Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

Все сказанное вовсе не означает, что какие-то группы лиц в принципе были освобождены от телесных наказаний. Известно, что им подвергались чиновники весьма высоких рангов. По этой версии, сам Абу Ханифа был заточен в тюрьму и бит плетьми за неподчинение халифскому приказу[182]. Это вызвало возмущение как частный случай, но не как общее положение. Таким образом, отмечается различный подход к представителям средних и высших слоев общества и его низов.

Человеку современной правовой культуры, который придерживается гуманистических принципов, трудно представить, что сегодня, в конце XX века, могут приниматься акты, предусматривающие в качестве видов наказания забивание камнями (!), отсечение рук и ног, бичевание. Тем не менее, как можно будет заметить в дальнейшем, имеются данные о продолжении подобной практики в мусульманских странах даже в 80-х гг. нашего столетия.

Мусульманские идеологи пытаются убедить массы верующих и государственные власти в том, что шариатские меры наказания могут быть более эффективными в борьбе с преступностью, безнравственностью, чем светские законы. Так, например, ректор мусульманского университета аль-Азхар откровенно утверждал: «Даже если мы отрубим руку только одному вору, воровство исчезнет совершенно[183].

Конечно, исламские нормы, запреты на монашество, наркоманию, употребление алкогольных напитков, пропаганду порнографии, поп-музыки, демонстрацию сексуальных фильмов, борьба с преступностью носят позитивных характер и могут быть использованы для улучшения нравственного климата и дисциплины в обществе. Вместе с тем нельзя забывать, что эти нормы, запреты, установки являются, по существу, общечеловеческими, общеморальными   принципами,   а  не   только   нормами,   связанными     с      исламскими

традициями. В то же время нельзя с одобрением относиться к таким формам наказания, проповедуемым исламом за противоправные деяния, как отрубание рук за воровство или забрасывание камнями за прелюбодеяние. Вместе с тем апологеты ислама, абсолютизма возможности методов борьбы с негативными явлениями в обществе по законам шариата, утверждают, что игнорирование мусульманских принципов, неиспользование традиций


ислама способны, мол, парализовать общественную жизнь.

Подводя итоги, можно сказать, что мусульманское уголовное право существовало, с одной стороны, в виде изощренных теоретических спекулятивных построений, а с другой - в виде упрощенной практической деятельности. Основным методом регулирования и воздействия права на народ были наказания, в основном телесные, которым в принципе мог быть подвергнут каждый мусульманин без каких-либо сословных изъятий. Это освящено словами Мухаммеда: «С помощью наказания делается добро для жителей земли»[184]. Широко использовалась смертная казнь, в том числе и квалифицированные ее виды.

























Глава III. Влияние мусульманского права на формирование институтов преступления и наказания в уголовном законодательстве мусульманских стран.


3.1. Эволюция уголовного законодательства мусульманских стран.


Ведущим источником, устанавливающим систему наказаний за правонарушения и регулировавшим порядок их применения в мусульманских странах, до конца XVв. выступало мусульманское право в форме доктрины – выводов крупнейших представителей основных толков. Причем, как отмечает Л.Р. Сюкияйнен, «все выводы одной школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признавались в равной степени действительными, хотя и могли противоречить друг другу»[185]. Прямая отмена пережиточных норм, пусть даже не соответствующих новым общественным потребностям, теоретически не допускалась в рамках мусульманского права как религиозно-правовой системы. Все положения данного толка были обязательны для судей и муфтиев, задача которых заключалась в выборе нужной нормы, исходя из «условий, места и времени».

После того, как образовалась Османская империя, расширяющаяся законодательная практика правителей стала оказывать заметное виляние на эту отрасль права. Дело в том, что мусульманская государоственно-правовая доктрина, признавая пробельность основных источников мусульманского права, допускала введение новых правовых норм в порядке так называемой правовой политики. Это было законодательство, которое принимал правитель по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной. Одновременно была разработана теория, обосновывающая возможность изменения норм фикха «с изменением времени, условий и места».

Реализация этих концепций по практике означала, что глава османского государства и даже наместники издавали нормативные акты, которые не только дополняли, но порой и существенно корректировали выводы муужтахидов. Речь шла, прежде всего, с законодательстве в области регулирования административных отношений, которые не получили достаточного закрепления в основополагающих источниках мусульманского права и трудах юристов. Вместе с тем вводились в действие и акты, затрагивающие систему уголовных санкций, достаточно подробно разработанную муджтахидами. Этому в немалой степени способствовала сама теория мусульманского уголовного права, которая пришла к выводу, что за исключением преступлений категорий хадд и кисас санкции на все иные правонарушения может устанавливать правитель, и в этом случае такие нормы считаются обязательными для судей. На деле, однако, принимаемые Османскими правителями законодательные акты касались всех видов наказания, в т.ч. и тех, которые теория мусульманского права рассматривала в качестве неизменных.

Нормативно-правовые акты по уголовным вопросам издавались практически при всех османских султанах, но лишь Мехмед Фатих (1451-1481) систематизировал их и ввел в действие в виде двух свободных законов – канун-наме, причем второй из них содержал обширный раздел об уголовных наказаниях. Однако наибольшую известность приобрела законодательная деятельность Селима I (1512-1520) и особенно Сулеймана Законодателя (1520-1566), во время правления которого был составлен неофициальный сборник фетв по различным отраслям мусульманского права и подготовлен к изданию знаменитый сборник султанских указов. В XVI-XVIIвв. Подобная практика продолжалась и при других османских правителям, вводивших в действие многочисленные законы, которые нередко противоречили классическим выводам мусульманского уголовного права.[186] Позднее практика издания правителями канун-наме заметно сократилась, а султан Мустафа II (1695-1703) даже издал указ о том, что все суды должны применять только закрепленные шариатом меры уголовного наказания[187].

Серьезные изменения, связанные прежде всего с тем, что в правовых системах наиболее развитых мусульманских стран оно постепенно уступило ведущее место законодательству, основанному на западноевропейских образцах произошли в положении мусульманского права, начиная со второй половины XIX вв.. К этому свелись, например, реформы в области правовой надстройки Османской империи, которые были объективно обусловлены, с одной стороны, развитием капиталистических отношений, предоставлением определенных экономических и политических прав местной буржуазии, а с другой – экспансией и укреплением позиций западноевропейских держав на социальное развитие стран, входивших в состав империи. Феодальное по своей сущности и неопределенное, архаичное по форме мусульманское право в этих условиях оказалось более не в состоянии отвечать потребностям регулирования широкого круга общественных отношений и уступило ведущее позиции буржуазной правовой форме, сохранив свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса.

В 1839 г. султаном был принят специальный манифест – Гюльханейский хатт – и шериф, который предусматривал проведение серьезной реформы правовой и судебной систем империи, чем было положено начало этому процессу. Он, в частности, провозглашал равенство всех подданых перед законом, независимо от их вероисповедания и предусматривал отказ от привлечения к суду без предварительного расследования и от конфискации имущества осужденных преступников.[188]

В целом намеченные реформы были нацелены на удовлетворение части интересов нарождающейся местной буржуазии и европейского торгового капитала, активно укреплявшего свои позиции в экономике империи. Это, в свою очередь, требовало принятия целого ряда правовых актов, ориентирующихся на буржуазные образцы. В частности, в 1840г. был издан Уголовный кодекс, взявший за основу французского законодательство. С этого времени все уголовные дела были официально переданы из ведения кади специальным судам.

В указанный кодекс в дальнейшем неоднократно вносились изменения и дополнения. Его действие распространялось почти на все входившие в состав Османской империи арабские страны. Однако с распадом империи, после поражения Турции в первой мировой войне, в некоторых из них было принято новой уголовное законодательство, также основанное на европейских моделях. Примером может служить так называемый Багдадский уголовный кодекс, введенный английскими оккупационными властями в Ираке в 1918г. (вступил в силу 1 января 1919г) и действовавший до принятия нового уголовного кодекса Ирака в 1969г.

Следует отметить известное своеобразие правовой реформы Египта, который хотя формально и входил в состав Османской империи, но с начала XIXв. Пользовался фактической автономией в вопросах внутреннего управления и законодательства. Поэтому на него не распространялось действие указанного выше уголовного кодекса. Однако предпринятая здесь перестройка уголовного права во многом совпадала с тем, что происходило в соседних арабских странах.

Так, в 1855г. вступил в силу первый египетский уголовный кодекс и начали действовать специальные уголовные суды. Однако наиболее серьезные изменения в этой области произошли в 1875г., когда были изданы уголовный и уголовно-процессуальный кодексы для смешанных судов, составленные на основе европейских правовых моделей. В 1883г. были приняты почти текстуально совпадающие с данными кодексами и для так называемых национальных судов. Некоторое влияние мусульманского права при рассмотрении уголовных дел здесь продолжается сохраняться и после этого: ни одна статья уголовных законов не должна была умалять прав и привилегий граждан, предусмотренных мусульманским правом. В частности, формально сохранялось право на выкуп за кровь и смертной приговор мусульманину мог быть приведен в исполнение лишь после консультации с верховным муфтием страны. Вместе с тем, конкретные нормы мусульманского права об ответственности за определенные преступления перестали применяться.[189] В настоящее время в Египте действует законодательство и практически не испытывает влияния мусульманского права.

Таким образом, к середине XXв. в наиболее развитых арабских странах было принято уголовное законодательство, которое ориентировалось на буржуазные образцы и заменило мусульманское уголовное право в качестве основного источника при решении уголовных дел. Аналогичная оценка может быть дана и правовой системе Ирана, где сфера действия мусульманского уголовного права была практически сведена на нет в результате проведенных в 20-30е годы нашего столетия серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии уголовного кодекса 1926г..[190] Этот закон заимствовал основные положения французского уголовного законодательства. Правда, он в принципе допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Но на практике при решении уголовных дел, до создания исламской республики в 1979г. предпочтение отдавалось нормам кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты