, совсем не производят впечатления крупного города, способного на протяжении десяти лет противостоять объединенной греческой армии,  и немало скептиков утверждает, что Хисарлык не может быть «той самой» Троей, вокруг которой и в прямом и в переносном смысле было сломано столько копий. Романтикам от истории, однако, придают уверенности в их правоте результаты не так давно проведенной аэрофотосъемки, выявившей вокруг холма подземные следы многочисленных древних построек. Так что, возможно, что хисарлыкский комплекс – это лишь акрополь, внутренняя крепость, и новые раскопки принесут новые сенсации?


ГЛАВА I

СЫНОВЬЯ СТРАНЫ ХАТТИ


Открытие хеттской цивилизации принято считать величайшим достижением исторической науки прошлого века.

Дело в том, что о хеттах не помнили уже античные греки, и лишь глухие воспоминания об этом народе рассыпаны по песням Илиады и Одиссеи. Гомер рассказывает о неких «кетеях», на последнем этапе войны помогавших троянцам отстоять город от натиска воинства Агамемнона. Причем, перечисляя союзников Трои в многочисленных баталиях, поэт всякий раз на первое место ставит собственно троянцев и лишь для кетеев делает исключение: первыми в списке участников коалиции упоминаются они, а лишь потом – сами жители Трои. «Великий слепец», очевидно, что-то такое слышал о былом величии этого народа…

В Ветхом Завете «хеттеи» фигурируют в числе племен, населявших Палестину во времена, когда сыны Израилевы пришли в «землю обетованную» из Египта. А задолго до этого праотец Авраам приобрел у «сынов Хеттовых» пещеру Махпела близ Хеврона. Хеттеянкой была жена Исава, военачальник Урия, некоторые насельницы гарема Соломона. Последний еще и ввозил коней из Египта и продавал их «царям Хеттейским». В одном эпизоде Библия повествует о том, как сирийские воины, заслышав ржание коней и стук колесниц, решили: «Верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских… И встали, и побежали в сумерки…» И в этом отрывке - несомненное проявление уважения к мощи совершенно неизвестного читателю народа!

В XIX веке из расшифрованных Шампольоном египетских хроник стало известно, что фараоны XVIII-й династии поддерживали отношения с государством, именуемым «Хета». Его царь вместе со своими многочисленными союзниками сражался против самого Рамзеса Великого у стен Кадеша на реке Оронт (теперь она называется Эль-Аси) в битве, которую подробно описал египетский хронист; а позднее заключил с фараоном договор, текст которого высечен на стенах Карнакского храма. Со времен Тиглатпаласара I (ок. 1100 года до н.э.) ассирийцы называли Сирию не иначе как «страной Хатти».

«Открытие» хеттов свершилось за письменным столом. В 1876 году крупнейший британский специалист по Древнему Востоку Арчибальд Генри Сейс зачитывает на заседании Общества библейской археологии доклад, в котором эмпирически предлагает считать хеттскими недавно обнаруженные надписи на базальтовых блоках из Хамы (древний Хамат) и Алеппо (древний Халеб), выполненные странными иероглифами, отдаленно напоминающими египетские. Впоследствии он расширил свод гипотетических хеттских памятников за счет целого ряда надписей и барельефов, найденных в различных, иногда весьма удаленных друг от друга районах Малой Азии и Сирии. Через четыре года тот же Сейс уверенно заявляет: вся горная страна, раскинувшаяся к северу от Месопотамии, в древности была населена хеттами.

В разных странах Европы пробуждается интерес к хеттской проблематике: вопрос «Кто такие хетты?» в те годы был столь же популярен как совсем недавно вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?». Археологические экспедиции наведываются в Турцию все чаще. Тем временем история хеттов во многом проясняется благодаря архиву документов, обнаруженному в 1887 году в Телль-эль-Амарне. Найденные здесь глиняные таблички с клинописными текстами, составленными преимущественно на хорошо известном к тому моменту ученым аккадском языке, содержали, среди прочего, переписку египетских фараонов с их зарубежными «визави». Помимо упоминаний о царе Хатти и донесений о передвижениях его войск, в архиве хранилось письмо от хеттского владыки Суппилулиумаса, в котором последний поздравлял фараона Эхнатона с восшествием на египетский престол. В 1900 году уже издан обширный свод хеттских надписей, включавший тексты, скопированные с девяноста шести памятников и множества оттисков печатей.

В 1906 году на окраине турецкой деревушки Богазкей (сейчас – Богазкале) Гуго Винклер выудил неожиданно богатый «улов». Причем, на раскоп немецкий филолог даже не ходил (в археологии он все равно ничего не смыслил), а просто сидел в палатке и взахлеб читал клинописные глиняные таблички, которые ему корзинами несли рабочие. Из земли был извлечен архив хеттских царей, насчитывавший около 10 тысяч документов. Уже в ходе предварительного исследования текстов стало ясно, что на месте раскопок располагалась некогда столица страны Хатти. Часть табличек содержала записи все на том же аккадском, игравшем на Древнем Востоке роль языка международного общения, но большинство документов было написано той же клинописью, но на неизвестном языке, то есть поддавалось огласовке, но не прочтению.

С началом первой мировой войны, в которой Турция приняла активное участие, раскопки были приостановлены, да и ученые враждующих сторон были вынуждены прервать отношения со своими коллегами.

И вдруг в 1915 году офицер австро-венгерской артиллерии (по необходимости) и специалист по Древнему Востоку (по образованию и призванию) чех Бедржих Грозный публикует ни много, ни мало, а очерк грамматики этого неизвестного языка (тогда его называли арцавским), в котором доказывает, что по структуре этот язык является индоевропейским! Сенсационность открытия состояла в том, что на протяжении многих тысячелетий на Ближнем Востоке безраздельно господствовали семитские и хамитские народы – языки Египта, Аккада, Ассирии, Финикии, Палестины принадлежат именно к этой группе. А в расшифрованных Грозным текстах встречаются такие слова как непис (небеса), ватар (вода), тати (отец, тятя), пата (нога, пята), виана (вино), тва (два), три (три), ти (ты). Расшифровку языка, названного впоследствии хеттским, вскоре окончательно завершили Ф.Зоммер, Й.Фридрих, Э.Стертевант, последний составил к тому же первую его подробную грамматику. Хеттская иероглифика не устояла под напором немцев Х.Т.Боссерта и Ф.Штайнхерра. Работы этих ученых позволили современным хеттологам адекватно и без купюр интерпретировать тексты любого содержания.

На каких же языках говорили в государстве хеттов? Помимо хаттского, использовавшегося в основном в религиозных церемониях, в центральной и северной Анатолии был распространен язык, называемый в науке хеттским или неситским. Всего найдено около 20 000 клинописных табличек, составленных в XVIII – XIII веках до н.э. на северном варианте староаккадской клинописи. На юго-западе и юге полуострова говорили на родственном неситскому лувийском языке (порядка 200 табличек XIV-XIII веков до н.э.), распадавшемся на несколько диалектов. Одним из них является так называемый «лувийский иероглифический» (XVI-VIII века до н.э.), распространенный на юге Анатолии и впоследствии – в Северной Сирии. Писали на нем с помощью оригинальной, местной иероглифики. Малое количество древних надписей (большинство их относится к периоду младохеттских княжеств, о которых речь впереди) объясняется, вероятно тем, что основным материалом для письма в тот период служили недолговечные деревянные пластинки, которые до нас просто не дошли – собственно «писец» по-лувийски – «писец по дереву».

«Научное наступление» на хеттов продолжалось.

После войны швейцарец Эмиль Форрер приступил к реконструкции истории страны Хатти. Ему удалось собрать и опубликовать почти все исторические тексты, относящиеся к ее начальному периоду – так называемой эпохе Древнего царства, а также восстановить полный список всех правителей вплоть до гибели Империи в XIII веке до н.э. А первая по-настоящему документированная и систематизированная работа по хеттской цивилизации вышла из-под пера А.Гетце в 1933 году. Его труд лег в основу многих более поздних хеттологических исследований.

Что известно о хеттах сегодня?

Область их первоначального расселения на полуострове ограничена излучиной среднего течения Галиса (хетты называли его Марассанда) и равнинами к югу от Соленого озера. Именно сюда в начале второго тысячелетия до н.э. проникают индоевропейские племена неситов, постепенно подчиняя местное население и образуя здесь свои государства. Впоследствии им удалось консолидировать народы Анатолии и создать одну из величайших империй древности, соперничавшую с Египтом, Вавилонией и Ассирией за гегемонию на Ближнем Востоке и контролировавшую большую часть Малой Азии, север Сирии и Месопотамии. Как попали неситы со своей предполагаемой прародины в Северном Причерноморье в Анатолию, неизвестно. Часть ученых отдает предпочтение западному (балканскому), часть - восточному (кавказскому) пути. В любом случае маршрут переселения проходил вдоль морского побережья - священные гимны прославляют Солнце, встающее из-за моря - картину, которую невозможно наблюдать в Анатолии, ограниченной с востока горными хребтами.

За перевалами Тавра, на юго-востоке полуострова сложилось государство Киццуватна, населенное в основном лувийцами – ближайшими родственниками неситов. Этот же народ, судя по всему, составлял большинство населения Арцавы – мощного государственного образования на западе или, скорее, юго-западе полуострова. Столицей Арцавы был город Апаса, в котором современные исследователи угадывают позднейший греческий Эфес. На Эгейском побережье возник ряд небольших государств со смешанным населением, значительную часть которого составляли переселившиеся с Балкан фракийцы. Местный субстрат в них был, видимо, представлен полулегендарными лелегами и пеласгами, которых, по свидетельству Геродота, еще застали в этих краях греки. Саму Грецию, населенную в то время преимущественно ахейскими племенами, хетты называли Аххиявой и признавали в качестве одной из мировых держав. Где-то на севере (возможно, на месте позднейшей Пафлагонии и Вифинии) сложилось государство Пала, населенное родственными неситам племенами палайцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты