Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет -юридический
Специальность -юриспруденция
Кафедра -теории и истории государства и права
Сущность и особенности
институтов преступления и наказания
в мусульманском праве
Дипломная работа
студентки 5 курса
дневной формы обучения
Хуснуллиной Гульназ Шавкатовны
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Финогентова Ольга Евгеньевна
Допускается к защите
Зав. кафедрой
_________________
«___»_______2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................................................3
Глава I. Преступление и его виды в мусульманском праве............................................6
1.1. Понятие преступления. Классификация преступлений....................................6
1.2. Преступления против Аллаха............................................................................13
1.3. Преступления против отдельных лиц...............................................................25
1.4. Правонарушения категории тазир....................................................................29
Глава II. Наказание в шариате.........................................................................................33
2.1. Наказание хадд..................................................................................................33
2.2. Возмездие однородным действием (кисас) и плата цены
за «пролитую кровь» (диа).................................................................................45
2.3. Наказание за правонарушения категории тазир.............................................53
Глава III. Влияние мусульманского права на формирование
институтов преступления и наказания в уголовном законодательстве
мусульманских стран..................................................................................................59
3.1. Эволюция уголовного законодательства мусульманских стран....................59
3.2. Анализ современного уголовного права мусульманских стран.....................63
Заключение.......................................................................................................................73
Список используемой литературы..................................................................................75
ВВЕДЕНИЕ
События последнего времени все чаще и чаще заставляют возвращаться к вопросу о мусульманском праве, точнее – о содержании мусульманского уголовного права, с точки зрения того, насколько оно соответствует современному этапу развития мировой цивилизации и есть ли у него перспективы дальнейшего развития.
В частности, все большее распространение «шариатских судов», что само по себе является шокирующим по своей феодальной жестокости актом, заставляет обратить внимание на мусульманское право (шариат), его теорию и практику.
Кроме того, в последние годы заметно возросло влияние ислама на общественное развитие ряда стран зарубежного Востока. Важная роль при этом отводится именно уголовному праву, которое призвано способствовать утверждению «мусульманского образа жизни». В этих условиях рассмотрение теоретических основ мусульманского уголовного права, содержанием которого являются институты преступления и наказания, а также его влияния на современное правовое и политическое развитие указанных стран становится особенно актуальным. Именно в связи с таким явлением, как исламский фундаментализм, приобретший в конце XX века особое, можно сказать, мировое значение данная тема приобретает в настоящее время особую актуальность. Фундаменталисты как раз и ставят своей целью полное возрождение мусульманского права с тем, чтобы оно совпало с правом мусульманских стран.
Мусульманское уголовное право для человека, воспитанного в европейской правовой традиции представляет особый интерес еще и вследствие значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами: романо-германской и англо-саксонской.
Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право вообще, и мусульманское уголовное право в частности, заключается в его религиозной природе. Мусульманское право – религиозная правовая система, основанная на исламе. Без понимания этого невозможно понять такие институты мусульманского уголовного права как преступление и наказание. Таким образом, необходимо, изучив особенности вышеназванных институтов, раскрыть их сущность, главное, выявить какова взаимосвязь мусульманской религии и этих правовых институтов. Но, следует отметить, что мусульманское уголовное право и уголовное право мусульманских стран – это не одно и то же, что четко подчеркивает Р.Давид в своей работе «Основные правовые системы современности»[1]. Основное отличие современного права мусульманских стран от классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) было облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов. Поэтому необходимо выяснить насколько сильно влияние мусульманского уголовного права на формирование институтов преступления и наказания в уголовном законодательстве мусульманских стран.
Актуальность исследования вышеназванных институтов мусульманского уголовного права определяется еще и тем, что в системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовном праве, и уголовно-правовые нормы «разбросаны» среди других частей мусульманского права. Кроме того, в нашей литературе до настоящего времени, к сожалению, нет специальных работ, которые могли бы явиться учебными пособиями по этим вопросам. В юридической литературе имеются лишь исследования, в которых затрагиваются отдельные аспекты истории и теории мусульманского права, дается характеристика его отдельных отраслей и их институтов. В частности, этим вопросам специально посвящены труды буржуазных правоведов: прежде всего Р.Давида, Р.Шарля, А. Массэ, дореволюционных востоковедов: Н. Торнау, Р.Дареста, советских востоковедов: Л.И. Климовича, И.П. Петрушевского, Г.М. Керимова, М.И. Садагдара, Л.Р. Сюкияйнена и многих других, которые, несомненно, содержат ценные материалы по проблемам шариата. Тем не менее проблематика мусульманского уголовного права и его основных институтов: преступления и наказания, остается недостаточно разработанной в российском правоведении. В частности, слабой стороной имеющихся исследований является то, что в них часто не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским уголовным правом – системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально-политических сил. Другой часто встречающийся недостаток состоит в том, что многие ключевые проблемы институтов преступления и наказания рассматриваются сквозь призму концепций мусульманских юристов, а не на основе положений общей теории права.
Очевидно, что такой методологический подход создает препятствия для объективного анализа вышеназванных институтов. По всем этим причинам интерес к изучению мусульманского уголовного права сохраняется и надолго сохранится и с точки зрения международного, и сравнительного права.
Таким образом, настоящая работа посвящена рассмотрению основных институтов мусульманского уголовного права: преступления и наказания, а также его влияния на уголовное законодательство мусульманских стран в том виде, в котором они разработаны мусульманско-правовой доктриной, так и в форме действующих в настоящее время юридических норм. Большое внимание уделяется рассмотрению характерных черт механизма действия мусульманского уголовного права.
Глава I. Преступление и его виды в мусульманском праве.
1.1. Понятие преступления. Классификация преступлений.
Мусульманское право не создало строго законченной системы уголовного права. В нем, поскольку оно основано на принципах религии, смешиваются понятия уголовного преступления и греха. Таким образом, понятие преступления в мусульманском праве носит религиозный характер. Четкой границы между собственно религиозными проступками (грехами), с одной стороны, и преступлениями, с другой стороны, в мусульманском уголовном праве не было. Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом как, нарушение «границ Аллаха» (худуд Аллах)[2]. Своеобразное определение преступления объясняется многими востоковедами, в частности Уильямом Монтгомери Уоттом и Пьером Какиа, тем, что оно основано на шариате: «мусульманской концепции права, которая во многом отличается от каких-либо других»[3]. Шариат является орудием вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих. Отмечая именно эту сторону ислама, советский исламовед И.Петрушевский пишет: «Влияние религии на общественную жизнь, даже на быт, в мусульманских странах было значительно сильнее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и церкви и где законы издавались светской властью»[4].
В Коране указано, что есть «устав божий», который нельзя нарушать[5], и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально-правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит к доисламским нормам и установлениям. По мнению Г.М. Керимова «мусульманское право насквозь пронизано законами, господствовавшими в предшествующую историческую эпоху и теперь оказавшимися подогнанными под «устав божий» Мухаммеда»[6].
Мусульманские юристы, разрабатывая теорию правонарушений, исходили из двух основополагающих философско-богословских начал. Прежде всего они считали, что все поступки и даже мысли людей так или иначе предопределяются волей Аллаха. Однако, по
мнению представителей большинства мусульманско-правовых школ, «установленные «божественным откровением» рамки достаточно гибки, чтобы позволять человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения, поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности его правовых принципов и норм, на защиту пяти основных ценностей – религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности»[7]. Другим принципиально важным моментом является, как было упомянуто ранее, рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских ученых-юристов, «любое неправомерное в юридическом смысле поведение не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару»[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17