Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

план:

стр

введение……………………………….………………………………….. 3-5

глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа

дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного

расследования……………………………………………………………. 6-22

глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении

уголовного дела……………………………………………………………23-35 глава 3. Взаимодействие

следователя и органа дознания в ходе предварительного

расследования……………………………………35-58 глава 4. Организация и деятельность

следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными

группами……………………………..59-65

заключение……………………………………………………………….66-69 Список использованной

литературы………………………………….70-72

2

ВВЕДЕНИЕ

Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе России,

связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением

политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм

общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные

преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых

документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом

преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом

правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается

агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более

опасные виды преступлений.

По данным Института государства и права РАН, в России ежегодно

совершается около 10 млн. преступлений. Официально регистрируется лишь

каждое четвертое, а по отдельным видам и того меньше. До судов доходит лишь

каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование. Причем из 30 тыс.

убийств и покушений на убийство, не раскрывается 6-7 тыс.

Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для

успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и

согласованное взаимодействие следственных органов и органов дознания,

сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения

доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует

необходимость повышения эффективности координации деятельности

правоохранительных органов, в частности органов следствия и дознания.

Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия органов

предварительного расследования. То, что каждое третье преступление в стране

остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий

органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами

взаимодействия, недостаточной профес-

3

сиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства

ответственности за порученное дело у следователей и работников органов

дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной

милиции.

Зачастую сотрудники органов предварительного расследования не имеют

представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде

органов при оформлении следователями поручений органам дознания допускается

постановка задач, которые выходят за пределы компетенции конкретного

учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей

о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения

последних с компетенцией милиции и других органов расследования.

Существование этих проблем в сложившейся ситуации (резко возросший

уровень преступности в стране в последние годы), конечно же, недопустимо и,

естественно является актуальным вопросом в настоящее время.

Все это свидетельствует о том, что без четко налаженного и

урегулированного законодательством взаимодействия органов следствия и

дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в

конечном итоге бороться с преступностью.

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал

потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые

трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при

осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть

содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть,

выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы

следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на

тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях

возбуждения

4

уголовного дела и предварительного расследования» является полное и

всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение

сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и

органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для

себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

5

глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа

дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного

расследования.

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя

и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих

успешное расследование преступлений.

Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их

обусловленность друг другом, согласованность действий.

Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная

по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью

наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного

судопроизводства1.

Взаимодействие призвано решать следующие задачи:

1. Расследование и раскрытие преступлений;

2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их

совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;

3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению

преступлений, и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными

предпосылками2:

- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью.

Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению

обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои

силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин;

взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное

осуществление этих задач;

- различием их полномочий. Действия следователя направлены на

_________________________________________________________________

[?] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при

расследовании преступлений. М: МФЮЗО при Академии МВД СССР – 1983 С-6

2 Там же

6

получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на

установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем

в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за

исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после

возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-

розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на

протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания

производства по делу.

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;

оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в

одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может

производить следственные действия;

- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью.

Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным

законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии

средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-

правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-

розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает

наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им

при взаимодействии со следователем;

- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из

отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе

взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им

средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в

основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих

органов3;

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________

3 Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу.

-Волгоград. -1976.-С.47.

7

-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений.

Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам

повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения

стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

- Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб,

осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не

устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их

деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей

каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В

процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства

властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав

и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении

физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат

обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе

взаимодействия между органами дознания и следствия присущ метод властных

предписаний.

Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты