Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди в своей книге «Основы ислама» указывает, что «ислам предписывает удовлетворение сексуальных инстинктов только в браке»[133]. Действительно, Коран предусматривает строгую и определенную меру наказания за это преступление: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих»[134].

Многие мусульманские правоведы отмечают, что закрепленная Кораном норма была дополнена и конкретизирована сунной: согласно преданию Пророка, если совершившие прелюбодеяние мусульманин или мусульманка состоят в браке, то они наказываются сотней ударов и добиваются камнями до смерти, а уличенные в этом грехе лица, не состоящие в браке, заслуживают сотни ударов и подлежат высылке сроком на 1 год[135].

Абу Йусуф подробно описывает сцену наказания за прелюбодеяние: «Мужчина подвергается наказанию в штанах, стоя, причем удары плетью распределяются по всем частям тела, за исключением лица и половых органов, а как некоторые говорят, и за исключением головы. Женщина же подвергается наказанию сидя, причем ее закутывают в ее одежды так, чтобы не были видны не подлежащие обнажению части тела. Обоим (и мужчине и женщине) удары наносятся средней силы, не слишком длительные и не слишком легкие. Плеть, которую наносятся удары, должна быть средней жесткости, не слишком жесткой и не слишком мягкой. А что касается забивания насмерть камнями, то полагается, чтобы первым бросали камни свидетели, затем имам, а затем уже остальные люди. Во время казни мужчину не зарывают в землю, тогда как женщину зарывают в землю до пупка»[136].

Карался шариатом и гомосексуализм, особенно распространенный среди дервишей и вельмож. Распространение же гомосексуализма среди неимущих слоев было тесно связано с практикой обременительного мусульманского калыма за невесту. К выводу, что гомосексуализм – явление социальное и что причину его следует искать прежде всего в бедности, пришел еще известный иранский поэт Саади Ширази, долго путешествующий по мусульманским странам и глубоко изучивший быт и нравы мусульман. Он писал: «Видел ли ты когда-нибудь, чтобы руки праведника были связаны за спиной или несчастный сидел в тюрьме или завеса целомудрия была бы разодрана, или чья-либо кисть была отрублена от руки иначе как по причине бедности?.. когда у бедного человека неугомонная страсть требует удовлетворения, если у него нет возможности ублаготворить ее, она толкает его на преступление, ибо чрево и похоть – близнецы… Слышал я, что одного нищего поймали, когда он насиловал мальчика. Кроме позора, который пал на него, ему грозило быть побитым камнями. Сказал он: «О мусульмане, нет у меня средств, чтобы жениться, и нет силы, чтобы терпеть. Что же делать мне, ведь нет монашества в исламе»[137].

В отличие от христианского монашества у мусульманских мистиков – суфиев и дервишей – отсутствует категорическое безбрачие. Но многие дервиши вели безбрачную жизнь. И, как отмечал в своем известном труде «Мусульманский ренессанс» А. Мец, члены мусульманских суфийских орденов были склонны к гомосексуализму. Мусульманский богослов аль-Васити говорил, что «когда Аллах хочет навлечь презрения на раба своего, то он толкает его к этому смраду и к этой падали»[138], подразумевая под этим гомосексуализм.

За мужеложство (левоте) мусульманское уголовное право назначает наказание в виде смертной казни, а последнему делает наставление, не подвергая наказанию. За мужеложство же двух малолетних между собой, оба наказываются 10 ударами плетей[139].

Если мужчина или женщина способствовали совершению прелюбодеяния или какого-нибудь другого преступления (киодет – «сводничество»), то их, как посредников, наказывают 75 ударами хлыста. Если это мужчина, то ему еще и бреют голову и, побритого, водят по улицам и по базару, а затем изгоняют из квартала, где он жил. Если становится известно, что кто-то готовится совершить прелюбодеяние и его уже невозможно удержать от этого поступка, то согласно шариату допустима казнь такого человека[140].

И, наконец, по учению Корана, виновный в публичном клеветническом обвинении честной женщины в прелюбодеянии, подвергается 80 ударам плетью с вечной потерей права быть свидетелем[141]. Такое же наказание полагается за «обругание кого-либо незаконно рожденным сыном»[142].








2.2. Возмездие однородным действием (кисас) и плата цены за «пролитую кровь» (диа)


Кисас является вторым видом наказания, установленным мусульманским уголовным правом. Это точная санкция, которая по общепризнанному определению означает «возмездие», т.е. наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию[143]. В общем виде данный принцип получил закрепление в Коране, который, в частности, предусматривает: «Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него …»[144]. «И воздаянием зла – зло подобное ему»[145]. Таким образом, по сути кисас – это кровная месть, являющаяся пережитком обычаев родоплеменного строя и сохранившаяся в уголовном праве ислама. М.И. Садагдар отмечает, что в «доисламской Аравии за умышленное убийство одного человека месть распространялась на десять родственников убийцы. Если один из членов какого-нибудь племени совершал преступление против членов другого племени, то все племя отвечало за преступление. Часто кисас превращался в продолжительные войны между племенами»[146]. Ислам же кисас не отменил, но значительно ограничил его действие.

Кисас в исламе является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный характер. По учению Корана, кисас разрешается лишь при умышленном убийстве и умышленном телесном повреждении по принципу талиона, хотя в самом Коране наказание за убийство установлено в абстрактной форме: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его и уготовал ему великое наказание…»[147]. В теории мусульманского права считается, что данное общее положение Корана конкретизируется преданиями о Пророке, в которых зафиксирована точная мера наказания за убийство. В частности, Пророку приписываются такие слова: «За умышленное убийство – возмездие». В соответствии с другим преданием Пророк допускал «законное» пролитие крови в трех случаях, включая умышленное убийство[148]. Подобные предписания сунны толкуются мусульманскими правоведами как установление за умышленное убийство строго определенной санкции – смертной казни в качестве наказания, эквивалентного преступлению.

Предусматривая высшую меру наказания за данное преступление, вместе с тем мусульманское право допускало и иную возможность: согласно преданию, в случае умышленного убийства Пророк предлагал пострадавшей стороне выбирать одно из трех – смертную казнь, прощение преступника или принятие от него выкупа на кровь – диа. По мнению многих правоведов, прощение убийцы принадлежит в первую очередь родителям убитого.

Малик утверждает, что только лишь сын, брат, дочь, сестра, жена и другие близкие родственники убитого могут пользоваться правом помилования убийцы своего родственника, Абу Ханифа возражает против помилования со стороны пострадавшего (убитого) в предсмертном его слове и считает его недействительным.

Шиитские правоведы предоставляют право помилования убийцы лишь родственникам убитого по отцовской линии. По их утверждению наследницы лишаются этого права. Другие правоведы утверждают, что любые законные наследники могут пользоваться правом кисаса или помилования преступника, а также получить диа или виру.

Шиитские правоведы считают, что право на кисас за убийство не дается без разрешения кади. Запрещается во время кисаса мучить убийцу и рекомендуется уничтожить его одним ударом.

Если наследник убитого несовершеннолетний, то, по мнению Шейха Туси (крупного шиитского правоведа), убийцу надо задержать в тюрьме до совершеннолетия наследника[149].

Итак, наследники имеют право убить убийцу или помиловать, получить диа или совсем отказаться от наказания преступника и от диа. Кисас не распространяется на следующих лиц: на отца, который умышленно убивает своего ребенка, если убитый является немусульманином. Кроме того, кисас не распространяется на убийство раба, а также не применяется в случае, если убитой является женщина[150].

Кисас применяется ко всем участникам умышленного убийства. В случае, если родственники убитого помиловали убийц, тогда каждый из них обязан уплатить часть диа. Если родственники убитого не желают помиловать некоторых преступников, тогда последние подвергаются смертной казни. Те же, которых помиловали, платят диа.

Замена смертной казни выкупом за кровь, как полагают мусульманские правоведы, была закреплена единогласным мнением сподвижников Пророка, придерживавшихся следующего положения Корана относительно наказания за убийство: «А кому будет прощено что-нибудь его братом, то – следование по обычаю и возмещение ему во благе. Это – облегчение от Господа вашего и милость; а кто преступит после того, для него – наказание болезненное»[151].

Получение диа – выкупа за убийство или телесное повреждение, как и кисас, является пережитком обычаев родоплеменного общества до исламской Аравии. Они относятся к тому периоду, когда все члены рода или племени после примирения платили другому племени.

Шариат устанавливает шесть видов платы за кровь: 1) 100 верблюдов шестилетнего возраста; 2) 200 быков; 3) 1000 баранов; 4) 200 хуллэ (ткань хуллэ в раннем средневековье изготавливалась в Йемене, каждая хуллэ содержит два отреза); 5) 1000 мискалей золота; 6) 1000 дирхамов (серебряных монет)[152]. Здесь, как и во всех раннефеодальных законах, натуральная плата соотносится не только со специфическими товарами и продуктами, но и с их ценностным региональным значением.

Диа – цена за «пролитую кровь» - на начальном этапе ислама выплачивалось за убийство. Затем она стала выплачиваться также за повреждение отдельных частей тела. В связи с этим шариат установил следующие виды платы диа (на основе диа за убийство):

1.  Полное диа – за полное ослепление, связанно с повреждением обоих глаз или век обоих глаз; за уничтожение одного глаза соответственно полагается штраф, равный половине диа.

2.  За отрезанные уши или ухо, в результате чего человек теряет слух, с преступника взимается плата в размере половины диа за убийство; за срезанную мочку уха – плата 1/3 диа.

3.  За отрезанный нос (весь или частично) или язык плата взимается в размере половины диа.

4.  За выбитые зубы с преступника взимается от 1/40 до 1/20 части диа.

5.  За одну и две руки уплачивается половина диа.

6.  За каждый отрезанный палец – 1/10 диа.

7.  За сломанную спину (так, что вылечить ее невозможно) преступник выплачивает полное диа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты