Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

Таким образом, классификация преступлений в мусульманском уголовном праве довольно проста, и в ее основе во многих юридических материалах лежат мера и характер наказания. Многие западные исследователи мусульманского права придерживаются именно этой классификации.


1.2. Преступления против Аллаха.


Преступления против Аллаха являются самыми тяжкими среди всех остальных, предусмотренных мусульманским правом. Большинство современных исследователей мусульманского уголовного права под этой группой преступлений понимают те деяния, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины («права Аллаха») и, во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой «правоведных» халифов[23]. Однако мусульманские ученые-юристы не единодушны в том, какие конкретно правонарушения должны быть включены в данную категорию преступлений. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний – измена исламу, бунт, разбой, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и недоказанное обвинение  в прелюбодеянии. Однако Ибрахим Дасуки аш-Шахави, например, исключает из этого перечня бунт, а Атийа Мустафа Машрафа, кроме того, - и измену исламу. По мнению Мухамеда Саляма Мадхура, употребление алкоголя также не входит в число этих преступлений[24].

Такое весьма характерное отсутствие единства относительно классификации этих правонарушений наглядно подтверждает, что мусульманское право не отличается формальной определенностью, однозначным закреплением большинства принципов и норм, которые в рамках различных школ понимаются по-разному.

Измена исламу, или иртидад, охватывает три различных состава: вероотступничество (ридда), богохульство и язычество и по мнению практически всех исламоведов, считается самым тяжелым преступлением в исламе[25].

Вероотступником является лицо, которое добровольно отреклось от ислама и перешло в другую религию либо поклоняется идолам или отрицает какой-либо из постулатов и догматов ислама. Богохульство заключается в хулении (оскорблении) Бога и всего святого[26].

Современные мусульманские исследователи обращают особое внимание на то, что измена исламу угрожает вере – главной ценности, охраняемой исламом, и, поэтому, является правонарушением, представляющим наибольшую общественную опасность. Они утверждают, что без сурового наказания за это преступление, не может быть обеспечена независимость и свобода мусульман, которые, следуя дурному примеру отступников (муртаддов), могут оказаться в плену пагубных страстей и попасть под влияние материализма, отвращающего верующих от «духовных ценностей» и «проповедующего вседозволенность». Поэтому еще одна опасная сторона измены исламу, по их мнению, заключается в том, что этот грех лежит в основе всех иных нарушений предписаний ислама[27].

В Коране отсутствует норма, предусматривающая определенное наказание за измену исламу, но он содержит несколько стихов, которые резко осуждают язычество и богохульство. В частности, указывается, что Аллах требует, «чтобы вы не придавали Ему ничего в сотоварищи»[28]. Объявляя бескомпромиссную борьбу с этим грехом, Пророк предупреждает: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей… А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех»[29]. Отмечается, что причиной всему являются козни сатаны, который «приказывает вам только зло и мерзость и чтобы вы не говорили на Аллаха то, чего не знаете»[30].

Некоторые факихи полагали, что следует проводить различие между теми отступниками, которые родились и воспитаны в мусульманской семье, и теми, которые перешли в ислам из иудейства или христианства и у которых отступничество от ислама вызвано рецидивом из прежних верований. Отступниками считались прежде всего принявшие чужую веру. «Чаще всего», как считает исламовед И.П. Петрушевский, «это были христиане и зороастрийцы (реже иудеи и манихеи), которые во времена завоевания их страны мусульманскими  войсками, чтобы избежать плена и рабства,  или во время преследований принимали ислам, а нередко втайне продолжали исповедовать свою прежнюю веру и втайне воспитывали в ней детей»[31]. Они (или их потомки), если это обнаруживалось, считались отступниками от ислама. Если такие тайные христиане, официально числившиеся мусульманами, попадались (или иногда добровольно заявляли о своем христианстве, чтобы мученичеством искупить грех своего или своих предков невольного обращения в ислам), то их казнили. Целые селения таких христиан были в османской Турции и в арабской Испании. Многие евреи в Исфахане и других городах Ирана после гонения на них при шахе Аббасе II в 50-х годах XVIIв. оказались в таком же положении. Знаменитый ученый Ибн ал-Мухаффа, перс и иранский патриот, был казнен в 757г. по обвинению в тайном исповедании зороастризма[32]. К вероотступникам приравнивались последователи некоторых мусульманских ересей,  очень далеко отходивших от основных догматов ислама. Таковы были «крайние» (гулат) шииты, обожествлявшие Али, культ которого, как и его сыновей Хасана и Хусейна «получил широкое распространение в связи с вытеснением исламом древних верований народов Среднего и Ближнего Востока»[33]. Наравне с вероотступниками наказывались и осужденные по обвинению в колдовстве, а также явные атеисты.

Бунтом или преступлением против правителей (богат) считаются «действия, направленные на свержение правителей и захват власти»[34].

Мусульманская уголовно-правовая теория рассматривает смуту или бунт в качестве  одного из наиболее опасных преступлений, влекущих жестокое наказание. Среди мусульманских правоведов нет единства относительно места этого преступления в общей классификации правонарушений. Отдельные авторы полагают, что мусульманское право не знает однозначной и строго определенной ответственности за подобного рода деятельность,  преследуемую по усмотрению властей[35].

По мнению большинства исследователей, попытка свержения главы государства, неповиновение властям и иные виды антигосударственной деятельности, посягающие на основы мусульманского общественного и политического строя, подрывающие освященные шариатом устои мусульманского правления, относятся к числу государственных преступлений, за которые Коран и сунна установили точную меру наказания (хадд). Свой вывод сторонники этой позиции подтверждают следующим достаточно расплывчатым положением Корана: «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости, и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных!»[36]

В случае бунта глава государства в первую очередь должен мирным путем предотвратить восстание. Если это не удается, то разрешается прибегнуть к насилию вплоть до полного уничтожения «преступников».

Согласно фикху, мятежником (баги – «покушающийся (на что-либо)»; муфсид – «смутьян») является тот, кто, не отрекаясь от ислама, отказывается исполнять требования шариата. Например платить подати, или повиноваться законному халифу, или местному правителю. Легко заметить, что взгляды факихов, особенно ханифитов, отражали интересы господствующего класса в феодальном обществе. Руководствуясь этими взглядами, всякое восстание крестьян, ремесленников, бедуинов, вызванное ростом феодальной эксплуатации или притеснением властей, можно было объявить «мятежом» или даже «вероотступничеством», тем более, что народные восстания в мусульманских странах, так же как антифеодальные восстания в странах Запада в средние века, чаще всего (но не всегда) проходили под идеологической оболочкой религиозного разномыслия[37]; в Иране VII-XV вв. восстания крестьян и ремесленников принимали обычно либо хуррамитскую[38],  либо хариджитскую, либо умеренно шиитскую, либо исмаилитско-карматскую окраску.

Субъектом в этом преступлении является лицо или группа мусульман. Поэтому ислам рекомендует прежде, чем насильственно подавить восстание, ликвидировать конфликт мирным путем, чтобы избежать кровопролития мусульман.

Но в практике редко встречается, чтобы в мусульманских странах мирным путем разрешались конфликты между трудящимися и господствующими классами. Правители сурово расправлялись с недовольным народом.

К числу тяжких уголовных преступлений мусульманское право также относит преступления против собственности: разбой и кражу. Советский исламовед А. Ахмедов правильно отмечает, что «хотя Коран не считает богоугодным «любить богатство любовью упорной»[39], в вероучительных книгах ислама весьма решительно проводится охрана права частной собственности»[40]. «Не желайте того, чем Аллах дал вам одним преимущество перед другими»[41], - требует Коран. «И не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторые пары их – расцветом жизни здешней, чтобы испытать их этим»[42], - повелевает он. Другой исламовед – Петрушевский И.П. указывает, что «хотя мусульманское право в общем очень ревниво оберегает частную собственность, гораздо более тщательно, нежели права   личности,   все  же   наказания   налагаемые  фикхом  за  кражи,  менее  суровы,  чем

наказания за нее же в странах Запада, где в средние века за пустячную кражу вор мог быть

повешен, а во Франции и Англии даже в начале XIX в. за кражу булки или куска мяса наказывался ссылкой на каторгу»[43]. Тем не менее, такие преступления против собственности, как разбой и кража, мусульманское уголовное право относит к числу тяжких преступлений.

Мусульманские исследователи под разбоем (куттаут-тарик) понимают «вооруженное нападение на мирных людей в дороге»[44]. По мнению Абу Ханифы и некоторых правоведов, объективной стороной этого вида преступлений является грабеж людей и караванов в пути. Основанием такой нормы послужило реальное историческое событие. Согласно одной из версий, однажды Пророк дал разрешение группе мусульман-бедуинов остановиться в Медине на несколько дней для отдыха и лечения больных. Однако за такое благодеяние они оплатили неблагодарностью – напали в дороге на погонщика верблюдов, предназначавшихся для жертвоприношения, убили его и скрылись, прихватив с собой животных. Узнав об этом Пророк и сформулировал соответствующий стих Корана[45].

Другие правоведы, в том числе шииты, распространяют куттаут-тарик на все виды вооруженного нападения независимо от места, где оно совершилось[46].

Хищение (сирка) в мусульманском праве входит в число преступлений против Аллаха, а как мы увидим дальше, убийство невиновных людей считается частным преступлением. Из этого примера видно, что главной задачей мусульманского права является защита частной собственности. Довольно строгим образом наказываются мелкие хищения, но очень мягко поступают в отношении убийц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты