Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

Это преступление доказывается показаниями не менее двух свидетелей и, по мнению Ибн Малика и Ибн Ханбала, самым достоверным доказательством является запах спирта изо рта. Абу-Ханифа разрешает употребление спиртных напитков как лекарство для лечения или в случае необходимости для утоления жажды[64].

Согласно исламу половые отношения разрешаются только для супругов. Прелюбодеяние (зина) - внебрачные половые отношения – мусульманско-правовая теория, как и у евреев и других народов Востока, относит к числу наиболее опасных преступлений против Аллаха, за которые следует наказание хадд. По учению Корана никакого помилования и снисхождения не должно быть к лицам, совершившим зина. Особая общественная опасность данного преступления по мусульманскому праву обусловлена тем, что оно посягает на одну из основных охраняемых законом ценностей – продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи. Не случайно в Коране можно найти немало стихов, резко осуждающих прелюбодеяние. В нем также содержится обращенное к мусульманам решительное требование избегать этого греха: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога!»[65]

В первый период развития Арабского халифата, на основе учения Корана, признавали лишь одну форму зина. В дальнейшем понятие зина разделилось: различается прелюбодеяние, совершенное с замужними женщинами (мухсина) и с незамужними. Первое

считалось наиболее опасным преступлением. Но в некоторых местностях, например в районах Северной Нигерии, более тяжким считалось прелюбодеяние не с замужней женщиной, а с девственницей[66].

Итак, по мусульманскому праву зина мухсина с замужними женщинами, а также сожительство с близкими родственниками и изнасилование считаются тягчайшими преступлениями.

В соответствии с преданием, для доказательства совершения прелюбодеяния необходимы показания четырех свидетелей. Причем последователи ханифитского толка принимали показания только мужчин и лишь в течение года с момента совершения преступления. Виновность в совершении прелюбодеяния могла быть доказана и признанием преступника. При этом ханбалиты допускали, чтобы подозреваемый четырежды признавался в любой форме, даже путем простого устного повтора признания в одной фразе, а ханифиты принимали признание в качестве основания для привлечения преступника к ответственности только в том случае, если оно подтверждено подозреваемым четыре раза с интервалами, в течение которых он может взвесить все последствия своего признания и отказаться от него[67].

Выдающийся деятель раннего ислама и времени становления исламской государственности Абу Йусуф Йакуб Ибрахим ал-Куфи в своей книге «Китаб ал-харадж», которая по мнению А.Меца «оказала огромное влияние на суфийскую теологию»[68] отмечает, что «если кто-нибудь явится к исламу и признается ему в совершении прелюбодеяния, имам не должен принимать на веру его заявление, пока он не сделает его повторно. А если сделавший такое признание явится к имаму с признанием четыре раза, каждый раз заново повторяя его, то имам, все еще не принимая от него этого признания, наводит о нем справки, не одержим ли он, не сошел ли он с ума и нет ли в его рассудке чего-либо, что вызвало бы осуждение или неприязнь»[69].

Интересно отметить, что в настоящее время в Саудовской Аравии практически не встречаются случаи прелюбодеяния, доказанного свидетельскими показаниями, и суд применяет наказание за это преступление только на основе признания[70].

Если в показаниях свидетелей-очевидцев прелюбодеяния имелись расхождения, или были иные основания, которые могли дать повод усомниться в их искренности, то такие свидетели привлекались к ответственности за недоказанное (ложное) обвинение в прелюбодеянии (казаф). Данное преступление входит в число тяжких преступлений против Аллаха, закрепленных в Коране. Полагают, что конкретным поводом для закрепления данной нормы в Коране послужило реальное историческое событие: во время одного из походов Аиша, любимая жена Мухаммеда, отстала от колонны и лишь спустя несколько дней была приведена одним молодым мусульманином, что дало пищу злословию[71].

В определении казафа существуют различные мнения между правоведами. По мнению последователей большинства толков мусульманского права, недоказанное обвинение хотя и влечет строго определенную Кораном меру наказания – хадд, но посягает исключительно или преимущественно на права отдельных людей. Поэтому ответственность за это преступление следует только по требованию потерпевшего, который вправе простить преступника, и тогда отпадает вопрос о возбуждении преследования преступника. Дело зависит лишь от воли потерпевшего или его наследника. Лишь ханифиты считали, что данное преступление затрагивает прежде всего «права Аллаха» и поэтому не допускали прощения. Правильнее было бы придерживаться первой позиции и относить казаф к посягательствам на права отдельных людей, поскольку данное преступление унижает честь и достоинство именно отдельных лиц, а не всей общины, и тем более не «прав Аллаха».

Объектом этого преступления является честь благородной женщины. По учению Шафии и Малика «оскорбление не обязательно должно быть выражено прямо словом, а может быть высказано и намеком»[72]. Оскорбление может наноситься самой потерпевшей или ее родственникам: мужу, брату, отцу и другим. Возбуждение дела является правом самой потерпевшей или лица, которое подверглось оскорблению – жены, сестры или матери.

Интересно отметить, что муж, ложно обвинивший в прелюбодеянии свою жену, сам не привлекается к ответственности за такое преступление. Если он утверждает, что жена родила ребенка не от него и повторяет свое обвинение пять раз (лиан), то жена должна быть наказана за прелюбодеяние. Однако, если она, в свою очередь, пять раз поклянется Аллахом в том, что ребенок рожден от мужа, то отцом ребенка признается муж, но брак расторгается навсегда. Не случайно данная норма в качестве юридической фикции часто использовалась для расторжения брака по взаимному согласию между супругами, когда муж не имел формальных оснований требовать развода.

По мнению многих правоведов, если преступник является близким родственником оскорбленной, то он освобождается от наказания. Но Малик говорит, что в любом случае преступник должен быть наказан. Если преступление будет совершено одновременно против нескольких лиц, то преступник наказывается за всю совокупность этих действий.

По учению Корана, преступление казаф доказывается наличием четырех свидетелей. По мнению многих правоведов, свидетели должны своими глазами увидеть незаконное сожительствование обвиняемой.



1.3. Преступления против отдельных лиц


Обратимся ко второй группе преступлений, которую выделяет приведенная выше классификация, отстаиваемая большинством современных исследователей мусульманского уголовного права. Основными преступлениями данной категории Л.Р. Сюкияйнен, В.А. Лихачев и другие считают убийство (катл) и телесные повреждения (джарх)[73]. М.И. Садагдар, помимо вышеперечисленных, сюда же относит узурпацию (гасаб) – насильственный захват чужого имущества[74]. Эти преступления рассматриваются фикхом как преступления против потерпевшего и его семьи, и кара за них квалифицируется как «право человека» (хакк адам). Как справедливо указывает И.П. Петрушевский, «в этом разделе уголовного права больше, чем в каком-либо другом отразились пережитки староарабского, бедуинского, патриархально-общинного обычного права с его кровной местью»[75].

Убийство (катл) считается тяжким грехом и решительно осуждается Кораном. Например, в нем говорится: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех»[76]. Одновременно в священной книге мусульман сформулирован строгий запрет совершать противоправное убийство: «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке»[77]. «И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву»[78].

Мусульманское право подразделяет убийство на 3 вида: абсолютно умышленное – амд, абсолютно неумышленное – хата и промежуточное между умышленным и неумышленным, когда характер преступления трудно установить – шубху амд.

В. Артемов выделяет несколько иную классификацию убийств, подразделяя их на: убийство путем использования оружия, убийство с использованием орудий и предметов, не являющихся оружием и лишение жизни по ошибке или в результате несчастного случая[79].

Петрушевский И.П. предлагает свою классификацию убийств в мусульманском праве, различая убийства преднамеренные (тааммуди), совершенные с умыслом (амд) и неумышленные, совершенные по ошибке (хата), например по неосторожности или по неопытности (например совершенное хирургом)[80].

Более правильной следует признать первую классификацию убийств, поскольку она в полной мере охватывает все его виды.

Запрещение самоубийства неясно выражено в Коране: «И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд!»[81] и уточняется лишь в хадисах.

Умышленным убийство по мусульманскому  праву считается тогда, когда оно совершается сознательно. Цель убийства в данном случае может быть заранее обдуманной или возникает в момент его совершения.

Абу Йусуф говорит не об умышленных убийствах, а лишь об убийствах «похожих на умышленные»: «Убийство, похожее на умышленное, налицо при всяком умышленном покушении без употребления железного оружия; всякий, кто погиб без того, чтобы против него было пущено в ход оружие, падает жертвой убийства, лишь похожего на умышленное… Если удар нанесен камнем, плетью или палкой и повлек за собою смерть, то налицо убийство, похожее на умышленное»[82].

По учению шиитов, умышленное убийство может совершаться в трех случаях: когда цель и действия убийцы направлены на уничтожение других лиц и убийство совершено, когда у преступника отсутствует цель преднамеренного убийства, но результат своего действия он должен был предвидеть; когда орудие, употребляемое убийцей, является смертельным, но заранее не подготовлено и у него не было осознанной цели убийства[83]. Абу Йусуф первый вид таких умышленных убийств относит к неумышленным убийствам, указывая: «Что касается неумышленного убийства, то таковое имеет место, когда человек метит в одну цель, а попадает в другую (иными словами, хочет одного, а получает другое). Неумышленное убийство имеет место в том случае, если человек попадает в какую-либо цель, хотя и не имел ее в виду; вот это и есть неумышленное убийство»[84].

Если у преступника отсутствовала цель убийства, то совершается неумышленное убийство. Орудие или действие, используемые обычно для преступления не должны были причинить смерть, но случайно ее вызвали.

По мнению Фань Ден Берга «неумышленное убийство бывает двоякого рода: оно может произойти, когда кто-либо желает только ранить другого, но по несчастью убивает его или, когда он вовсе не имеет намерения причинить ему страдания»[85].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты