Сущность и особенности институтов преступления и наказания в мусульманском праве

Убийство хата – убийство, совершенное случайно, в результате ошибки при абсолютном отсутствии мысли об убийстве, но в результате небрежности или халатности. М.И. Садагдар в качестве примера приводит случай, когда охотник стрелял в дичь издалека и случайно попал в человека[86].

Ханифиты, кроме вышеперечисленных, рассматривают еще один вид убийства: тасбиб – убийство, при котором действие лица совершенно не направлено на убийство, человек не предвидел и не обязан был предвидеть последствия своего действия в этом плане. Однако убийство происходит, но абсолютно без намерения. Например, человек на своей земле вырыл колодец, в который случайно попал и погиб человек.

Если совершается умышленное убийство из хулиганских побуждений, явившееся причиной смерти другого лица, то, как считают шафииты и ханбалиты, оно приравнивается к умышленному убийству. К этой же группе преступлений относятся, по мнению этих правоведов, действия, когда кади умышленно подписывает смертный приговор невиновному, или свидетели дают ложные показания, на основании которых выносится смертный приговор невиновному.

В доисламской Аравии был также распространен обычай касама, который сохранился и в мусульманском праве. Суть касама заключается в том, что при обнаружении убитого человека хозяин земли, на которой был найден труп, платит выкуп – диа, если убийца не обнаружен. Данная норма представляется крайне несправедливой.

Если родственники убитого подозревают кого-либо в совершении убийства, то они должны пятьдесят раз поклясться для доказательства обвинения. Тогда лицу или лицам, которые обвиняются в убийстве, необходимо уплатить выкуп за кровь убитого.

Мусульманское право предусматривает также безнаказанные убийства. Сюда относятся убийства по приказанию властей или в принудительном порядке, а также, когда убийство совершается в случае необходимой обороны и крайней необходимости. Убийство вора, пойманного с поличным, также не является преступлением. Возможно, справедливость последней нормы объясняется тем, что кража по мусульманскому праву является преступлением против Аллаха, а убийство – против отдельных лиц. Таким образом, мусульманское право весьма строго, как уже было ранее указано, охраняло частную собственность.

Под причинением телесных повреждений (джарх) понимается преимущественно нанесение увечий, повлекших ампутацию частей тела или органов. Они, как и убийства разделяются на умышленные и неумышленные. И.П. Петрушевский выделяет членовредительства при отягчающих обстоятельствах: лишение глаза одноглазого, языка, ушей, если это вызовет потерю слуха; отсечение обеих рук, или обеих ног, или 10 пальцев; и менее важные членовредительства: лишение одного глаза, одной руки или ноги[87].

Мусульманское право очень тщательно разработало разные случаи «кровных» преступлений, но, конечно, оно не могло предусмотреть всех возможных случаев. В сомнительных случаях судья обращался к авторитету муджтахидов. Так как «кровные» преступления наказывались на основании «права человека», то есть права потерпевшего (или его семьи, или опекуна, или господина раба), то и дело такого рода могло быть возбуждено только по жалобе этих лиц.

Одним из видов преступлений против личности, помимо вышеперечисленных, является гасаб. Как уже было ранее отмечено, гасаб – это насильственный захват чужого имущества.

Абу Ханифа и Абу Йусуф, а также шииты считают, что гасаб имеет следующие признаки: имущество должно быть вывезено из владения собственника. Вторым признаком является то, что данное имущество должно перейти во владение гасиба – захватчика. Кроме того, имущество должно быть дозволенной вещью по мусульманскому праву[88].

Некоторые правоведы считают данное преступление совершенным с момента захвата вещи у собственника независимо от того, перешло оно во владение преступника или нет.

Суннитские правоведы не считают захват недозволенных вещей преступлением. Захват же недозволенных вещей (свинины, спиртных напитков и прочих) у немусульман рассматривается шиитами как преступление. Совсем иначе решается вопрос, если эти вещи принадлежат мусульманину: в этих случаях захватчик не несет ответственности. Захват плодов или прибыли от вещи по учению ханифитов не считается преступлением, так как, по их мнению, они не являются имуществом.

Присвоение заклада, по учению Шафии и Ханифа, считается гасабом. В противоположность им шиитские правоведы захват прибыли и плодов считают гасабом, а присвоение заклада рассматривают как хищение.


1.4. Правонарушения категории тазир.


Теория мусульманского уголовного права к правонарушениям категории тазир относит такие деяния, за которые мусульманское право не устанавливает точных санкций хадд или кисас Кораном, сунной или единогласным мнением муджтахидов (иджма), а также религиозного искупления каффара как единственной санкции[89]. Правонарушения этой категории не были систематизированы и кодифицированы, а определялись традицией конкретного государства или местности. В отличие от преступлений предыдущих двух категорий, ответственность за которые определяется с учетом лишь объективной их стороны, меры наказания за совершение иных проступков варьируются в зависимости не только от их объективных, но и субъективных сторон. Такие меры наказания и именуются тазир.

Данная группа правонарушений может затрагивать как «права Аллаха», так и частные интересы. Р.Шарль полагает, что эти преступления «посягают на общественный строй»[90]. Здесь имеются в виду, например, неисполнение некоторых религиозных обязанностей (неуплата закята (налога, взимаемого только с мусульман), отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста и др.), представляющие собой посягательство на «права Аллаха»; нанесение любого материального ущерба отдельным лицам (за исключения кражи и разбоя, наказываемых санкцией хадд), в частности, нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание («Горе обвешивающим, которые когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют!»[91], - указывает Коран) и мошенничество, взяточничество и растрата средств казны или сирот; умышленное вынесение неправомерного судебного решения и лжесвидетельство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающихся интересов и морали женщин; притеснение подданых или произвол по отношению к подчиненным, шпионаж; отрицанием основополагающих выводов мусульманской догматики и колдовство[92].

К правонарушениям категории тазир могут относиться и такие деяния, влекущие в принципе строго определенное наказание хадд или кисас, либо религиозное искупление каффара, когда данные санкции, как уже отмечалось, не могут быть наложены в силу «сомнения», например если предметом кражи выступает вещь дешевле установленной для отсечения руки.

Покушение на совершение одного из указанных преступлений мусульманско-правовая наука расценивает как самостоятельное правонарушение категории тазир. Сюда же относится и соучастие в преступлениях категории хадд и кисас. Например, если в совершении кражи вместе с посторонними принимал участие и слуга хозяина дома, то считается, что он совершил правонарушение категории тазир, а если он являлся соисполнителем кражи, то всем преступникам предъявляется обвинение в совершении преступления категории «тазир», поскольку имелось «сомнение» в субъекте преступления. Кроме того, лицо, скрывавшее вора, разбойника или убийцу, также совершало  преступление тазир.

Одним из наиболее распространенных правонарушений категории тазир является несоблюдение поста. В шариате до мельчайших подробностей разработаны достаточно строгие правила и ритуал совершения поста и молитвы. Г.М. Керимов отмечает: «Соблюдая определенные религиозные обряды, человек как бы практически демонстрирует свою приверженность к определенной религии, противопоставляет себя последователям других вероисповеданий. Поэтому мусульманское духовенство ревностно следит за тем, чтобы верующие аккуратно выполняли религиозные обряды, регулярно посещали мечети, совершали культовые действия, соблюдали посты и т.д.»[93]. Пост является одной из форм богослужения, имеющей главной целью улучшение физического состояния человека. По мнению Хазрата Мирзы «мусульманский пост во многом отличается от поста других религий»[94]. Действительно, достаточно вспомнить, что индусам разрешается во время поста питаться некоторыми продуктами. Христиане воздерживаются во время поста от мяса, как и в некоторых случаях от хлеба из дрожжевого теста. Мусульманам же во время поста запрещается не только есть, но и пить, это значит, что в продолжение месяца поста, они должны воздерживаться от всякой пищи от восхода солнца до его заката. В продолжение месяца поста мусульмане вообще должны стараться достичь «высшей степени добродетели и чистоты»[95]. Поучение, которое они получают при посредствии поста заключается в том, что человек воздерживающийся постом от позволительных мелочей, никогда и ни при каких условиях не должен совершать запрещенного. Период поста с утра до вечера обязателен для всех стран, в которых день и ночь сменяются в продолжение двадцати четырех часов. В полярных местностях продолжительность поста определяется длиною обычного дня.

Эта форма богослужения касается как отдельных лиц, так и всей общины. Предполагается, что каждый мусульманин добровольно и самостоятельно соблюдает пост в известные дни года: в течение месяца Рамадана весь мусульманский мир, где бы ни находились его представители, обязан следовать предписаниям поста.

Нарушение правил вышеописанной формы богослужения – и есть правонарушение категории тазир.

Отказ от совершения молитвы также относится мусульманским правом к преступлениям категории тазир. Молитва – одна из пяти главных обязанностей мусульманина[96]. В шариате утверждается: «Если человек в течение суток пять раз будет купаться, тело его очистится от грязи, а пятикратная молитва очистит его от грехов»[97].

Законы шариата ревностно следят, чтобы верующие не допускали оплошностей при выполнении молитвенных обрядов, и, тем более, не отказывались от совершения молитвы, относя подобное действие к правонарушениям категории тазир.

Неуплату закята мусульманское право также относит к правонарушениям категории тазир. Налог закят занимает важное место в налоговой системе шариата. Обложению закятом подлежат зерновые, ягоды, драгоценности и домашние животные. Налог закят, как было отмечено, взимается только с мусульман. Чтобы платить налог закят, мусульманин должен был совершеннолетним, неумалишенным и свободным (раб не платит закят).

Правонарушения категории тазир, результатом совершения которых является нанесение любого материального ущерба отдельным лицам, влекут за собой два иска различного характера: один – уголовный (возбуждаемый кади, который, таким образом, осуществляет судебное преследование и творит суд), а другой – гражданский, по возмещению убытков. Такое подразделение представляет интерес в том отношении, что срок давности (по истечении десяти лет) учитывается только в отношении гражданского иска.

При рассмотрении дел категории тазир произвол судей, которым доверялось дело, ограничивался предписаниями суверена, или урфом.

В целом, на основе анализа института преступления в мусульманском праве, можно отметить, что мусульманское уголовное право характеризуется тесной связью с религией ислама, поскольку, выделяя три категории преступлений, Пророк с исключительной суровостью относился к религиозным правонарушениям, оберегая зарождавшуюся религию. Кроме того, можно выделить следующие признаки мусульманского уголовного права: значительные различия в разрешении вопросов о преступности отдельных деяний по учениям различных школ, широкое усмотрение судьи при вынесении приговора. В то же время мусульманские юристы разрабатывали важные теоретические вопросы не только Особенной части, но и Общей – о субъекте преступления, об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность, о соучастии, об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих уголовную ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты