устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на
специальную телефонную запись "02", которая храниться в дежурной части в
течение месяца26.
При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое
заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений
о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем
поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и
сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к
следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется
протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального
законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления.
Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-
оперативной группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о
совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообщения также регистрируются в
этих книгах).
Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение
начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления
возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК.
Провести досудебную подготовку материалов.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
25 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. -М-, -
1992.-С.32.
26 Инструкция "О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений
и сообщений, в органах и учреждениях внутренних дел и др. информации о
преступлениях и происшествиях", утв. Приказом МВД СССР №415. от.
11.11.1990.
27 См. Там же.
24
В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же
указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в
возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала.
Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в
Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в
возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной
порядковый номер28.
По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не
более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не
более десяти суток (ст. 109 УПК) должно быть принято решение о возбуждении
уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве
по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.
Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса,
которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий.
Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что
правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том
или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения
вовлекается множество государственных служб и граждан.
С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд
принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела.
Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в
деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств,
исключающих производство по делу.
Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения
уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые
предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.
____________________________________________________________________________
________________________
28 См. Там же.
25
Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела
можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление
гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления29.
УПК РСФСР определяет, что единственным следственным действием,
проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр
места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР). При этом одной из предпосылок
успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о
нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной
группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для
задержания преступника. Исследование этого вопроса в Московской области
показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый день
поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на второй
день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%30.
В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены
постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и
медвытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на
обслуживаемой территории и организует их взаимодействие31 .
Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении
сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению
его следов и задержанию преступника32 . Успех в таких случаях, независимо
от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от
инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей,
определенных ведомственными нормативными актами. Вот характерный пример:
дежурный по отряду полу-
_________________________________________________________________
29 Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к
возбуждению уголовного дела. Законность, № 12-1995. -С. 23.
30 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,
тактика. - М., 1992. -С. 34.
31 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. -М., 1989. -С.
11.
32 Инструкция "по организации взаимодействия подразделений и служб органов,
внутренних дед в расследовании и раскрытии преступлений" утверждена
приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
26
чив сообщение об ограблении ресторана и приметах грабителя, зная, что возле
ресторана должен находиться постовой, он тут же по рации информировал его
об этом, одновременно дал указание всем ПМГ и сотрудникам, работающим на
милицейских автомашинах. Немедленно следовать к ресторану для оказания
помощи постовому. Туда же он направил дежурную следственно-оперативную
группу. Извещенный по рации постовой задержал подозреваемого при выходе из
ресторана. Преступление было раскрыто в считанные минуты после того, как
дежурная часть приняла первый сигнал33.
Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия,
его квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление
сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее
эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике,
умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность
изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и
раскрытию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь
между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием
проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от
полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие
надлежащей информационной базы именно в начале расследования,
неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое
составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование
преступлений34.
Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов,
основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место
совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра;
комплексное исследование специальных
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
33 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело .№
1-471/98.
34 Вологин C.'M.. Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного
работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица,
совершившего квартирную кражу. -М.,
27
средств и методов представителями различных служб и подразделений органов
внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу
взаимодействующих лиц.
Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом
зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих
на место преступления, а так как основной организационной формой
взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным
вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание
взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью35.
Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь
является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он
осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы,
обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и
поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра,
как в процессе подготовки, так и при его проведении (ч. 4 ст. 127 УПК
РСФСР)
Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления,
его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен
проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей
работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может
привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников
других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного
происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при
осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить
сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики,
химики, строители и т.п36.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
35 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. "М., 1989.
-С. 23.
36 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов
внутренних дел. Методическое пособие подред. Л.М. КарнсевоЙ. -М.. ВНИИ МВД
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13