Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

После введения в действие данного закона в Пакистане было вынесено значительное число приговоров, предусматривающих наказание плетьми. Такой санкции подверглись несколько десятков тысяч человек. Публичные порки стали здесь обычным явлением[206]. Кроме того, судами Пакистана было вынесено несколько приговоров к отсечению руки и ноги, но они не были утверждены верховной судебной инстанцией и заменены иными мерами наказания. Такая практика, возможно, объясняется позицией руководства страны, которую Зия уль-Хак выразил следующим образом: «Исламская доктрина не направлена на то, чтобы непременно отрубить человеку руку или побить его камнями до смерти, ее цель породить страх и сформировать настолько сильное сдерживающее начало, чтобы оно смогло заставить воздержаться от нарушения закона»[207]. Как бы то ни было, процесс постепенного включения норм мусульманского уголовного права в действующее пакистанское право продолжается: в 1990г. здесь вступил в силу закон об ответственности за богохульство, а в 1991г. установлена ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана в виде лишения свободы на срок до трех месяцев и штрафа до 500 рупий.

В Иране исламизация уголовного права проводится наиболее последовательно. Там с провозглашением исламской республики в апреле 1979г. новые судебные органы начали широко обращаться к нормам шиитского толка мусульманского уголовного права, а уголовный кодекс 1926г. сразу же после свержения шахского режима был фактически отменен. Летом 1979г. здесь появились сообщения о применении судами телесного наказания, в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.

Ведущими источниками при решении уголовных дел в первое время здесь являлись произведения авторитетных шиитских правоведов, а также фетвы руководителя ИРИ Р. Хомейни и положения, сформулированные им в его трудах по мусульманскому праву. Именно на этом основании суды стали привлекать к уголовной ответственности за слушание легкой музыки, азартные игры (к ним были отнесены и шахматы) и даже за ношение одежды, якобы не соответствующей исламским традициям.

В ст. 4 конституции 1979г. было провозглашено, что все законодательство, в т.ч. уголовное, должно соответствовать исламским нормам, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные мусульманским правом меры наказания – прежде всего худуд и тазир (ст. 156). В апреле 1981г. вступил в силу так называемый закон о кисасе из 199 статей, 119 из которых посвящено ответственности за убийство и телесные повреждения, а остальные предусматривают наказания за другие преступления. Этот закон полностью воспринял  положения мусульманского уголовного права. В частности, убийства и телесные повреждения влекут кисас в виде смертной казни или наказание по принципу талиона; употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, прелюбодеяние – забивание камнями или 100 ударами плети и т.д.. Закон устанавливает в качестве меры наказания за многие преступления тазир в виде смертной казни.

При решении уголовных дел действующие в Иране правоприменительные органы широко применяют указанный закон. Закрепленные в нем нормы рассматриваются как положения самого ислама, необходимость проведения в жизнь которых отстаивают правящие круги. В августе 1992г. Верховный суд Ирана в специальном циркуляре вновь потребовал от всех судей применения только мусульманского права и предупредил, что обращающиеся к другим источникам будут привлекаться к ответственности согласно предписаниям мусульманского права.

Процесс исламизации права, в т.ч. и уголовного, наиболее ярко проявляющийся в Пакистане и Иране, в начале 80-х годов затронул и некоторые другие страны, прежде всего Судан, где в 1983г. вступил в силу новый уголовный кодекс, который предусматривает применение за ряд преступлений таких характерных для мусульманского уголовного права мер наказаний, как смертная казнь в качестве кисаса, распятие, забивание камнями, отсечение руки и ноги, уплата выкупа за кровь (его полный размер равен 100 верблюдов или их стоимости в суданской валюте), наказание плетьми (от 25 до 100 ударов) высылка, наказание по принципу талиона. Таким санкциям подвергаются лица, совершившие преступления, указанные в данном законе на основе норм мусульманского уголовного права. Например, умышленное убийство влечет кисас в виде смертной казни или уплату полного выкупа, если на это соглашаются родственники убитого (ст. 251), а при нанесении телесных повреждений уплачивается определенная часть выкупа или виновный наказывается по принципу талиона (ст. 277). Лицо, совершившие прелюбодеяние, подвергается забиванию камнями или телесному наказанию 100 ударами плети с высылкой на один год. Причем ответственность за данное преступление несут только мусульмане, а представители других вероисповеданий наказываются предусмотренными их религиями санкциями и лишь в случае их отсутствия подвергаются телесному наказанию до 80 ударов плетью (ст. 318). Кража движимого имущества стоимостью не менее 4 динаров золотом влечет отсечение руки, а грабеж наказывается смертной казнью с распятием или отсечением руки и ноги (ст. 320, 321, 334). Ложное обвинение мусульманина в прелюбодеянии влечет телесное наказание 80 ударами плети, а употребление спиртных напитков грозит мусульманину 40 ударами плетьми (ст. 434, 443). Прелюбодеяние также наказывается санкциями, установленными мусульманским уголовным правом (ст. 429, 430).

Приговоры судов по уголовным делам по уголовному кодексу Судана должны отвечать всем требованиям мусульманского права. И если по каким-либо причинам преступление против Аллаха не может быть наказано принятой в мусульманском праве санкцией, то виновный подвергается не строго определенному наказанию (тазир), хотя оно прямо не предусмотрено законом.

Почти сразу после принятия нового уголовного законодательства в Судане прекратилась продажа алкогольных напитков и большое их количество было вылито в реку Нил. Позже, в декабре 1993г. появились сообщения о вынесении судами приговоров об отсечении руки за кражу, а всего в период до апреля 1995г. былоприведено в исполнение 68 таких приговоров[208]. Кроме того, имелись случаи применения предусмотренных уголовным кодексом отсечения руки и ноги за грабеж, а также наказания за телесные повреждения по принципу талиона[209].

По новому законодательству уголовную ответственность за преступления в соответствии с мусульманским правом несут и немусульмане (их в Судане насчитывается около 6 млн. человек), хотя в ряде случаев применяемый к ним санкции и отличаются от тех, которыми наказываются мусульмане. Именно поэтому однозначную негативную реакцию со стороны немусульманского населения Судана, основная часть которого проживает в южных провинциях страны, встретило принятие мусульманско-правового по своему характеру уголовного законодательства.

В 80-х гг. отдельные нормы мусульманского права стали заметно активнее применяться в практике некоторых стран Персидского залива. Например, в 1984г. кувейтский парламент 29 голосами при 10 воздержавшихся одобрил закон о распространении запрета на продажу, покупку и употребление алкогольных напитков на иностранцев. По решению властей в песках пустыни было зарыто 30 тыс. бутылок виски и несколько тысяч банок пива.[210] В Абу-Даби по решению главы государства мусульманские суды могут применять нормы мусульманского права при определении уголовной ответственности за убийство, прелюбодеяние, кражу, гомосексуализм и изнасилование. В течение многих лет установленные мусульманским уголовным правом санкции за эти преступления не применялись. Однако в 1992г. здесь в соответствии с мусульманским правом был вынесен приговор об отсечении руки за кражу, а в 1994 – о нанесении 100 ударов плетью за прелюбодеяние[211].

Судебная практика Мавритании, где в мае 1980г. был принят закон о создании специального уголовного суда, также дает примеры применения отдельных норм мусульманского уголовного права. Он рассматривает дела о преступлениях против граждан и вправе выносить решения на основе маликитского толка мусульманского права об ампутации руки за кражу, а также смертные приговоры в порядке кисаса, которые приводятся в исполнение после их утверждения главой государства. В сентябре 1980г. названный суд, рассмотрев дело о краже, приговорил трех обвиняемых к ампутации руки. Приговор публично был приведен в исполнение.

Классическая теория и современная практика мусульманского уголовного права в наши дни активно пропагандируется исламскими идеологами, которые стремятся обосновать превосходство мусульманского права над всеми иными правовыми системами в борьбе с социальными отклонениями, идеализируют опыт тех стран, уголовное право которых основано на исламских принципах и нормах. Особенно часто они ссылаются на пример Саудовской Аравии, где низкий уровень преступности якобы объясняется применением мусульманского уголовного права, которое, как утверждается, вывело страну из невежества на путь цивилизации. Более этого, раздаются призывы к восприятию этого опыта другими странами, которые таким образом смогли бы обеспечить себе внутренний мир и общественную безопасность.

Действительно, применение норм мусульманского уголовного права оказывает огромное влияние на сравнительно невысокий уровень преступности в Саудовской Аравии и некоторых других странах. Не следует, однако, забывать, что мусульманское право действует здесь в тесном контакте с иными элементами исламской системы социально-нормативного регулирования, прежде всего с религиозными правилами поведения и обычаями, которые в совокупности обеспечивают весьма жесткий контроль за общественными связями людей. Любое отклонение от них грозит простому гражданину нанесением невосполнимого ущерба его статусу. Естественным результатом такой консервации стереотипов поведения являются относительно нечастые случаи правонарушений. Оценка данных о преступности в Саудовской Аравии будет неполной без учета и других важных моментов. Дело в том, что официальная статистика, разумеется, не принимает в расчет те преступления, которые совершают представителя правящего клана и выражаются, например, в незаконном присвоении многомилионных достояний путем расхищения средств государственной казны, ограбления собственного народа. Не является секретом и то , что в привилегированных кругах саудовского общества широкое распространение получили такие стандарты поведения, которые не просто могут быть аморальными, но и должны сурово наказываться в соответствии с классическим мусульманским уголовным правом (в т.ч. употребление алкоголя, азартные игры, разврат). Такие скрытые преступления также не попадают в официальные отчеты о состоянии преступности в Саудовской Аравии. Это относится и к фактам жестокого преследования тех, кто выступают против антидемократического политического режима, за прогрессивные общественные преобразования.

Последнее обстоятельство характерно и для практики применения исламских по своему содержанию норм уголовного законодательства в Иране. Руководители исламской республики утверждают, что только последовательная реализация мусульманского права ведет к установлению социальной справедливости и решению всех общественных проблем. Так, еще до прихода к власти Р. Хамейни подчеркивал, что достаточно применения всех норма мусульманского уголовного права в течение одного года для полного искоренения любых правонарушений и аморальных поступков. Однако современная иранская действительность не только опровергает данный вывод, но и свидетельствует о том, что в стране подвидом реализации исламских принципов попираются элементарные демократические права и свободы, творится произвол. Особенно жестоко наказываются все, кто борется за интересы народа. Расправу с инакомыслящими шиитские богословы трактуют как джихад – «священную войну» против врагов «исламской революции»[212].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты