Очерк истории Малой Азии. Древность

Расцвет Фригии приходится на VII век до н.э.: в это время ее цари контролировали практически всю Анатолию, вплоть до отрогов Тавра. Своим усилением страна во многом обязана узурпатору трона Гордию, сыну простого крестьянина, превратившего Фригию в мощную державу и основавшего новую столицу, названную впоследствии в его честь Гордионом. Повозку, на которой ставший царем крестьянский сын прибыл в столицу, он привязал за дышло замысловатым узлом к колонне в одном из храмов города, следую указанию Дельфийской пифии. Предсказательница изрекла, что человек, распутавший узел, станет владыкой всей Азии. Попыток было предпринято немало, но все неудачны. Через много лет в Гордион пришел Александр Македонский. Молодой царь попытался было распутать узел, и тоже в этом деле не преуспел. Тогда известный вспышками безудержного гнева Александр выхватил меч и просто перерубил сложные сплетения канатов, продемонстрировав несколько нецивилизованный, но простой и действенный способ решения головоломок любой степени сложности.

Гордион, окруженный величественными погребальными курганами царей и знати, по-видимому, не имел оборонительных стен, всецело полагаясь на мощь сухопутной армии (фортификационные сооружения, которые сейчас раскапывают археологи, относятся к гораздо более позднему периоду). Армии этой под командованием сына Гордия, Мидаса (многие исследователи считают, что оба имени – лишь титулы: очень уж много Гордиев и Мидасов встречается среди членов правящей династии) удалось преодолеть Тавр и завоевать Киликию, что сильно не понравилось Ассирии, также претендовавшей на этот благодатный край. Фригийскому царю пришлось срочно искать союзников, и нашел он их в лице традиционных соперников Ассирии – урартов. Последовало столкновение коалиции с ассирийцами, закрепившее status quo, сложившийся на востоке полуострова, но про Киликию фригийцам пришлось забыть.

С конца VIII в. конные отряды народа «гамирра» (киммерийцев) начинают тревожить северные границы Урарту. К началу следующего столетия киммерийцы уступают гегемонию в родных Причерноморских степях своим родственникам – ираноязычным скифам. Часть их оттеснена к Карпатам, часть в поисках жизненного пространства откатывается в Анатолию, и грабительские набеги сменяются планомерным завоеванием территории. В союзе с недавними противниками – урартами киммерийская конница громит Фригийское царство (676 год до н.э.) и Мидасу остается только совершить самоубийство, выпив чашу с бычьей кровью. Кочевники продвигаются все дальше на запад полуострова, а Фригия вступает в период затяжного упадка, из которого выйти ей уже не удалось.

В результате лидийского завоевания Фригия оказывается на положении скорее вассала, чем подвластной территории. Некоторой автономией она пользовалась и при персидских царях. Окончательно добили некогда могущественное царство в III веке до н.э. галаты (кельты), оттесненные сюда после поражения, нанесенного им Пергамом. Кстати, именно этой победе посвящен знаменитый Пергамский алтарь, на стенах которого галаты уподоблены гигантам, а победители, ни много, ни мало, - олимпийским богам. Сильным государством Галатия не стала, но регулярно поставляла наемников для бесконечных войн, которые вели между собой правители окрестных территорий.

В памяти античных греков Фригия осталась великой и загадочной страной. Фригийцы разработали мистическую религиозную систему, в центре которой - образы Кибелы и Аттиса – ее любовника и (часто) сына, умирающего и воскресающего бога. Кибела (хеттская Хепат?), центр поклонения которой находился в городе Пессинусе неподалеку от Гордиона, почиталась в качестве прародительницы богов и вообще всего сущего. Культ ее надолго пережил Фригийское царство, проникнув в Грецию и Рим, где ее стали именовать «Великой матерью горы Ида», не осмеливаясь называть по имени. Изображалась Кибела стоящей на колеснице, влекомой двумя львами или фланкированной ими (как не вспомнить богиню-мать Чаталхеюка, с леопардами по бокам от трона!). Иногда львы стояли на задних лапах, возложив передние богине на плечи.

Центральный миф фригийской религии повествует о том, что Аттис изменил Кибеле со смертной женщиной (в некоторых вариантах – дочерью Мидаса) и совершенно забыл свою божественную пассию. Увидев богиню в числе гостей на своей свадьбе и вспомнив ее, в припадке безумия Аттис оскопил себя. Кибела, пытаясь спасти непутевого любовника, превратила его в сосну, чья смола ассоциировалась во Фригии с кровью Аттиса. Во многом этот сюжет перекликается с греческим мифом о трагической любви Афродиты и Адониса.

Главные ритуалы культа Кибелы в Писсинусе проходили 22 марта – в день весеннего равноденствия. Ее почитатели устраивали оргиастические обряды, заканчивавшиеся самооскоплением некоторых участников, впадавших в вакхический транс. Отрезанные фаллосы приносились в жертву богине и зарывались в землю, «оплодотворяя» ее и обеспечивая будущий урожай. В 205 году до н.э., во время войны с Ганнибалом, проходившей отнюдь не по римскому сценарию, олицетворявший богиню метеорит перевезли из Писсинуса в Рим. Карфагенская армия, стоявшая чуть не у стен «Вечного города», непонятно почему отступила. Вскоре после этого римский полководец Сципион перенес боевые действия в Африку, к границам Карфагена и разбил последовавшего за ним Ганнибала, получив от сената почетное прозвище «Африканский».

В Каппадокии, Киликии и Понте Кибела звалась Ма («мать»). Помимо фертильности, она была здесь еще и богиней войны (ставшей в Риме Беллоной легионеров, которые принесли сюда ее культ). Ее почитатели во время обрядов наносили себе раны, а затем пили кровь, текущую из них.

Фригийская музыка оказала значительное влияние на формирование греческой музыкальной традиции. Из греческих мифов нам известно о музыкальных состязаниях, на которых самому Аполлону приходилось принимать вызов то фригийского сатира Марсия, то пастушьего бога Пана. С побежденного Марсия сын Зевса заживо содрал кожу, а фригийскому царю Мидасу, присудившему победу во втором музыкальном конкурсе сопернику, вытянул уши, превратив их в ослиные. Что ж, древнейшие короны, найденные в этих местах, сильно напоминают кожу, снятую с головы осла - весьма уважаемого тогда животного. А греки потом просто все подзабыли и перепутали… Мидас известен еще и тем, что получил от Диониса «золотой дар» - способность обращать в золото все, к чему он прикоснется. Возрадовался сначала царь, ну а потом опечалился: в золото превращалась и пища, которую он пытался съесть, и вино, которое пытался выпить. В конце концов, несчастный Мидас, забывшись, взял за руку свою дочь! Взмолился царь великому Дионису: Забери свой дар обратно. Сжалился великий бог и повелел смертному омыться в реке Пактол. Дар-проклятие исчез, а воды Пактола стали златоносными, заложив основу богатства фригийских, а затем и лидийских царей.

Выйдя к берегам Евфрата, мушку обнаружили здесь родственные хурритам урартские племена, занимавшие бассейн озера Ван и создавшие незадолго до этого известный по ассирийским хроникам племенной союз Уруатри (Урарту, отсюда – название горы Арарат). Закалившись в войнах с Ассирией, к IX веку до н.э. этот союз превратился в централизованное государство Биайнели со столицей в Тушпе, лежавшей на восточном берегу Вана. В исторической литературе, однако, для его обозначения принято употреблять более раннее название: Урарту. Южнее, в долине реки Верхняя Заба сложилось еще одно родственное государство – Муцацир со столицей в Ардини, где находилась общеурартская святыня – храм бога Халди.

Пика своего могущества Урарту достигло при царе Аргишти I (середина VIII века до н.э.), который завоевал хеттское княжество Мелида и основал крепость Эрибуни (современный Ереван). Его преемник попытался прибрать к рукам Северную Сирию, но не рассчитал сил и был разбит ассирийцами. Второй подъем Урарту приходится на годы правления Руссы I (753-713 гг. до н.э.), чьи войска вышли к Средиземному морю и смогли отразить натиск и Ассирии, и киммерийцев. Попытка отбить у ассирийского царя Муцацир привела к ответному удару и разгрому урартской армии. Руса покончил с собой. Впоследствии Урарту вынуждено было ограничиться ведением лишь оборонительных войн. Нашествие скифов в 640 году до н.э. привело к новому ослаблению страны и подчинению ее Ассирии, а через полвека территория некогда могущественного царства была аннексирована Мидией. Однако в отдаленных горных районах урартский язык просуществовал до ХI века уже нашей эры, когда мало кто помнил и об Ассирии, и о Мидии!

Урарту – типично военная держава, существовавшая ради военных походов и благодаря им. Большая часть пленников умерщвлялась, т.к. неразвитая экономика не позволяла сколько-нибудь широко использовать их труд. В состав государства входил ряд полунезависимых царств и племен, управлявшихся местными династиями. В искусстве, в большинстве случаев копировавшем ассирийские образцы, ярко выражена тяга к пышности и декоративности, перенятая у врагов-учителей ассирийцев, а в религии преобладали общехурритские черты. Царь богов носил имя Халди. Однако главная роль в мифологии принадлежит не ему, а богу неба и бури Тейшубу (хетто-хурритский Тешшуб) и его супруге Хубе (Хепат).

В первой половине I тысячелетия до н.э., в результате слияния урартов с фригийским племенем арменов, сложилась древнеармянская народность. Самоназвание «хай» современные армяне унаследовали, похоже, от восточных соседей хеттов – жителей царства Хайаса.

Киликия – обширная и плодородная область на юго-востоке Малой Азии, примыкающая к Сирии. В ассирийских хрониках начала II тыс. до н.э. этот район носит название Хилакку или Кува. В силу своего пограничного положения и благодатных условий для развития земледелия Киликия редко добивалась политической самостоятельности и традиционно играла роль буферного района между крупными государствами, оказываясь под властью своих более мощных соседей. Во втором тысячелетии до нашей эры восточная, равнинная часть Киликии входила в состав Киццуватны, а западная, гористая – в состав Арцавы. Впоследствии оба эти государства были присоединены к Хеттской империи. Позднее здесь сложилось одно из младохеттских княжеств – Куели, разделившее судьбу остальных осколков Империи и в VIII в. завоеванное Ассирией. Опустошительные нашествия кочевников - киммерийцев и скифов - в VII веке до н.э. ослабили Урарту и Фригию и привели к возникновению политического вакуума на полуострове. Воспользовавшись ситуацией, киликийский правитель провозгласил себя царем, и на какое-то время большая часть области была объединена в рамках Киликийского царства с центром в городе Тарс (он сохранил свое название до сего дня). Подлинная независимость продлилась недолго: Киликия вошла в состав Персидской империи, хотя и сохраняла определенную политическую и экономическую самостоятельность.

Памфилией именовалась довольная узкая полоса побережья на запад от Киликии. Было ли это местное название или греческое («пан филос» переводится с греческого как «все племена»), неизвестно. Язык, на котором разговаривали жители этой области, по сведениям античных авторов, был схож с греческим - первые греки пришли сюда в VII веке до н.э. с острова Родос. Хеттские хроники упоминают расположенный в Памфилии город Иствидиус (античный Аспендос?), который, вероятно, и являлся столицей возникшего здесь младохеттского княжества Тархунтасса, в названии которого слышится имя бога Тархунда.

Древнейшие свидетельства материальной культуры ликийцев, занимавших юго-западную гористую оконечность полуострова, относятся к VIII веку до н.э. Однако название Лукка было известно хеттам и египтянам еще с середины II тысячелетия до н.э. – местные отряды в битве при Кадеше сражались на стороне Муваталлиса. Столицей области был город Ксанф, богиню – покровительницу которого ликийцы несколько напыщенно именовали «матерью этого священного места». В античные времена, с распространением греческой культуры, святилище стало центром поклонения богине Лето, матери Аполлона и Артемиды. И в Лето, и в Артемиде, и в более ранней безымянной владычице ликийцев без труда просматриваются черты древней анатолийской богини-матери. О значимости женского начала в общественной жизни ликийцев свидетельствует, например, тот факт, что родство они прослеживали по материнской линии, а не по отцовской, как все прочие народы Восточного Средиземноморья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты