Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания
план:
стр
введение……………………………….………………………………….. 3-5
глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа
дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного
расследования……………………………………………………………. 6-22
глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении
уголовного дела……………………………………………………………23-35 глава 3. Взаимодействие
следователя и органа дознания в ходе предварительного
расследования……………………………………35-58 глава 4. Организация и деятельность
следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными
группами……………………………..59-65
заключение……………………………………………………………….66-69 Список использованной
литературы………………………………….70-72
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе России,
связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением
политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм
общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные
преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых
документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом
преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом
правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается
агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более
опасные виды преступлений.
По данным Института государства и права РАН, в России ежегодно
совершается около 10 млн. преступлений. Официально регистрируется лишь
каждое четвертое, а по отдельным видам и того меньше. До судов доходит лишь
каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование. Причем из 30 тыс.
убийств и покушений на убийство, не раскрывается 6-7 тыс.
Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для
успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и
согласованное взаимодействие следственных органов и органов дознания,
сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения
доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует
необходимость повышения эффективности координации деятельности
правоохранительных органов, в частности органов следствия и дознания.
Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия органов
предварительного расследования. То, что каждое третье преступление в стране
остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий
органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами
взаимодействия, недостаточной профес-
3
сиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства
ответственности за порученное дело у следователей и работников органов
дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной
милиции.
Зачастую сотрудники органов предварительного расследования не имеют
представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде
органов при оформлении следователями поручений органам дознания допускается
постановка задач, которые выходят за пределы компетенции конкретного
учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей
о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения
последних с компетенцией милиции и других органов расследования.
Существование этих проблем в сложившейся ситуации (резко возросший
уровень преступности в стране в последние годы), конечно же, недопустимо и,
естественно является актуальным вопросом в настоящее время.
Все это свидетельствует о том, что без четко налаженного и
урегулированного законодательством взаимодействия органов следствия и
дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в
конечном итоге бороться с преступностью.
Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал
потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые
трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при
осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть
содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть,
выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы
следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на
тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях
возбуждения
4
уголовного дела и предварительного расследования» является полное и
всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение
сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и
органа дознания.
Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для
себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.
5
глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа
дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного
расследования.
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя
и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих
успешное расследование преступлений.
Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их
обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная
по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью
наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного
судопроизводства1.
Взаимодействие призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие преступлений;
2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их
совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению
преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными
предпосылками2:
- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью.
Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению
обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои
силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин;
взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное
осуществление этих задач;
- различием их полномочий. Действия следователя направлены на
_________________________________________________________________
[?] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при
расследовании преступлений. М: МФЮЗО при Академии МВД СССР – 1983 С-6
2 Там же
6
получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на
установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем
в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за
исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после
возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-
розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на
протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания
производства по делу.
Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;
оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в
одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может
производить следственные действия;
- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью.
Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным
законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии
средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-
правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-
розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает
наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им
при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из
отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе
взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им
средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в
основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих
органов3;
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3 Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу.
-Волгоград. -1976.-С.47.
7
-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам
повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения
стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.
- Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб,
осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не
устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их
деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей
каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В
процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства
властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав
и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении
физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат
обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе
взаимодействия между органами дознания и следствия присущ метод властных
предписаний.
Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13