Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

Единственной африканской территорией, где с середины XXв. в значительном объеме продолжало применяться мусульманское уголовное право, была Северная Нигерия. Однако и здесь накануне независимости был принят уголовный кодекс 1959г., положивший конец действию мусульманского права как самостоятельного источника данной отрасли[191].




3.2. Анализ современного уголовного права мусульманских стран.


Ни в одной стране Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в большинстве арабских стран традиционное мусульманское уголовное право в сколько-нибудь универсальном виде до недавнего времени практически не использовалось. Лишь в отдельных районах Аравийского полуострова и Персидского залива за мусульманским правом сохранялась роль ведущего источника при разрешении уголовных дел, применяемого в форме доктрины определенного толка, либо включенного в государственное законодательство.

Так, уголовным законодательством Саудовской Аравии установлена ответственность за употребление спиртных напитков, гомосексуализм, подделку документов, организацию беспорядков и нападение на государственных служащих с учетом положений мусульманского права. В частности, виновные в употреблении алкоголя или наркотиков подвергаются телесному наказанию в виде 80 ударов плети[192]. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961г. в стране вступил в силу закон о наказании за покушение на жизнь короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Убийца короля Фейсала в 1975г. был обезглавлен на глазах у многотысячной толпы[193].

В 1934г. размер полного выкупа за кровь (диа) в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы.[194] Трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии также закреплен подобный принцип. Например, в случае причинения рабочему увечья на производство суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь, которая и выплачивается пострадавшему. При транспортных происшествиях, ведущих к гибели людей или телесным повреждениям, сума компенсации определяется судом на основе выводов полиции о степени виновности водителя транспортного средства. Кроме того, отдельные нарушения правил дорожного движения в этой стране влекут за собой в соответствии с мусульманским правом телесное наказание, рассматриваемое в качестве тазира. Например, водитель, чьи действия представляют опасность для жизни пешеходов, наказывается 10 ударами плети, а организация автомобильных гонок на улицах столицы карается 50 ударами[195].

Суды в Саудовской Аравии при рассмотрении уголовных дел, наряду с применением указанного законодательства, регулярно обращаются к положениям авторитетных трудов по ханбалитскому толку мусульманского права, которые официально признаны в качестве источника права. Так, кража, отвечающая всем установленным в этих классических произведениях условиям, влечет отсечение руки. Правда, такая жестокая мера наказания применяется достаточно редко: с 1972 по 1976 гг. зарегистрирован всего один случай приведения в исполнение такой санкции, а за 24 года с середины 50-х  до конца 70-х годов общее количество наказаний за кражу отсечением руки составило 16[196]. Вместе с тем имеются данные о продолжении подобной практики даже в начале 1993г.[197] и в 1994г.. Так, в начале 1994г. эта кара постигла двух молодых суданцев в городе Хартуме, которых обвинили в краже автомобиля.[198] А суд в суданском городе Омдурмане в буквальном смысле применил в отношении двух граждан коранический принцип «зуб за зуб»: каждому из этих двух суданцев, подозреваемых в нападении на прохожего и якобы выбивших ему зуб, было удалено по зубу, причем без обезболивания[199]. По мнению А.Ф. Ахадова, «подобные антигуманные коранические изречения и шариатские требования широко используются современными религиозными фундаменталистами, занимающими высокие государственные должности в некоторых мусульманских странах (Пакистан, Судан и др.), для достижения своих политических целей»[200]. Так, судопроизводство в Судане и Пакистане осуществляется в соответствии с законами шариата, что и означает отсечение кисти правой руки, уличенным в воровстве преступникам.

Важно отметить также, что нормы мусульманского уголовного права распространяются в этих странах и на немусульман, в том числе иностранцев.

Мусульманское уголовное право традиционно пользовалось и продолжает пользоваться заметным влиянием и в ряде других стран Аравийского полуострова и Персидского залива. Прежде всего это относится к Северному Йемену, особенно к его городским центрам (Племена при решении уголовных дел до сих пор предпочитают, нередко вопреки закону, обращаться к своим обычаям, которые во многих случаях противоречат мусульманскому праву). Здесь, как и в Саудовской Аравии, уголовное право не кодифицировано и его основным источником остается мусульманско-правовая доктрина. Фактическое действие основных институтов мусульманского уголовного права в ЙАР подтверждается, в частности, уголовно-процессуальным кодексом 1979г., который предусматривает применение таких санкций, как хадд, кисас и тазир, а также выкуп за кровь диа. В 1976г. здесь вступил в действие закон N 147 об определении данного выкупа в случае убийства, причинения телесных повреждений и производственной травмы, в соответствии с которым размер компенсации при умышленном убийстве был установлен в 60 тыс. риалов (если жертвой преступления оказалась женщина, то этот предел снижался вдвое), Сходное по смыслу законодательство действует и в Омане, где в 1984г. вступил в силу акт, согласно которому полный выкуп при умышленном убийстве мусульманина равен 5 тыс., а мусульманки – 2,5 тыс. риалов (в случае убийства немусульман указанные суммы снижаются в три раза)[201].

Следует отметить, что в отдельных странах региона наблюдается сокращение масштабов действия мусульманского уголовного права и почти полное исключение его из правоприменительной практики. Так, уголовный кодекс Бахрейна 1976г., отменивший ранее действовавший закон 1955г., практически не воспринял норм мусульманского права. Однако уголовно-процессуальный кодекс этой страны 1966г. допускает возможность применения судьями телесного наказания в виде тазира по мусульманскому праву, но данное положение закона в реальной жизни в 1990-1999 гг. почти не применялось.

В большинстве других мусульманских стран до начала 90-х годов XXв. влияние мусульманского уголовного права ограничивалось включением отдельных его норма в уголовное законодательство. Установление уголовной ответственности за употребление спиртных напитков, нарушение мусульманского поста, а также совершение некоторых других наказуемых по мусульманскому праву действий является наиболее характерным тому примером. Так, уголовные кодексы 1960г. Кувейта (ст. 206, дополненная в 1964г.), 1962г. Сомали (ст. 411, 412) и 1976г. Бахрейна (ст. 306-308) предусматривают ответственность за изготовление, хранение, продажу и употребление спиртных напитков, а также за азартные игры, хотя установленные меры наказания за эти преступления (лишение свободы и штраф) не соответствуют мусульманском управу.

В 1973г. в Брунее был принят закон об ограничении продажи спиртных напитков[202]. По уголовному кодексу 1959г. Северной Нигерии мусульманин может быть подвергнут, согласно мусульманскому праву, телесному наказанию не только за употребление алкоголя (ст. 401, 403), но и за прелюбодеяние (ст. 387, 388) и за ложное обвинение в нем (ст. 392, 393). При этом ст. 68 данного закона предусматривает, что для применения данной меры наказания действия виновного должны рассматриваться в качестве преступления в соответствии с мамекитским толком мусульманского права[203].

Нарушение мусульманского поста во время Рамадана законодательство ряда стран также объявляет уголовно наказуемым деянием (ст. 274 уголовного кодекса Иордании 1960г. и ст. 222 уголовного кодекса Марокко предусматривают в этом случае лишение свободы и штраф). В Марокко в феврале 1965г. более 800 человек были арестованы и подвергнуты наказанию за указанное преступление. Этот факт говорит о практической реализации данного положения законодательства. Таким образом, в ряде исламских стран уголовное преследование мусульман за отказ от строго соблюдения поста является обычной практикой[204].

В 1971г. в Ливии было принято решение об исламизации правовой системы страны, где в целях его реализации были введены в действие закон N 148 от 1972г. об ответственности за кражу и разбой, закон N70 от 1973г. о наказании за прелюбодеянии и закон N 89 от 1974г. об ответственности за употребление спиртных напитков, которые действуют и сегодня. В основу этих актов было положено мусульманское уголовное право. Так, за кражу предусматривается наказание ампутацией правой руки, а за разбой – правой руки и левой ноги. Лицо, совершившие прелюбодеяние, подлежит телесному наказанию 100 ударами плети, а за ложное обвинение другого лица в совершении этого преступления полагается телесное наказание в виде 80 ударов плетью. Употребление спиртных напитков влечет телесное наказание 40 ударами плети, причем ответственность такого рода за данное преступление несут только мусульмане, а последователи иных религий наказываются лишением свободы и штрафом. Однако следует подчеркнуть особо, что данное законодательство применяется только тогда, когда все признаки совершенного преступления полностью соответствуют условиям, установленным мусульманским уголовным правом. В противном случае виновное лицо несет ответственность по уголовному кодексу 1954г.

Еще большей размах приобрела практика включения институтов преступления и наказания законодательством в Пакистане и Иране, где исламизация всех сторон общественной жизни, в т.ч. и правовой системы, рассматривается как важное средство решения острых политических, экономических и социальных проблем.

После достижения независимости вплоть до конца 70-х годов в Пакистане мусульманское уголовное право фактически не применялось, и уголовные дела решались на основе уголовного кодекса Британской Индии 1860г.. Однако с приходом к власти Зия уль-Хака в результате военного переворота 1977г. одной из основных задач государства было объявлено создание «исламского обществ» с мусульманским правом в качестве регулятора общественных отношений. Уже в январе 1978г. здесь был принят закон об ответственности за угон воздушного судна, который наряду с наказаниями, применявшимися в стране и ранее (смертная казнь, лишние свободы, штраф), ввел характерные для мусульманского уголовного права санкции – отсечение руки и телесное наказание. Празднование дня рождения пророка Мухаммеда в феврале 1979г. было ознаменовано введением в действие крупного акта, установившего уголовную ответственность за четыре преступления – употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, кражу, разбой и ложное обвинение в прелюбодеянии. Этот закон предусматривает наказание за данные преступления мусульманско-правовыми санкциями худуд. Так, употребление алкоголя влечет телесное наказание в виде 80, а ложное обвинение в прелюбодеянии – 40 ударов плети.  Кража влечет отсечение руки, а разбой – руки и ноги. Наконец, лицо, виновное прелюбодеянии, в зависимости от обстоятельств преступления может быть насмерть забито камнями или наказано 100 ударами плети. Телесное наказание производится публично и закон устанавливает порядок подготовки преступника к бичеванию (предварительный осмотр врачом, отсрочка исполнения приговора в случае болезни и т.д.). На публикацию и рекламу данного законодательства было израсходовано 30 млн. долларов[205].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты